В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема вторая. Компьютер и демократия. 2. 1. Силовое воздействие информации Назад
Проблема вторая. Компьютер и демократия. 2. 1. Силовое воздействие информации
De minimis поп curat computer (82)
Tantumne ab re tua est oti tibi Aliena ut cures ea quae nihil ad te attinent? (83)

To, что при рассмотрении проблемы первой среди первоочередных понятий, подлежащих обсуждению, нами особо выделена информация, не случайно. Уже сейчас мы вынуждены прибегнуть к вспомогательным с точки зрения права рассуждениям, чтобы развеять широко распространенное заблуждение о несиловом характере воздействия информации.
При информационном процессе информирующая (воздействующая) система производит в информируемой (реагирующей) системе определенное преобразование, на что, естественно, требуется расходование свободной энергии. Эта энергия принадлежит самой реагирующей системе, а освобождает ее сигнал, причем "его информационное содержание, которое только и делает воздействие вообще конкретным сигналом, заключается в соответствии (качественном и количественном) энергии воздействия и энергии разрядки отражающей систем" (84). Поэтому-то, как мы уже установили (см. проблему первую), информация и является отношением соответствия двух систем.
Обычно, когда говорят об информационных процессах, имеют в виду перемещение и действие сигнала (системы сигналов, сообщения), который, дескать, и "несет" информацию ("сообщение, как знаковая система, несущая информацию"(85); "информация - это сигнал или группа сигналов, несущих на себе значение, след какого-то факта или события... это все то, что доставляет нам об этом факте сведения или сообщения" (86). В действительности же в самом сигнале (сообщении) нет никакой информации и вообще нет ничего, кроме запаса энергии. Как справедливо отмечает В. Здоровега, "информация замещает физические явления их эквивалентами, которые выражаются во многих отношениях более простыми и удобными для действия знаками" (87).

Таким образом, отношение соответствия энергетических состояний двух систем приобретает знаковый характер, а сам сигнал становится знаком, когда он моделируется механизмом отражательных аппаратов отдельного человека, массового сознания, человеко-машинных систем, компьютеров в виде возбуждения их соответствующих элементов.

Информационное воздействие, будучи "силовым" по характеру, может иметь для реагирующей системы различные, иногда прямо противоположные последствия: оно обеспечивает сохранение или развитие этой системы либо разрушает ее. Поэтому использование компьютеров в политической сфере жизни существенно влияет на практику демократии, изменяет отношения между властью и гражданами, порождает новые необычные проблемы и знаменует наступление эпохи "компьютеризованной политики".

Приведем несколько примеров "силового" воздействия информации. Некоторые системы кабельного телевидения предоставляют телезрителю возможность интерактивных действий (взаимодействий). Заметим, что в США, например, такими системами пользуются около миллиона семей. "Теледемократия", или широкая "электронная демократия", при которой граждане, находясь у себя дома, могут голосовать в ходе репортажей с митингов, демонстраций или теледебатов политических деятелей, несомненно, существенно изменит характер политического диалога. Да и политические деятели имели бы возможность уточнять свои позиции, корректировать их регулярно с помощью мгновенных интерактивных контактов с населением. Можно себе представить, какой "силовой" эффект окажет такая форма "электронной демократии", если немного экстраполировать существующую практику. Так, в США весьма популярна передача "Гонг шоуз", участников которой электронная система автоматически отключает, когда они становятся неинтересны большинству телезрителей. Организаторы этой экспериментальной передачи были поражены высоким уровнем интереса зрителей, их глубокой обеспокоенностью относительно равенства доступа к средствам участия, а также их чувством ответственности за установление теледемократической повестки дня или формулирование вопросов, которые могли бы подойти для электронного голосования (88).

Приведем другой пример. "Использование ЭВМ увеличивает силу забастовщиков" - так называется один из инструктивных профсоюзных документов, выдержку из которого целесообразно привести: "Раньше, когда служащие конторы объявляли забастовку, она оказывала небольшое действие. Сегодня, если заработная плата на предприятии рассчитывается на ЭВМ, то забастовка конторщиков может остановить весь завод. В прошлом, когда инженер-проектировщик присоединялся к забастовке, он просто откладывал в сторону свои карандаш и ластик, и проходило довольно длительное время, пока это начинало сказываться на производстве. Теперь, когда всюду используются компьютеры, результаты достигаются быстрее и эффективнее. Это значительно увеличивает забастовочную силу профсоюзов и усиливает их позиции в переговорах с предпринимателями"(89).

Действительно, угроза забастовки, сопровождающейся блокированием компьютеров, оказалась для английских банковских служащих, работающих с ЭВМ, поразительно эффективной. Заработная плата была увеличена им на 22,5%. Забастовка на трех вычислительных центрах в 1973 году стоила почтовому ведомству Великобритании 23 млн. фунтов. А забастовщики фирмы "Хонейвел" (США) практически лишили центральный компьютер одной из компаний возможности производить необходимые расчеты, использовав магнитную запись непрерывно повторяющихся сигналов вызова (90).

"Силовой" характер информационного воздействия, как отмечалось выше, может повлечь не только существенные изменения в какой-то системе или ее разрушение, но и ее сохранение. Так, возможность пользоваться кабельно-спутниковым телеканалом общественно-политических новостей, транслирующим заседания в конгрессе США, позволяет любителям политики внимательно наблюдать за своими депутатами и иметь запись всех их выступлений. В СССР это тоже в принципе возможно и уже делается (с поправкой на то, что далеко не все в такой степени интересующиеся политикой имеют видеомагнитофоны, а имеющие их далеко не всегда интересуются политикой). Однако здесь необходим переход на качественно иной уровень. Так, Национальный комитет республиканской партии США уже записывает все свои заседания и хранит эти записи таким образом, чтобы можно было иметь немедленный доступ к ним через телекоммуникационную сеть. Важно, что в отличие от того, как принято в "Конгрешнл рекорд", записи заседаний не могут быть изменены до их распространения (91).

Сходная проблема стоит и перед нами. Известно, что "стенограммы" заседаний Верховного Совета СССР, мягко говоря, не всегда совпадают со сказанным на сессии, причем смысл высказываний иногда оказывается прямо противоположным (92).

Наличие же электронного архива не позволило бы искажать информацию.
И, наконец, еще один аспект информационного взаимодействия - психологический. Переход к компьютеризации политики связан главным образом с соединением (или объединением) участников политической жизни посредством телекоммуникационных компьютерных сетей. "Однако такое соединение не может осуществляться произвольно, а только в том случае, если состояние одной системы приходит в зависимость от состояния соединенной системы, - отмечает Ю. А. Шерковин. - Соединенные в единую коммуникационную цепь системы различного рода вступают в отношения изоморфного соответствия... Это общее... положение верно для любой коммуникации в природе и обществе. Но особенно наглядно оно выступает тогда, когда изоморфное соответствие события и сигнала устанавливается в результате целенаправленной деятельности людей, т. е. в процессе продуцирования, передачи и приема сигналов, специально предназначенных для человеческой коммуникации... В этих случаях необходимым условием для коммуникации является наличие на концах коммуникационной цепи двух функциональных согласуемых систем - психики коммуникатора и психики реципиента (или реципиентов (93).

Следовательно, познанию механизма "силового" воздействия информации может помочь и политическая психология.

Советские избиратели раньше рассматривали предвыборную кампанию как определенный ритуал. Кстати, при такой избирательной "культуре" значительно проще осуществить переход к компьютеризованным схемам голосования, поскольку характер процедуры остается прежним и к тому же позволяет экономить время. Правда, скорее всего возрастет количество голосов, поданных "против", но это не беспокоит самих избирателей. Сейчас, в условиях альтернативных выборов, неформальных избирательных кампаний и высокой политической активности населения избиратели ждут, что их кандидаты будут вступать с ними в контакт, и стремятся к этому. А значит требуются куда более высокий уровень компьютеризации и более сложные технологии.

Еще один психологический фактор использования в политической жизни компьютерной техники связан с реальной политической волей избирателей перестать быть пассивными в условиях ее применения. Однако даже тогда, когда "компьютерная демократия" получит достаточное свое развитие, часть граждан будет сопротивляться всем ее формам, так как она лишает их традиционного психологического комфорта

______________________________________________________________________________
82. Компьютер не занимается малозначительными делами (лат.) - ИБМ.

83. Неужели у тебя остается столько досуга от твоих собственных дел, что ты вмешиваешься в чужие, которые тебя нисколько не касаются (лат.) - Теренций. Сам себя наказывающий. 75-77.

84. Сетров М. И. Информационные процессы в биологических системах. С. 112.

85. Прохоров Е. П. Введение в журналистику. М., 1978. С. 14.

86. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. С. 80.

87. Здоровега В. Слово также есть дело. М., 1979. С. 65.

88. См.: Mediapouvoir. 1988. N 9.

89. Norman A. R. D. Computer insecurity. L., N. Y. 1983. P. 103-104.

90. Ibid. P. 144, 98, 147-148.

91. См.: Mediapouvoir. 1988. N 9.

92. См.: Комсомольская правда. 1990.10 янв.

Док. 564844
Опублик.: 27.05.09
Число обращений: 0

  • Проблемы компьютерного права

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``