В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фридман спасет `Аэрофлот` Назад
Фридман спасет `Аэрофлот`
Шереметьево у Фридмана

Несмотря на то что когда-то Москва была крупным транзитным центром авиаперевозок и руководство "Аэрофлота" не раз декларировало цель вернуть эти утраченные позиции, никаких инвестиций в строительство собственных терминалов, как это делают практически все крупные авиакомпании, так и не было сделано. Теперь этим займется глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман, который предложил Михаилу Касьянову передать аэропорт Шереметьево в управление своей компании.

Министерства не возражают

Премьер-министр правительства Михаил Касьянов поставил перед министерствами жесткие сроки - до конца этой недели Минтранс, Минимущество и Минэкономразвития должны представить в правительство предложения по передаче в управление `Альфа-Групп` ОАО `Международный аэропорт Шереметьево`.

По информации ГАЗЕТЫ, Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта поддерживает предложение Михаила Фридмана. В официальном ответе министерства на поручение Касьянова говорится, что "ГСГА рассмотрела предложение председателя совета директоров консорциума "Альфа-Групп" о заинтересованности в осуществлении проекта реконструкции транспортного комплекса в аэропорту Шереметьево и поддерживает в целом готовность консорциума инвестировать в развитие аэропорта Шереметьево собственные средства, а также средства привлеченных соинвесторов".

В Минэкономразвития сейчас детально прорабатывают новое предложение, но позиция министерства уже ясна: "Любое привлечение частного российского капитала в реальный сектор экономики расценивается нами однозначно положительно", - заявил ГАЗЕТЕ высокопоставленный чиновник ведомства Германа Грефа.

В Минимуществе пока не определились со своей позицией, но скептически расценивают шансы Фридмана на управление аэропортом. Единственным объяснением желания `порулить` Шереметьево представитель министерства считает "желание консорциума приватизировать аэропорт, чтобы переключить прибыли на себя". Собеседник ГАЗЕТЫ отметил, что "Минимущество лишь владеет акциями, а реально оценить предложение "Альфа-Групп" смогут только профильные министерства".

`Аэропортовый бизнес очень прибылен, гораздо прибыльнее, чем авиаперевозки`

"Конечная цель любых групп, которые интересуются аэропортовым бизнесом, - это участие в его приватизации", - говорит аналитик UFG Елена Сахнова. Вместе с тем в правительстве считают, что речь не идет о приватизации Шереметьево, и в программе приватизации на текущий год аэропорт не значится. "Даже если приватизация произойдет нескоро, аэропортовый бизнес очень прибылен, гораздо прибыльнее, чем авиаперевозки", - считает Сахнова.

"Сегодня аэропорт Шереметьево - очень прибыльная компания", - подтверждает ее слова заместитель руководителя департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Игорь Гаривадский.

В прошлом году выручка Шереметьево составила 2,7 млрд. рублей, а чистая прибыль - 540 млн. рублей. Эффективность аэропортовой деятельности достигает (а то и превышает) показатели эффективности в нефтегазовой отрасли, считают эксперты. И Шереметьево, несмотря на прекращение строительства нового терминала, является таким же прибыльным объектом.

`Альфа-Групп` готова помочь и в реализации проекта строительства нового терминала Шереметьево-3. Его стоимость оценивается в 300-350 млн. долларов. `В письме, которое было отправлено в правительство, нет конкретной сметы расходов по этому проекту, - рассказал ГАЗЕТЕ представитель `Альфа-банка` Вадим Юрко, - а комментировать возможную стоимость проекта и прочие его подробности до решения правительства было бы неправильно`.

Но эксперты утверждают, что это более прибыльный проект, чем первый и второй терминалы в Шереметьево, поскольку в этом кровно заинтересован `Аэрофлот`. Аэропорт может рассчитывать на то, что `Аэрофлот` приведет туда своих партнеров по предполагаемому международному альянсу. `Развитие аэропорта возможно только путем строительства нового терминала`, - говорит гендиректор `Аэрофлота` Валерий Окулов.

Если новый терминал будет построен, то через несколько лет пропускная способность Шереметьево может увеличиться в два раза - до 20 млн. пассажиров в год, в первую очередь за счет транзитных пассажиров, которых потеряла Россия после распада СССР. Доходы аэропорта при условии эффективного управления могут увеличиться более чем в два раза.

Участники конкурса

Шереметьево является объектом стратегического значения, решения по которому принимаются на правительственном уровне. "Вряд ли "Альфа-Групп` просто передадут в управление аэропорт, - считает представитель Минтранса. - Вероятно, будет объявлен конкурс на управляющую компанию, где компания Фридмана станет лишь одним из участников".

Эксперты полагают, что в конкурсе могут принять участие зарубежные компании, которые не первый год проявляют интерес к российскому аэропорту. Это французская Airport des Paris (ADP), немецкая Hochtief и шведско-финский концерн Skanska. С российской стороны к списку могут добавиться АФК `Система` и управляющая активами акционеров `Сибнефти` Millhouse Capital. Однако представители этих компаний не стали комментировать возможность участия в конкурсе на управляющую компанию Шереметьево.

Из обращения Михаила Фридмана к Михаилу Касьянову

"По общей оценке, сложившаяся сегодня ситуация вокруг аэропорта "Шереметьево" характеризуется крайней степенью нестабильности. Практически отсутствует дееспособная управленческая вертикаль, постоянно ухудшаются экономические показатели. В результате аэропорт теряет крупных партнеров. Последний пример - переход авиакомпании "Бритиш Эйрвэйс" на обслуживание в аэропорт "Домодедово".

В создавшихся условиях потенциальные инвесторы все более теряют интерес к Шереметьево, что делает планы реконструкции и развития транспортного комплекса непривлекательными и малоперспективными...

...В случае положительного решения о привлечении управляющей компании - одной из специализированных структур консорциума "Альфа-Групп" - нами будут решены ключевые вопросы по наведению должного порядка, вытеснению криминальных структур, обеспечению безопасности пассажиров и сохранности грузов, улучшению координации различных служб, работающих на территории комплекса.

При одобрении нашего подхода мы готовы представить в правительство РФ комплекс мер по кардинальному улучшению функционирования всей деятельности аэропорта, разработать программу реконструкции и развития транспортного комплекса, организовать инвестирование в проект как собственных, так и привлеченных средств".

СПРАВКА

Государство потеряло 2,5 года и десятки миллионов долларов

Проект строительства нового терминала `Шереметьево-3` был впервые озвучен `Аэрофлотом` в 2000 году. Новый пассажирский комплекс являлся для авиакомпании условием вхождения в международный авиационный альянс Sky Team. Но перевозчик до сих пор не смог договориться с руководством аэропорта об условиях хозяйствования в "Шереметьево-3" и разделения полномочий. Новый терминал стоил должности двум генеральным директорам аэропорта - Сергею Сутулову (в 2001 году) и Сергею Беляеву (в 2002 году). Сергей Беляев тогда разошелся во взглядах на будущее развитие аэропорта с председателем совета директоров `Шереметьево` Германом Грефом, который предлагал передать управление аэропортом иностранной компании. Тогда Греф ограничил функции исполнительных органов аэропорта лишь организацией оперативной деятельности, а гендиректору и менеджменту `Шереметьево` была поручена роль простых исполнителей. В результате, Беляева освободили от должности гендиректора. В соответствии с первоначальными планами, терминал должен заработать в конце 2003 года, но дальше закладки первого камня в фундамент будущего терминала строительство не пошло. задержка строительства комплекса на 2,5 года привела к тому, что, по оценкам экспертов, государство недополучит десятки миллионов долларов.

"Аэропорт потерял по итогам 2002 года 700 тыс. пассажиров. сейчас из аэропорта уходят не только чартерные, но и крупные авиакомпании"

Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации "Аэропорт":

"Если "Альфа-Групп" сможет найти 250--350 млн. долларов на строительство терминала Шереметьево-3, мы будем это только приветствовать. Главное, чтобы за этим не стояло намерение устроить очередной передел собственности в самом аэропорту Шереметьево. На сегодняшний день это единственный аэропорт в России, где государство владеет 100% акций. Однако из-за кадровой чехарды (до сих пор не назначен генеральный директор. - ГАЗЕТА) и структурных изменений, продолжающихся с октября 2002 года, аэропорт потерял по итогам 2002 года 700 тыс. пассажиров. Сейчас из аэропорта уходят не только чартерные, но и крупные авиакомпании".

"Важно то, каким образом в договоре между государством и подрядчиком будут прописаны возможности использования этого объекта"

Александр Баранов, вице-президент ИГ "Русские фонды":

"Сейчас "Альфа-Групп" помимо нефтяного и финансового бизнеса занимается проектами в различных сферах - в строительстве, связи, торговле. Поэтому, приняв участие в таком проекте, как Шереметьево-3, "Альфа-Групп" получает возможность комплексно "отбивать" деньги по многим направлениям. Скажем, в Шереметьево-3 могут быть построены АЗС, магазины, туда будет поставляться керосин - это все может происходить при непосредственном участии соответствующих подразделений "Альфа-Групп". Важно то, каким образом в договоре между государством и подрядчиком будут прописаны возможности использования этого объекта".

"Западных инвесторов, которые давно проявляли интерес к Шереметьево-3, отпугивали беспорядки и неразбериха вокруг этого проекта"

Денис Нуштаев, эксперт ИК "Метрополь":

"Скорее всего, это стратегические инвестиции. "Альфа" это делает для того, чтобы создать полноценный проект, который сейчас имеет для этого все ресурсы. Но проблема в том, что сейчас проект Шереметьево-3 не систематизирован. "Альфа-Групп", которая недавно продала BP часть пакета ТНК, ищет нормальный проект, в который можно было бы вложить деньги и затем продать иностранцам. Стратегических западных инвесторов, которые давно проявляли интерес к Шереметьево-3, отпугивали беспорядки и неразбериха вокруг этого проекта. Так что сначала "Альфа" наведет там порядок, а затем продаст иностранцам".


Андрей Красавин

15.04.2003

gzt.ru

Док. 564429
Перв. публик.: 15.04.03
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Гаривадский Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``