В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Боброва: Полюс голода Назад
Ольга Боброва: Полюс голода
Из Светлогорья сбежали сначала хозяин "Русского вольфрама", а потом еда

Во вторник, 6 апреля, Ира Сумарокова, мастер горно-обогатительного комбината Лермонтовский, принадлежащего ОАО "Русский вольфрам", в числе еще двух многодетных матерей получила от безвестных коммерсантов материальную помощь - натурой. В пайке было: по килограмму гречки, макарон и сахара, полтора кило муки и масла. Две банки консервированной сайры, две банки тушенки и банка сгущенного молока. Для семьи Сумароковых (с тремя детьми) это был праздник - после семи месяцев "урезанного", как говорит Ира, рациона - вдруг такое изобилие.

"Русский вольфрам" окончательно перестал платить зарплату своим рабочим в августе. Для приморского поселка Светлогорье комбинат был единственным источником дохода - из почти 1700 жителей около половины так или иначе привязаны к комбинату. Человек сто ездят вахтовым методом на Камчатку, Сахалин, Амурские прииски. Остальные - это дети, сотрудники больницы, школы, детдома, работники коммунальной сферы. Т.е. люди, зависящие от бюджета, который тоже оскудел в связи с остановкой ГОКа. Пенсионеры, зависящие от федерального бюджета, - в Светлогорье надежда и опора своих семей.

Задержки зарплат на комбинате случались и ранее, у людей выработались кое-какие механизмы адаптации. Осенью, когда еще были целы припасы с огородов, Светлогорье смотрело в будущее с оптимизмом. Вот и семья Сумароковых смело влезала в погреб за домашними консервами (чтобы не влезать в долги в магазине). К зиме стало совсем туго: от владельца не было никаких вестей, не говоря уж про зарплату.

Сумароковы съели все двенадцать мешков приусадебной картошки, включая семенную. Соленья тоже кончились, а мясных заготовок у них и не было. В поселке, как на грех, в прошлом году были введены штрафы за прогулки коров по улицам. Коровы стали невыгодны. А что дело обернется так плохо, никто тогда не думал.

И вот в Светлогорье начался голод. Магазины повесили таблички: "В долг не отпускаем" (хотя хлеб, молоко и растительное масло для детей все равно давали). Взрослые стали есть всякую дрянь, приготовленную по рецептам блокадного Ленинграда. Картофельные очистки, травки какие-то. Ира Сумарокова начала ходить в тайгу за корнем элеутерококка. Два часа туда, два - обратно, зато откопанные корни можно сдать в аптеку по 200 рублей.

Светлогорье научилось жить общиной.

- У нас даже предприятия коммунального хозяйства как-то сплотились, поддерживают друг друга, - рассказывает Александр Тююшев, глава администрации поселка. - Предположим, теплоснабжение недополучило по счетам и с энергетиками не расплатилось. Те по закону должны бы обратиться в суд и теплоснабжение обанкротить. А они - ничего, терпят. Потому что знают: обанкротится теплоснабжение - долгов тогда вообще никто не отдаст.

Только недавно коммунальщики вынуждены были отключить горячую воду в поселке - чтобы хоть как-то завершить этот отопительный сезон.

Комбинат лихорадило все последние годы: собственник, ОАО "Русский вольфрам", судился насчет ГОКа с другими претендентами на это имущество, управляющие менялись один за другим. Зарплату (5-7 тысяч) рабочим начисляли, но не выплачивали - сейчас за "Русским вольфрамом" 12 миллионов долга. Ныне предприятием управляет компания, зарегистрированная на Сейшельских островах. Прокуратура ищет владельца, но своих денег Светлогорье, кажется, уже не увидит.

Катастрофа в поселке случилась не вчера и не месяц назад. Люди писали в Москву, выходили на митинги, но власти Приморского края делали вид, что голод в поселке - это штатная ситуация. Но вот на очередном митинге в минувшую субботу работники, охраняющие накопитель, где хранятся вредные отходы комбината, заявили: из-за долгов по зарплате готовы остановить работу. А это может привести к утечке вредных веществ. Тут уж подключилось МЧС. "У нас после этого митинга одна проверка за другой!" - говорит по этому поводу А. Тююшев.

Оно и понятно: налицо федеральный скандал. До границы с Китаем от Светлогорья - рукой подать. Официальное Приморье вдруг прозрело: губернатор Дарькин принял решение о материальной помощи работникам предприятия (в сумме 150 тысяч рублей), коммунальщикам был обещан кредит, чтобы запустили горячую воду. А магазины, которые все эти месяцы работали в долг, сейчас собираются подключать к краевой целевой программе "Развитие малого и среднего бизнеса в Приморском крае на 2008-2010 годы". Из этого посыла губернатора все же не ясно: вернут предприниматели свои деньги или нет?

С момента, когда про Светлогорье узнала вся страна, прошла уже неделя. Поразительно, но за это время федеральные чиновники не посвятили ни единого своего слова поселку, который фактически дошел до животного состояния. Зато на краевом уровне - все внимание теперь Светлогорью.

- В связи со сложившейся ситуацией нам край выделил бюджет на общественные работы, - рассказывает глава поселка Тююшев. - Из тех, кто состоят на бирже как безработные, мы можем принять до сорока человек для работ по обустройству поселка. Зарплата у них будет 4,5 тысячи рублей. Здесь правда сразу встала следующая проблема: инвентарь надо покупать за счет поселкового бюджета. А где я возьму эти деньги, если я на зарплаты бюджетникам едва наскребаю? Комбинат не работает - в бюджет поступлений нет.

Что до помощи коммерсантам, то глава поселка, в отличие от губернатора Дарькина, говорит об этом, не виляя:

- Многим предпринимателям придется, наверное, смириться с тем, что средства свои они потеряют. Ну а как они могли по-другому? У нас все в поселке друг друга в лицо знают. И магазины хоть в январе и повесили бумажки, что в кредит продукты не отпускают, но я сам видел: люди брали и в долговые книги записывались. У некоторых магазинов долговые книги на сто тысяч и больше.

(Приходится признать, что губернатор Дарькин и отдельные частные магазины из поселка Светлогорье помогли своему населению на сопоставимые суммы.)

Или вот еще одна инициатива, которой край собирается поддержать поселок Светлогорье: в школах "для снятия социального напряжения" детей, чьи родители числятся на предприятии, станут дважды в день кормить горячей едой. Таких детей в поселке 69. Но восемнадцати из них в питании решено отказать, поскольку их отцы работают вахтовым методом за пределами города. Считается, что эти дети благополучнее других, хотя многие отцы в последние кризисные месяцы вернулись домой и живут вместе с семьями картофельными очистками и корнем элеутерококка.


08.04.2009

www.novayagazeta.ru

Док. 564256
Перв. публик.: 08.04.09
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Боброва Ольга

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``