В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с журналистами по завершении совещания о бюджетной политике в 2010-2012 годах Назад
Беседа с журналистами по завершении совещания о бюджетной политике в 2010-2012 годах
Вчера наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" в материале "Важнейший документ рассматривали сегодня в Кремле" опубликовала и откоментировала выступление Президента России Дмитрия Медведева на совещании о бюджетной политике в 2010-2012 годах и текст Бюджетного послания Президента России Правительству и Федеральному Собранию.

Сегодня с помощью пресс-службы Президента России у нас появилась возможность дополнить этот материал ответами на вопросы журналистов Заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Алексея Кудрина и помощника Президента Аркадия Дворковича по завершении совещания о бюджетной политике в 2010-2012 годах с нашим последующим комментарием, что мы с удовольствием и делаем.

А.КУДРИН: Уважаемые друзья! Сегодня подписано Бюджетное послание Президента, в котором определены главные цели, задачи бюджетного процесса на ближайшие три года. Бюджетное послание исходит из особой ситуации, в которой находится и мировая экономика, и российская экономика. И мы ожидаем дополнительных проблем, связанных со снижением мировой экономики, это отразится и на дополнительном снижении ВВП Российской Федерации (конкретные цифры этих прогнозов мы обнародуем в ближайшее время), что, конечно, создаёт особые вызовы для бюджетного процесса.

В Бюджетном послании отмечено, что объём расходов бюджета в следующем году снизится по отношению к 2009 году. Это понятно и в связи с тем, что в этом году мы пошли на беспрецедентный объём антикризисных мер и на дефицит бюджета равный 7,4 процента. Как сегодня было сказано, это по оптимистическому варианту, с учётом новых вызовов снижения ВВП это может быть и больше.

Соответственно, снижение до цифр, которые мы определили как ориентиры, пять процентов в следующем году, три процента в 2011 году - это серьёзная задача, которая требует реструктуризации бюджетных расходов, проведения реформы и в части бюджетных учреждений, повышения эффективности отдачи каждого рубля. Поставлен вопрос о пересмотре ряда программ, перенесении сроков выполнения ряда программ, концентрации ресурсов на самых приоритетных направлениях, которые связаны и с социальным развитием, и с нацпроектами, с инфраструктурными объектами, но при общем снижении расходов.

В ближайшее время нам придётся определиться по основным параметрам бюджета. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что инвентаризация расходов, переход к программно-целевому планированию в большем объёме всех средств бюджета, чем это было раньше, экономия, оптимизация - это вот ключевые задачи ближайшего времени, что, я думаю, позволит в результате повысить эффективность и отдачу каждого рубля. В условиях благоприятных нам иногда хотелось больше потратить, не особо задумываясь об эффективности, эффективность как бы оставалась на втором плане. Сегодня это вызов дня, и поэтому думаю, что все министерства и ведомства должны будут пройти защиту своих новых бюджетов, начиная с 10-го по12-й год, с условием обязательного повышения эффективности расходов. Соответствующие индикаторы и показатели нам надо будет учесть, внедрить.

Конечно, будем заниматься оптимизацией налоговой нагрузки, будем в первую очередь поддерживать малый бизнес, и реализуем те решения, которые были недавно озвучены. Они и в Бюджетном послании определены. Это увеличение планки тех доходов малых предприятий, которые перейдут на упрощенную систему оплаты. Проведётся ряд мероприятий, связанных со стимулированием энергоэффективной экономики, соответствующая программа и проект закона сейчас обсуждаются. Соответственно, и налоговые стимулы также здесь будут кстати.

Вот это ряд мер, на которые бы я сегодня обратил внимание в первую очередь.

А.ДВОРКОВИЧ: Я добавлю только один момент, сегодняшнее совещание, в том числе, показало важность консолидированной работы всех ветвей и уровней власти: и Президента, и Правительства, отдельных ведомств, Федерального Собрания, а также региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса. У каждого, конечно, своя роль, но в нынешних условиях совместная консолидированная работа по всем тем направлениям, о которых было сказано, критически важна, иначе эффективного исполнения тех обязательств, которые у нас есть, реструктуризации расходов и выхода на модернизацию и технологическое обновление экономики просто не добиться. Мы именно таким образом получили поручение от Президента - работать, и приступили к выполнению Бюджетного послания.

ВОПРОС: Исходя из какой цены на нефть будет верстаться бюджет?

А.КУДРИН: Очень важный момент Послания - о необходимости макроэкономической стабильности. И в связи с этим было предложено Правительству исходить из макропрогноза, связанного с консервативным вариантом. Соответственно, консервативный вариант в наших предварительных оценках предполагает цену на нефть: 50 долларов - в 10-м году; 52 - в 11-м; 53 - в 12-м. Повторяю, это предварительный наш прогноз, который мы окончательно подготовим в ближайшее время.

ВОПРОС: Скажите, какие варианты снижения налоговой нагрузки рассматриваются, и какие сроки могут быть?

А.КУДРИН: Я уже отметил те моменты, которые мы, безусловно, уже готовы реализовывать, связанные с малым бизнесом, связанные с поддержкой энергоэффективной экономики. Такие меры разрабатываются. Дополнительные меры требуют очень серьезного взвешивания, анализа. Конечно, мы его проведем.

ВОПРОС: Один из пунктов Президента Медведева - модернизация экономики. Какие средства (Вы говорили, что большие) государство готово выделить? О каких средствах идёт речь?

А.ДВОРКОВИЧ: Речь идёт о том, что весь бюджет должен быть направлен на реализацию этой задачи. И когда речь идет, например, о федеральных целевых программах, о программах реструктуризации отдельных секторов экономики, у нас есть такие программы: судостроение, авиастроение, жилищное строительство. У нас есть инструменты налоговой политики, у нас есть инструменты, связанные с государственными закупками, предъявлением требований к тем товарам и услугам, которые закупаются на рынке. У нас есть инструменты сегодняшней антикризисной поддержки предприятий. И Президент сказал о том, что мы должны создавать условия для таких предприятий, чтобы они проводили модернизацию, повышали эффективность, в том числе и энергетическую эффективность. Мы будем пользоваться всеми этими инструментами. Выделение каких-то отдельных программ модернизации экономики мы не планируем.

А.КУДРИН: Я бы добавил к этому, что вообще любая страна для своей модернизации прежде всего создает экономику с дешевым и долгосрочным кредитным ресурсом. Это главное - ресурс, и если он есть, то тогда модернизация будет проходить максимально ускоренно. Кроме того, что есть и налоговые стимулы в части дополнительной амортизации, быстрого переноса стоимости уменьшения налогооблагаемой базы в связи с модернизацией, вот эти меры мы уже приняли. Уже с этого года, как вы знаете, соответствующие налоговые стимулы заработали.

Если говорить о низкой кредитной ставке и долгосрочном ресурсе, то он складывается в условиях более стабильной экономики, но один из факторов серьезных - это снижение инфляции. Соответственно, в этом году мы ожидаем инфляцию в пределах 13 процентов, как мы и говорили. Но у нас есть хороший потенциал снижения инфляции в ближайшие два года: до 10 процентов в следующем году, но, может, даже и ниже. Мы еще раз это взвесим. Соответственно, как только произошел уже сейчас перелом - буквально месяц назад - в тенденциях снижения инфляции, уже и ставки постепенно, пусть понемногу, стали снижаться. Это главное.

Могу сказать, в докризисный период, с учетом того, что нам пока еще приходилось год за годом снижать инфляцию, и пока ресурс не был, может, таким дешевым и долгосрочным, главную кредитную поддержку получили отрасли строительства, торговли, недвижимости. У нас в этой области кредитные возможности росли в год по 30-50, а в сфере недвижимости - 80 процентов за один год, прирост кредита. А в сфере переработки, машиностроения, станкостроения - был ниже 10 процентов, прирост кредита, потому что там нужны кредиты с более долгосрочной и с более низкой ставкой.

В этом смысле модернизация экономики будет связана с созданием, в том числе и бюджетными налоговыми средствами, стабильности, которая позволит иметь длинный финансовый ресурс, как говорят, "длинные деньги" на рынке. И все институты финансового рынка - и бюджет, и макроэкономика, и финансовые институты, включая вложение сбережений, будь то государственных структур, как Пенсионного фонда, будь то населения - должны будут заработать. Вот это - главный механизм. Сумеем его создать, эти институты, значит, модернизация будет продлена. Вот этому будет сейчас очень много посвящено.

ВОПРОС: Резервный фонд, Аркадий Владимирович.

Вы говорили о том, что одна из задач - это аккуратно тратить средства Резервного фонда. На сколько лет его нужно растянуть? Говорили о том, что он может кончиться, за год-два.

А.ДВОРКОВИЧ: Искусственно растягиваться расходование средств Резервного фонда не будет. Резервный фонд направлен на сглаживание колебаний расходов, когда у нас наблюдается положительная конъюнктура или отрицательная. Сегодня - отрицательная, поэтому сегодня средства Резервного фонда тратятся. Но, в конечном счете, объемы таких трат определяются теми целями, которые мы перед собой ставим. Мы ставим цели двоякие, но связанные между собой. Первое - то, о чем только что говорил Министр финансов, это сохранение макроэкономической стабильности, и поэтому мы не можем себе позволить избыточный бюджетный дефицит, а значит, и избыточные расходы из Резервного фонда. С другой стороны, мы не должны создавать избыточный шок для экономики из-за снижения, чрезмерного снижения государственных расходов. Оптимальный баланс Правительство, Президент, Федеральное Собрание, все вместе, будут искать в рамках бюджетного процесса, и такой баланс будет найден.

ВОПРОС: А на сколько хватит его?

А.КУДРИН: При дефиците в 5 процентов в следующем году, если нам удастся его выполнить, то мы уже в следующем году потратим Резервный фонд, а Фонд национального благосостояния, конечно, будет еще сохраняться. Но если нам удастся сокращать дефицит до трех процентов в последующем, то у нас при цене выше 50 долларов есть перспектива, что Резервный фонд даже снова начнет восстанавливаться уже с 2011 года. Поэтому мы исходим примерно из таких задач, что в следующем году при еще некотором дефиците более высоком, чем для обычной ситуации, мы готовы его потратить, в том числе мы будем заимствовать больше. Тем не менее все равно нам, по-видимому, придется его потратить, а вот с 11-го года, может, уже он начнет восстанавливаться. При этом, повторяю, это опять же зависит от объема дефицита, который мы получим ...

ВОПРОС: А какие могут быть заимствования? Какие внутренние, какие внешние?

А.КУДРИН: Россия имеет хорошую возможность рыночных заимствований, которые мы, конечно, будем проводить в удобное время с учетом конъюнктуры рынков. Мы предполагаем вернуться к внешним заимствованиям в следующем году. В следующем году наши заимствования могут составить более 7 миллиардов долларов. При этом мы, повторяю, будем смотреть, если будет конъюнктура позволять, можем и больше занять, а в последующем это будет больше 10 миллиардов долларов в год. Опять же объем будет определяться конъюнктурой рынков, что позволит нам вести сбалансированный бюджет с учетом вот того разумного дефицита, который мы будем иметь.

ВОПРОС: То есть в МВФ идти не надо?

А.КУДРИН: Да, мы к МВФ обращаться не предполагаем.

ВОПРОС: Президент сказал, что кризис далек от завершения. Что дает основания говорить об этом, и есть ли оптимистический вариант развития взамен консервативному?

А.КУДРИН: Могу сказать, пессимистический вариант говорит о том, что по ряду мировых индикаторов всё-таки продолжается спад мировой экономики, он будет в этом году, безусловно, самым глубоким за последние 40-50 лет. И, скажем, что будет в следующем году - например, прогноз за последние три месяца пересматривался раза три по поводу следующего года. В следующем году ведущие мировые экономики, включая Европу, под вопросом пока США, снова могут получить снижение ВВП, даже в следующем году. Это последние оценки последних трех недель ведущих мировых институтов, включая МВФ, ОЭСР, Евросоюза. Поэтому это новая информация, которая заставляет нас говорить о том, что кризис будет затяжным, следующий год будет еще характеризоваться низкими показателями. Например, в США безработица достигнет пика только к началу 2010 года. Объем загрузки мощностей в настоящий момент находится на самом низком уровне вообще за весь период наблюдений с начала 60-х годов, и так далее. Это новая серия материалов, документов.

Во-вторых, мы предполагаем, что в мировом финансовом секторе ещё не завершился кризис, что пока еще не решены все вопросы финансовой системы. Потом финансовая система будет иметь отраженный еще удар от ситуации в реальном секторе. И после серии банкротств крупных корпораций, которые уже начинаются, конечно, финансовые институты, которым не будут возвращены кредиты, почувствуют дополнительные проблемы. Сейчас, только что проведены стресс-тесты, которые тоже требуют дополнительной капитализации банковской системы. Я повторяю, это мировые индикаторы, я могу о них говорить больше, пока не вселяют большого оптимизма.

Если говорить о российской экономике, то у нас есть оптимистический прогноз, который предполагает, что в следующем году у нас будет рост. И тогда, конечно, это позволяет шаг за шагом выправлять ситуацию, что не меняет наших ключевых задач в бюджетном процессе. В бюджетном процессе нам придется в номинальном выражении снижать объем расходов, в том числе по ключевым направлениям. Это тоже в Бюджетном послании сказано.

ВОПРОС: В связи с последними данными есть прогнозы по безработице новые?

А.ДВОРКОВИЧ: Сегодня было всероссийское совещание, связанное с реализацией программ на рынке труда, его проводили вице-премьер Александр Жуков и Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.

По тем данным, которые они получили, фактически прекратился рост регулируемой безработицы. Это связано со многими факторами, но в том числе и с тем, что в отдельных секторах экономики падение прекратилось. Хотя есть, конечно, и сезонные факторы. Но есть и факторы, связанные с реализацией программ занятости, принятых на региональном уровне по соглашениям с Министерством.

Что касается в целом прогнозов ситуации, пока еще у нас нет ощущения, что ситуация исправится быстро. В ближайшие месяцы сложная ситуация на рынке труда сохранится. Но реализация тех программ, которые были приняты, позволит эту ситуацию держать под контролем, стабилизировать, реагировать на те дополнительные сложности, которые будут возникать у отдельных предприятий в отдельных регионах. Мы какого-либо существенного ухудшения ситуации уже не ожидаем".

В своём вступительном слове Алексей Кудрин рассказал о ряде мер, которые следуют из Бюджетного Послания Президента России Дмитрия Медведева. Это и снижение расходов бюджета в следующем году, и планируемое снижение ВВП в этом году на 7,4%, на 5% в следующем и на 3% в 2011 году.


"В ближайшее время нам придётся определиться по основным параметрам бюджета. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что инвентаризация расходов, переход к программно-целевому планированию в большем объёме всех средств бюджета, чем это было раньше, экономия, оптимизация - это вот ключевые задачи ближайшего времени, что, я думаю, позволит в результате повысить эффективность и отдачу каждого рубля. В условиях благоприятных нам иногда хотелось больше потратить, не особо задумываясь об эффективности, эффективность как бы оставалась на втором плане. Сегодня это вызов дня, и поэтому думаю, что все министерства и ведомства должны будут пройти защиту своих новых бюджетов, начиная с 10-го по12-й год, с условием обязательного повышения эффективности расходов. Соответствующие индикаторы и показатели нам надо будет учесть, внедрить", - сказал Алексей Кудрин.

Аркадий Дворкович добавил к этому выступлению Алексея Кудрина только, что всё это потребует "важность консолидированной работы всех ветвей и уровней власти: и Президента, и Правительства, отдельных ведомств, Федерального Собрания, а также региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса".

Журналисты спросили из какой цены на нефть будет верстаться бюджет. Алексей Кудрин ответил так:

"Очень важный момент Послания - о необходимости макроэкономической стабильности. И в связи с этим было предложено Правительству исходить из макропрогноза, связанного с консервативным вариантом. Соответственно, консервативный вариант в наших предварительных оценках предполагает цену на нефть: 50 долларов - в 10-м году; 52 - в 11-м; 53 - в 12-м. Повторяю, это предварительный наш прогноз, который мы окончательно подготовим в ближайшее время".

Он же сообщил, что варианты снижения налоговой нагрузки на малый бизнес уже внедряются, а дополнительные меры будут разрабатываться.

Отвечая на вопрос о том какие средства будут выделены на модернизацию экономики Аркадий Дворкович прямо указал, что на это будет направлен весь бюджет. А Алексей Кудрин добавил, что "вообще любая страна для своей модернизации прежде всего создает экономику с дешевым и долгосрочным кредитным ресурсом. Это главное - ресурс, и если он есть, то тогда модернизация будет проходить максимально ускоренно. Кроме того, что есть и налоговые стимулы в части дополнительной амортизации, быстрого переноса стоимости уменьшения налогооблагаемой базы в связи с модернизацией, вот эти меры мы уже приняли. Уже с этого года, как вы знаете, соответствующие налоговые стимулы заработали". Он сказал, что "модернизация экономики будет связана с созданием, в том числе и бюджетными налоговыми средствами, стабильности, которая позволит иметь длинный финансовый ресурс, как говорят, "длинные деньги" на рынке. И все институты финансового рынка - и бюджет, и макроэкономика, и финансовые институты, включая вложение сбережений, будь то государственных структур, как Пенсионного фонда, будь то населения - должны будут заработать. Вот это - главный механизм. Сумеем его создать, эти институты, значит, модернизация будет продлена. Вот этому будет сейчас очень много посвящено".

Отвечая на вопросы о Резервном фонде Аркадий Дворкович сообщил, что эти деньги нужно тратить и их хватит ещё на год, а с 2011 года Резервный фонд начнёт даже восстанавливаться.

Что касается заимствований на внешнем или внутреннем рынке, то Алексей Кудрин сообщил, что Правительство к ним прибегнет в следующем году в размере от 7 до 10 миллиардов долларов, но в Международный валютный фонд обращаться не будет.

Говоря о кризисе, Алексей Кудрин утверждал, что мировая экономика и в следующем году может получить снижение ВВП и что мировой финансовый кризис ещё не завершился.

Обрадовал журналистов Алексей Кудрин следующим заявлением:

"Если говорить о российской экономике, то у нас есть оптимистический прогноз, который предполагает, что в следующем году у нас будет рост. И тогда, конечно, это позволяет шаг за шагом выправлять ситуацию, что не меняет наших ключевых задач в бюджетном процессе. В бюджетном процессе нам придется в номинальном выражении снижать объем расходов, в том числе по ключевым направлениям. Это тоже в Бюджетном послании сказано".

Может быть его предсказание и сбудется. Надежда как известно юношей питает и отраду старцам придаёт.

Последний вопрос касался ситуации с безработицей и Аркадий Дворкович сообщил, что сейчас прекратился рост регулируемой безработицы, но у них нет ощущения, что ситуация исправится быстро. "В ближайшие месяцы сложная ситуация на рынке труда сохранится. Но реализация тех программ, которые были приняты, позволит эту ситуацию держать под контролем, стабилизировать, реагировать на те дополнительные сложности, которые будут возникать у отдельных предприятий в отдельных регионах. Мы какого-либо существенного ухудшения ситуации уже не ожидаем", - сказал он.

Ответ в большей степени тоже оптимистический, чем пессимистический. Будем ждать дальнейших сообщений.

В целом и Алексей Кудрин и Аркадий Дворкович удовлетворили любопытство журналистов и рассеяли туман по отдельным проблемам. И это уже хорошо.

Олег Родионов.

26 мая 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 564251
Перв. публик.: 26.05.09
Последн. ред.: 27.05.09
Число обращений: 0

  • Кудрин Алексей Леонидович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Дворкович Аркадий Владимирович
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``