В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Муниципальная реформа будет проведена до 2006 года Назад
Муниципальная реформа будет проведена до 2006 года
В пятницу, 24 сентября, в малом зале администрации Новосибирской области состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы по местному самоуправлению. По словам председателя думского комитета Владимира Мокрого, основными темами совещания депутатов стали проблемы внедрения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в сибирских регионах. Представители же региональных властей все проблемы переложили на федеральный центр.

Федеральный закон N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был принят в 2003 году и предполагает создание муниципальных образований на уровне как городов и районов, так и науровне поселений. Введение закона в действие предполагалось провести с 1 января2006 года, для чего все федеральные и региональные власти провели т.н. муниципальную реформу. Однако принятые 21 сентября Госдумой поправки к закону отложили этот срок еще на три года.

Мероприятие под названием "семинар-совещаниео практике реализации закона о местном самоуправлении в Новосибирской области" первоначально планировалось как отчетное для региональных и местных властей столицы Сибири, которые взяли на себя повышенные обязательства по внедрению новых принципов местного самоуправления у себя на территории.
В течение двух дней думские депутаты в сопровождении Губернатора области Виктора Толоконского, спикера областного Совета Виктора Леонова и мэра самого большого муниципального образования в России - города Новосибирска Владимира Городецкого посещали различные учреждения городской инфраструктуры, объекты ЖКХ, органы территориального общественного самоуправления, встречались с новосибирцами, выясняя для себя, насколько новая организация местной власти отвечает требованиям самих жителей города-"миллионника".

Увиденное явно вдохновило думцев, которые на встрече с представителями всех сибирских регионов ставили Новосибирск в пример. Председатель комитета думы по местному самоуправлению Владимир Мокрый, который является основнымразработчиком федерального закона, пожалел, что "уникальный опыт новосибирцев мало известен стране, а надо бы его активнее пропагандировать".

Впрочем, от оптимизма депутата Мокрого вскоре не осталось и следа, как только ктрибуне совещания один за одним стали выходить сибирские депутаты. Основной темой их выступлений явились поправки в федеральный закон, принятые Думой буквальнонакануне совещания, когда основной состав профильного комитета находился на полпути в Новосибирск.

Представители сибирских регионов не скрывали своего изумления в отношении новойдаты полного вступления закона в силу с 1 января 2009 года. Депутат красноярского Законодательного Собрания Алексей Клешко попенял коллегам из Думы о "полном секрете вокруг проекта":
"Мы были у вас две недели назад, вы ничего не говорили об этих поправках. Как это теперь понимать, как принимать?" -спросил красноярский депутат.

Его вопрос немало взволновал всех участников совещания,которые все свои выступления и комментарии уже по ходу совещания выстраивали под новые правила игры, установленные федеральным центром.
В адрес Владимира Мокрого полетели упреки в том, что в 2003 году все регионы были поставлены в жесткие условия обязательного проведения муниципальной реформы, провели колоссальную организационную работу, приняли сотни региональных законов, провели или проводят выборы в органы местного самоуправления.

Представитель Алтайского краевого Совета депутатов Игорь Вольфсон с трибуны заседания комитета прямо обвинил в бездействии федеральное правительство и Государственную Думу, которые, по его словам, "в течение двух лет так и не соизволили разработать и утвердить необходимые нормативные акты по экономической и бюджетной обеспеченности муниципальных образований низового уровня".
По мнению алтайского депутата, теперь, когда вокруг федерального закона возникли "неопределяемые в терминах зависания", все673 муниципальных образования Алтайского края "оказались на грани исчезновения как юридические образования, а люди в них - заложниками чехарды судорожных решений властей".

Столь резкое выступление Игоря Вольфсона подстегнуло профессиональное самолюбиедумцев. Депутат от ЛДПР Андрей Броницын обвинил думское большинство в том, что "они (депутаты "Единой России") голосовали в бессознательном состоянии". Ему парировал представитель "Единой России" Георгий Леонтьев, объявив, что фракция ЛДПРголосовала консолидировано за эти поправки.

Прения депутатов Думы пресек Владимир Мокрый, который взял слово вне программы заседания. Его пространственный экскурс в историю местного самоуправления в России отвлек внимание от горячей темы и позволил вернуть дискуссию в первоначальное русло. По словам руководителя комитета, нынешняя реформа законодательно возвращает страну к начальным истокам самоуправления и "позволяет не только приблизить власть непосредственно к народу, но и сохранить ее выборность, усилить ее ответственность". Возразить на это было некому.

Успокаивая участников заседания, разгоряченных дискуссией, заместитель полпредаПрезидента РФ в СФО Любовь Бурда констатировала, что все 16 сибирских губернаторов в начале сентября доложили о полной готовности регионов к переходу на новую систему местного самоуправления уже с 1 января 2006 года. Появление даты 1 января 2009 года, по ее словам, мера вынужденная и необходимая для 18 регионов центральной и южной части страны, которые в силу разных причин не смогли провести муниципальную реформу "как это было положено, и как это было сделано у нас в Сибири", - подчеркнула Любовь Бурда. Ее оптимизм вернул Владимира Мокрого в строй, и онвсе же дал подробный комментарий новых поправок.

Во-первых, отметил он, дата 1 января 2006 года как день вступления закона в силу остается основой и обязательной для тех, кто уже в заявительном порядке объявил о создании муниципальных образований на уровне поселений и выборах местных властей. 1 января 2009 года остается ориентировочной датой для тех немногочисленныхрегионов, которые обратились в федеральный центр с предложением перенести конкретно для них сроки введения местного самоуправления двух уровней на более позднее время.

Во-вторых, Владимир Мокрый объявил о том, что все полномочия, связанные с культурой, охраной памятников культуры и массового спорта последними поправками оставлены за районными властями. Также новая редакция закона отменила всяческие ограничения по вопросу совмещения должности главы муниципалитета, руководителя местной администрации и председателя Совета по количеству жителей населенных пунктов.

В-третьих, Владимир Мокрый признал, что эти поправки не последние: сейчас идет уточнение отдельных полномочий местных властей, прорабатывается вариант решения вопроса о муниципальных средствах массовой информации, структурируются межбюджетные отношения, вопросы передачи имущества.

В-четвертых, председатель комитета объявил, что теперь региональные власти путем утверждения соответствующих законов субъектов, вправе сами определять порядок,сроки и процедуры вступления федерального закона N131-ФЗ в каждом конкретном регионе.

Кроме того, Владимир Мокрый провозгласил и новый этап в развитии местных сообществ, предлагая тему удвоения ВВП к 2010 года напрямую связывать с активизацией экономической деятельности местного самоуправления: "Пока местные власти, население не озаботятся своим финансовым и экономическим благополучием, никто никогда не решить задачу по удвоению ВВП", - установил депутат.
По его мнению, сегодня от предприимчивости муниципальных властей, которые смогут найти новые источники доходов, смогут организовать малый бизнес, новое производство, зависит успешное решение задачи, поставленной Президентом.

Это заявление Владимира Мокрого обнажило самую болезненную тему для всех участников совещания - экономическая база и кадры местных властей. Относительно доходов будущих муниципалитетов собравшихся успокоил представитель Минфина России, который заявил, что еще до 1 октября во все регионы поступит полная информация по налогооблагаемой базе каждого муниципалитета, которую готовит Федеральная налоговая служба. Сам же Минфин готовит прогнозы доходной части муниципалитетов на 2006год.
Как отметил Владимир Мокрый, такой конструктивный подход со стороны отдельно взятого министерства "помог решить максимум межведомственных вопросов нафедеральном уровне, теперь необходимо согласованность на уровне регионов и местных властей".

Что касается кадрового обеспечения местного самоуправления, то здесь участники выездного заседания сошлись во мнении, что федеральные власти должны проявить участие как финансово, так и организационно в подготовке и переподготовке кадров ввиде отдельной целевой программы на принципах софинансирования. Для Сибири за основу взят опыт Томской области, где на базе специального учебного центра областные власти проводят учебные мероприятия для вновь избранных руководителей муниципальных образований.
Как сообщил Владимир Мокрый, в федеральном бюджете на 2006 год в рамках целевой программы поддержки муниципальных образований уже предусмотрены конкретные суммы на обучение кадров муниципалитетов.

Выездное заседание комитета завершилось принятием решения, в котором одобряетсяопыт Новосибирской области по реформированию местного самоуправления. В свою очередь, этот опыт рекомендуется учесть другим регионам страны. Вместе с тем, по итогам дискуссии в Новосибирске депутаты Государственной Думы в одностороннем порядке взяли на себя обязательство в кратчайшие сроки выдать подробные и максимально полные комментарии новой редакции Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью недопущения разночтений нормативного акта не только в отдельных регионах, но и различными вед.

26.09.2005
www.regions.ru

Док. 564236
Перв. публик.: 26.09.05
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Вольфсон Игорь Бениаминович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``