В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Огородников. Православие: к свободе через покаяние Назад
Александр Огородников. Православие: к свободе через покаяние
XX век стал временем небывалого испытания для религий. Это был век тоталитаризма. И тоталитаризм абсолютно серьезно воспринимал себя как новая вера, расчищая путь среди других религий пропагандой и насилием, демагогией и террором.
Александр Огородников

Если немецкий тоталитаризм хотел поставить на место всех религий стопроцентную арийскую религию и поэтому использовал квазирелигиозную фразеологию, то советские коммунисты поставили своей целью скорую ликвидацию религии как таковой, в любой форме; они начали тотальную войну с самой идеей Бога и самими носителями веры.

В XX веке Россия прошла через очень тяжелые судьбоносные испытания, которые даже не представляли себе в прошлом наши мыслители. Никогда еще в истории христианства и русской православной церкви не было столь серьезных значительных гонений.

В минувшем веке русская православная церковь дала больше мучеников, чем все христианские церкви за все две тысячи лет истории существования христианской цивилизации. Причем большевики обрушили на верующих беспримерную по жестокости атаку, имеющую своей целью уничтожение мира церкви. Они объявили войну самой идее Бога, начали упорно, систематически безумный черный штурм Небес.

30 января 1923 года Луначарский и Троцкий инсценировали заседание политического трибунала, в итоге которого они совершили суд над Господом Богом и приговорили Бога к смертной казни. Причем это был не балаган, это было выражение серьезной программы действий. Вслед за тем Ленин потребовал осуществить расправу над верующими с самой бешенной беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. И неимоверное количество представителей духовенства, верующих было расстреляно, замучено... К 1939 году на свободе осталось только три действующих епископа. Осуществлялась атеистическая пропаганда, жесткая, систематическая, начиная со школьной программы - в школах, институтах, детских садах уничтожалась сама идея Бога.

В 1932 году Сталин подписал декрет об учреждении "безбожной пятилетки", в котором было сказано, что в 1935 году будут закрыты последние церковь, синагога и мечеть, а в 1936-м году даже слово Бог исчезнет из речевого общения людей. Это была жесткая атака, и накал антирелигиозной ярости был настолько силен, что большевики называли себя даже не таким, как им казалось, нейтральным словом, как атеисты, а именно безбожники, подчеркивая свою ненависть к самой идее Бога. Поразительно жесткое слово - безбожник!

Власти удалось изничтожить практически все институты царской России: они уничтожили дворян, духовенство, они уничтожили крестьян, которых называли кулаками, уничтожили офицерство... Казалось, что все институты царской России были ликвидированы, и в этой беспримерной войне на уничтожение выжило то, что никто не считал жизнеспособным, выстояло одно только тихое мужество веры... И вера, которую многие оценивали просто как благочестивую, но не совсем жизнеспособную традицию, в страшных испытаниях оказалась крепче и жизнеспособнее всего остального...

Когда я встретился в зоне с одним из верующих, который сидел в заключении около тридцати лет, я спросил: "Что вам дало силы выдержать столько страшных испытаний?". Он ответил: "Все сгорело в огне страдания, осталась одна любовь". Это очень сильные слова...

74 года тоталитаризма, прожитые нашим народом, конечно, не прошли даром. Поколения и поколения дышали советским воздухом. Для сравнения, вся эпопея нацизма уместилась всего в 12 лет. А когда тоталитаризм так долговечен, его действия сказываются не только на уровне мировоззрения, но и на уровне простейших жизненных инстинктов... Когда коммунистический режим пал, стремительное возрождение веры, происходившее в нашей стране, стало воспроизводить черты, когда-то приведшие христианство к его историческому поражению. То есть, мы возродили кризис, тот кризис, который уже привел однажды к революции 17-го года. Мы сохранили причины, которые привели к этой революции.

И все это произошло потому, что мы не прошли покаяния. В тот уникальный момент, когда история нам дала свободу, когда наше общество могло бы очиститься от скверны тоталитаризма, построить новую страну, новую демократию, нации необходимо было пройти через период нравственного очищения. И с моей точки зрения, именно православные епископы могли дать пример, они должны были покаяться в сотрудничестве с властью и своим исповедальным покаянием показать путь нации к очищению. Но, к сожалению, этого не произошло. Поэтому тоталитарный дух, который возник в церкви, все еще продолжает жить, несмотря на эрозию страха, несмотря на приход в церковь нового поколения, которое несет свои проблемы, свои надежды, свою энергию. И хотя мы видим, что в стране идет возрождение православия, это православие еще не восстановило своей Соборной полноты...

Новые вызовы, которые ставит перед верующими время, прививаются с определенным трудом... Думаю, что одна из проблем, которая стоит перед нашей церковью - это отсутствие общины - живой, действенной общины любви. К сожалению, мы не знаем, кто стоит справа от нас, кто слева в Храме, мы в этом отношении изолированы. В нас нет ощущения солидарности, братства, которые должна рождать в нас вера. Показательно, что до сих пор православные не создали какой-то влиятельной общественно-политической организации, несмотря на довольно большой потенциал.

Не буду дальше погружаться в проблематику, скажу лишь, что для нас очень важно, чтобы в нашей стране расцветали самобытные национальные культуры, чтобы мы взаимно всецело поддерживали наше самодеятельное свободное существование, чтобы мы вместе построили свободное общество и свободную жизнь.

www.informprostranstvo.ru

Док. 564117
Перв. публик.: 26.05.07
Последн. ред.: 26.05.09
Число обращений: 0

  • Огородников Александр Иоильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``