В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег давыдов: `надо жить по средствам`. Назад
Олег давыдов: `надо жить по средствам`.
Существует немало легальных способов переправки денег за границу, считает бывший глава мвэс.


- Олег дмитриевич, вы всю свою жизнь проработали во внешнеторговом секторе российской экономики. Как бы вы охарактеризовали его сегодняшнее состояние?.

- Отрадно, что объем нашей внешней торговли, несмотря ни на что, продолжает расти. В прошлом году наши внешнеторговые операции достигли суммы более чем в 140 млрд. Долл., Что на 8% больше по сравнению с уровнем 1996 г.

Российский рынок продолжает привлекать зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций в прошлом году составил 10, 5 млрд. Долл., Тем самым перекрыв в 1,6 раз уровень 1996 г. Этого показателя удалось добиться за счет займов, полученных от мирового банка, международного валютного фонда и европейского банка реконструкции и развития. Прямые инвестиции в российскую экономику составили 3,5 млрд. Долл., Или 57% всех иностранных капиталовложений.

Самыми крупными инвесторами для нас являются сша и германия. Европейцы в большинстве своем вкладывают деньги в обрабатывающую промышленность. К примеру, германские компании инвестируют деньги в производство строительных материалов, мебели, химическую, фармацевтическую, косметическую и пищевую промышленности. В то же время азиатские компании - японские, южнокорейские и тайваньские - проявляют повышенный интерес к производству автомобилей, электроники и продуктов нефтехимии.

Наиболее привлекательным для иностранного капитала остается топливно-энергетический комплекс. Здесь объем инвестиций в прошлом году составил 1,6 млрд. Долл. В ближайшие 25 - 30 лет ожидается приток капиталов в эту отрасль промышленности объемом около 70 млрд. Долл.

Также большой интерес для иностранных компаний представляет финансово-страховая сфера. Инвестиции в эту область выросли по сравнению с 1996 г. В 2 раза и составили 4,4 млрд. Долл. Из них на долю сша и швейцарии приходится соответственно 37 и 32%.

Пока одним из нерешенных и наиболее насущных вопросов остается механизм предоставления гарантий, защищающих права иностранных инвесторов. Как только он будет выработан, можно ожидать значительного увеличения притока капиталов из-за рубежа в нашу экономику.

- Последнее время правительство соединенных штатов америки оказывает политико-экономическое давление на те страны, которые экспортируют оружие и военные технологии вопреки его рекомендациям. Каков ваш прогноз, вынуждена ли будет россия впредь прислушиваться к мнению сша или же будет проводить в этой области политику, преследующую собственные геополитические и стратегические интересы?.

- К сожалению, так сложилось исторически, что в структуре нашего экспорта до сих пор преобладают полезные ископаемые. В этой области мы в значительной степени зависим от потребности в них на мировом рынке. Так как за последнее время цены на сырую нефть значительно упали - с 20 до 14 долл. За баррель, россия потеряла в этой связи порядка 5 млрд. Долл.

Что касается экспорта оружия, то мы не очень-то преуспели в этой области. Все дело в том, что изготовление продукции такого рода очень дорогостоящее. Кроме того, и рынок для сбыта оружия ограничен. Для нас это прежде всего китай, индия и ряд других стран. Вместе с тем производство истребителей, танков, военных вертолетов, ракет и других высоких технологий - это то немногое, чем наша страна пока еще может гордиться.

В отношении экспорта оружия и технологий в иран, вызывающего беспокойство сша, то мы здесь, во-первых, четко следуем тем договоренностям, которые были подписаны ранее, и никаких новых договоров о поставках вооружений в эту страну не предвидится. Во-вторых, кто бы ни экспортировал оружие в иран, почему-то голословно утверждается, что это россия. Думаю, настало время подписать соглашение об осуществлении контроля за импортом оружия и оборудования в страны, чей политический режим может угрожать стабильности в отдельных регионах земного шара. Именно к этому мы не раз призывали американское правительство в надежде найти пути разрешения возникающих недоразумений.

- Каков, по вашей оценке, объем российских капиталов, вывезенных за рубеж со времени распада советского союза?

- видите ли, это очень сложный вопрос. Во-первых, потому что до сих пор не удавалось определить, пришли ли в западные банки те или иные суммы конкретно из россии или же были переведены из украины, казахстана, других бывших советских республик, - русские имена и названия компаний подчас вводят в заблуждение. Во-вторых, существует легальный путь, по которому деньги российского происхождения держатся за границей. Вследствие этого необходимо вычленить только капиталы криминальные, связанные прежде всего с торговлей наркотиками, оружием.

Не так давно мы запрашивали федеральное бюро расследований в америке о том, сколько денег в год вывозится из россии на запад. По их подсчетам, оказалось не более 3 - 5 млрд. Долл. Что в принципе совпадает с нашими исчислениями. Так, за то время, когда я был в правительстве с 1993 по 1997 г., За границей нелегально осело 20 млрд. Долл. Цифра в 100 млрд. Долл., По моему мнению, нереальна.

Что же касается легальных способов оставления денег за границей, то их немало. И мы пока не ставим перед собой задачу, чтобы отследить их. Когда будет необходимо, уверяю вас, мы отыщем все наши деньги. Все будет зависеть лишь от того, какую сумму из госбюджета решено будет потратить на эту операцию. Но возврат обнаруженных денег - это трудноисполнимая задача. И чтобы решить ее, нужно создать такие условия, чтобы эти деньги "захотели" вернуться.

- Насколько я знаю, для вас образцом государственной деятельности является сергей юльевич витте - протекционист, отстаивающий в отличие от защитников принципа "свободы торговли" интересы отечественных товаропроизводителей.

- Да, но витте прославился еще и тем, что первым вышел на финансовые рынки, первым стал занимать средства за границей, покрыл всю россию сетью железных дорог. Действительно, он защищал российского промышленника, потому что считал, что мы должны прежде всего поставить отечественное производство на ноги, создать условия для выравнивания наших возможностей с западом. То же говорю и я. Политика правительства в сфере регулирования импорта исходит из принципа необходимости разумного протекционизма в отношении российского производителя, ограждения его от разорительного соревнования с иностранной продукцией. Мы будем защищать его разумно, но по мере интеграции с мировым рынком будем снижать таможенные пошлины и допускать конкуренцию. Потому что, как только создаются тепличные условия для продукции нашей промышленности, качество ее тут же стремительно падет вниз. Возьмите волжский автозавод. Мы ему создавали условия, а что теперь? нет машин, а скоро и самого ваза не будет..

- Считаете ли вы, что необходимо дотировать отечественное сельскохозяйственное производство? известный пример с японией показал, что ей гораздо дешевле было бы закупать рис в сша, чем поддерживать японских крестьян, его выращивающих. Но на самодостаточности в продовольственной сфере зиждется безопасность страны, ее уверенность в завтрашнем дне.

- Действительно. Мы идем все дальше в рыночную экономику и увеличиваем импорт продовольствия. Сегодня он составляет 30%. Это слишком много для любой страны, но для россии с ее возможностями в области сельского хозяйства это выглядит более чем странно. Еще раз подчеркиваю, я не против импорта, он создает условия для соревнования товаров. Тем не менее в развитых странах запада и востока сельскохозяйственный сектор поддерживается правительством. А мы отвернулись от своего крестьянина!

посмотрите на сша. У них есть министерство сельского хозяйства. Но нет министерства промышленности. Это лишний раз подтверждает, сколь значительных усилий требует сельскохозяйственный сектор экономики.

В настоящее время у нас в сельскохозяйственном секторе занято более 20% населения. И их надо поддержать. Но не деньгами. Государство должно позаботиться о постройке дорог, электрификации, проведении водопроводов на селе. Фермеры на все это сегодня не имеют средств. Им надо помочь и с племенным хозяйством, семеноводством. Инвестиции в сельскохозяйственную инфраструктуру создадут оптимальные условия для взаимовыгодной интеграции россии в мировую экономику.

- Не так давно государственная дума с третьей попытки утвердила предложенную борисом ельциным кандидатуру премьер-министра - 36-летнего сергея кириенко. Как бы вы могли прокомментировать это назначение?

- проблема обуздания криминала и коррупции - насущная проблема для российской экономики. Это явилось одной из причин мартовского роспуска ельциным правительства черномырдина. К тому времени в нем все переплелось, срослось. Если заглянуть на досуге в наш дом правительства, то не поймешь, кто заседает в его кабинетах: чиновники или бизнесмены. В этом и заключается одна из причин коррупции, когда государственные служащие начинают защищать чьи-то интересы, протежировать каким-то компаниям.

Новая политико-экономическая ситуация требует прихода во власть людей, представляющих новое поколение, так называемых молодых реформаторов.

- Но ведь если оглянуться на историю человеческой цивилизации, для управления страной обычно, наоборот, призывались "старейшины", самые мудрые люди, с опытом..

- Дело в том, что сейчас у нас ни у кого нет того опыта, который необходим! в новых исторических условиях, в условиях рыночной экономики мы все идем в какой-то степени на ощупь, надеемся на интуицию. По моему мнению, сергей кириенко - в достаточной степени смелый молодой человек, раз он согласился стать премьер-министром, то есть взять на себя тяжелейшую ответственность за судьбу страны и ее граждан. Назначение г-на кириенко - часть того курса, который проводит борис ельцин по привлечению представителей молодого поколения во власть.

Конечно, метод, каким г-н кириенко был предложен думе, в достаточной степени спорен: как должен назначаться премьер-министр, какие должны этому предшествовать консультации. Все это должно было быть сделано демократическим путем, и сопротивление думцев понять можно. Ведь был не назван состав правительства, не представлена программа. И тем не менее депутаты были обязаны принять кандидатуру сергея кириенко.

- В сша вы выступали перед различными аудиториями: в университетах, бизнес-школах, исследовательских институтах. Какие вопросы задавали вам американцы? какие темы и проблемы российской жизни их интересуют?

- их интересовал весь спектр нашей сегодняшней жизни - от глобальных вопросов до событий и фактов локального характера. Так, в гарримановском институте меня спросили о недавнем обострении отношений между россией и латвией. Видите ли, ответил я, россия очень просто может решить вопрос с латвией, как сша поступили, к примеру, с панамой или никарагуа. Потому что латвия всегда зависела и будет зависеть от россии на 100%. Ведь, с одной стороны, кому, кроме нас, они могут продать свою продукцию? с другой стороны, если вы посмотрите на поступления в их бюджет, вы увидите, что треть его пополняется за счет перепродажи нашей сырой нефти. Если нефть пойдет на запад, минуя латвию, произойдет крушение латвийской экономики. Но мы продолжаем проявлять терпение в отношении сложившейся ситуации при явном нарушении прав человека. Не идем на применение санкций, хотя это очень просто.

Если, к примеру, в соединенных штатах америки - государстве, где перемешаны все национальности, - не дать права граждан испанцам, не выплачивать им пенсии, - что будет? это просто немыслимо.

В то же время очень странно, что демократические страны, которые учат нас соблюдать права человека, молчат, когда они нарушаются в странах прибалтики. Но если сегодня в отношении русских им это сходит с рук, завтра, кто знает, не будет ли взорвана там синагога, не начнется ли преследование евреев. Ведь все это преступления одного порядка. Америка и другие западные страны не должны умывать руки, когда дело касается русских: мол, это внутренние дела латвии. Не должно быть двойных стандартов.

- Каково, на ваш взгляд, состояние американо-российских отношений сегодня?.

- Последние годы в них нет драматизма, что само по себе неплохо. Обе стороны научились уважать взгляды друг друга и достигать взаимоприемлемого решения существующих проблем. К сожалению, количество горячих точек в мире не сокращается: только удалось пригасить разгоравшийся пожар войны в ираке, как обострилась обстановка в косово.. На территории самой россии по-прежнему "кровоточит" ситуация в чечне, далекая от разрешения..

В области российско-американского экономического сотрудничества нам удалось добиться главной цели: повышения взаимного доверия. Был создан удачный организационный механизм взаимодействия - так называемая комиссия гор-черномырдин, которой удавалось разрешать экономические и торговые проблемы, вопросы интеграции и кооперации в наиболее важных областях: космоса, атомной, нефтяной и газовой промышленности. Надеюсь, она продолжит свою работу в новом составе, в связи с назначением в россии нового премьер-министра.

Всевозрастающее значение приобретает сотрудничество в области экологии, медицины, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Важность такого рода сотрудничества особенно велика, поскольку эти сферы касаются ежедневной жизни наших граждан и находятся в прямом взаимодействии с улучшением их жизни.

Однако до сих пор в отношениях сша и россии существуют проблемы, не нашедшие пока своего решения. И среди них проблема предоставления россии статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Ведь до сих пор в этой области действует закон, принятый конгрессом в 1974 г.! Эта ситуация идет вразрез с нормами всемирной торговой организации, согласно которым ее члены должны придерживаться равных подходов в отношении обмена товарами, сервисом и интеллектуальной собственностью без какой-либо дискриминации по национальному признаку. Достойно по меньшей мере удивления то, что сша не хотят видеть существующих реалий в сегодняшней россии, по-прежнему рассматривая нас как страну с нерыночной экономикой.

В то же время американские компании занимают лидирующие позиции в общем объеме иностранных инвестиций в нашу страну, оставляя далеко позади великобританию, германию и японию. Надеюсь, что новое российское правительство сделает все от него зависящее, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране, и сделает разработку законодательства в области налогообложения своей первоочередной задачей. Это придаст развитию американо-российских отношений новый импульс.

Из досье "нг".

Олег дмитриевич давыдов родился 25 мая 1940 г. В москве. В 1963 г. Окончил московский инженерно-строительный институт по специальности инженер-гидротехник. В 1963-1966 гг. Работал инженером в конструкторском бюро института "гидропроект". С 1970 по 1975 г. Торговый представитель ссср в финляндии. В 1975 г. Заместитель председателя государственного комитета внешнеэкономических связей ссср. С 1985 г. Заместитель председателя государственного комитета по экономическому сотрудничеству ссср. В 1993-1997 гг. Министр внешних экономических связей российской федерации. С ноября 1994 г. По март 1997 г. Занимал пост вице-премьера в российском правительстве. В настоящее время - главный консультант московского центра социальных, политических и экономических исследований, доктор экономических наук.

Инна симонова.

www.brw-moscow.ru

Док. 563978
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Давыдов Олег Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``