В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Хромушин: `Музыка - путь моей души` Назад
Олег Хромушин: `Музыка - путь моей души`
Примечательным событием стало участие в XVI фестивале "Композиторы России - детям", который прошел недавно в Челябинске, заслуженного деятеля искусств, члена Союза композиторов профессора Олега Хромушина.

В свои семьдесят три года он выглядит крепышом, которому не дать больше пятидесяти. Все время в движении, в музыке. Хромушин - автор трех оперетт, струнного квартета, увертюры для симфонического оркестра, а также многих джазовых композиций. Джаз вообще отдельная тема в творчестве, его любовь, молодость.

Олег Николаевич неоднократно обращался к музыкально-сценическому жанру, разнообразна его инструментальная и вокально-хоровая музыка, симфоническая поэма "Рембрандт", концерты с оркестром для виолончели, для гобоя, детские кантаты. А также у него море песен для маленьких и музыки к кинофильмам. При встрече Олег Хромушин был самим собой: человеком внутренне развивающимся, но в то же время в главном - завершенным, цельным.

Начался разговор с воспоминаний...

- Когда я был мальчишкой, очень хотел научиться играть на скрипке просто потому, что мой друг умел это делать. Как только он начинал "скрипеть", его пес садился рядом и устрашающе завывал. Вот здорово, думал я, у нас же дома три собаки (мой старший брат и отец увлекались в то время охотой). И тогда я решил для себя твердо - стану скрипачом.

В музыкальную школу маленького Олега привела мама, это было еще в Ставрополе, на Кавказе, все его детство прошло там. Педагоги проверили слух, чувство ритма. На вступительном экзамене мальчик никак не мог понять, чего они от него хотят. Но, очевидно, все сделал правильно. Когда его спросили, на каком инструменте хочет учиться, он, вдруг испугавшись, сказал: "Вот на этом", - и показал на рояль. Первая учительница будущего композитора была злющая, как Баба-яга. Наверное, терпеть не могла и детей, и музыку. И мальчик перестал ходить к ней на занятия. Если бы не мама, бросил бы музыкальную школу. Занимался он тогда ровно, но как-то равнодушно. Однако вскоре все изменилось.

- Когда началась война, мне было уже 14 лет, из Киева в наш город эвакуировалась одна русская семья. С ними был мальчик. Однажды он сел за фортепьяно и заиграл джаз. Я поначалу остолбенел, потом кинулся к нему. Мы сразу же познакомились, и он показал мне различные аккорды, джазовые переходы. Я стал ему подражать, импровизировать, и, что удивительно, у меня получилось! С тех пор музыку полюбил по-настоящему. А через джаз вышел и на другие музыкальные жанры и стили.

Во время войны Олег служил в воздушно-десантной дивизии, играл в военном ансамбле. Побывал в Венгрии, Чехословакии, Германии, Польше.

- Я буквально окунулся в европейскую культуру. И сегодня как композитор отличаюсь от наших музыкантов. У меня не советская музыка, но в то же время и не европейская. Она - на стыке двух культур.

После войны Олег Николаевич уехал в Ставрополь и организовал ансамбль "Песни и пляски суворовцев". А потом - на Северный Кавказ, где работал вторым дирижером военного духового оркестра.

- В середине шестидесятых годов мне предложили работать в Москве. Я создал квартет: кларнет, аккордеон, гитара, контрабас. В таком составе мы с концертами исколесили всю Белоруссию. Однако не нужно забывать, что, несмотря на громадный опыт, за моими плечами была всего лишь музыкальная школа. К тому времени мне исполнилось уже 29 лет, тогда как в училище принимали до 30. Это был последний звонок: либо я вскакиваю на подножку уходящего вагона и учусь дальше, либо все бросаю и работаю. Решающим стал случай. Мне предложили написать музыку для двух клоунов Московского цирка. Одним из них был неизвестный еще Юрий Никулин. Сейчас я бы сделал это шутя. А тогда не смог.

Сочинял-то я с детства, и в армии тоже пытался. Но в то время меня больше увлекала не композиция, а аранжировка чужой музыки, стилизация. И я решил - нужно обязательно учиться. Бросив все, поехал поступать в музыкальное училище в Ростов-на-Дону. Приняли меня сразу на второй курс. Здесь я тоже организовал музыкальную группу из студентов - вокальный квартет из четырех девочек-пианисток. Солисткой у нас была Елена Образцова, в то время молоденькая начинающая певица. Мы первые в СССР начали играть Баха с джазовыми ритмами.

Следующий этап музыкальной биографии Олега Николаевича - композиторское отделение Ленинградской консерватории по классу профессора В. Салманова.

- Первый год в консерватории был самым тяжелым. Я отставил джаз в сторону и занялся классической музыкой, не получалось ничего. Однако вскоре секрет успеха открылся сам собой: заниматься всегда только тем, к чему лежит душа. И консерваторию я заканчивал с симфо-джазовой музыкой. В то время это было ново. Меня тут же отправили в Ленконцерт художественным руководителем джаз-оркестра. И мы начали гастролировать по Советскому Союзу. В 1965 году приезжали с концертами и в Челябинск. А года через два после консерватории меня приняли в Союз композиторов.

Ощущение "вершины айсберга" почувствовал еще на пятом курсе, когда вдруг неожиданно даже для самого себя осознал: я - композитор. Пишу легко. Нужно просто сконцентрироваться и суметь поймать неуловимое.

Олег Хромушин - композитор для взрослых и детей. Секрет его успеха в умении "переключаться". Однако, по его словам, детской музыки не существует, есть музыка для детей. Работа с малышами аккумулирует, дает силы. Они - чистый источник.

- Мне многое приходится писать. Большинство недоумевает: "Ну что ты все сочиняешь заново. Возьми старые мелодии и переделай". А я так не могу. Если чувствую, что в силах создать нечто новое, зачем же буду повторяться?

Олег Николаевич достаточно известен в России. Однако на своей знаменитости не очень акцентирует внимание. И другим не дает, считая, что, несмотря ни на какие звания, право на свое слово в искусстве нужно доказывать каждой нотой. Хотя был в его жизни случай, который особенно приятно вспоминать. Однажды две девчушки подошли к нему на сцене после концерта, взяли за руки и замерли, не отпускают. Как выяснилось потом, они просто хотели подержаться за живого композитора.

- Главное для меня - погрузить слушателя в музыку. В моем композиторском багаже есть тетради ленинградских этюдов для симфо-джаза: "Медный всадник", "Летний сад", "Красная стрела". Слушатель как будто приезжает в этот город и смотрит на все своими глазами. Конечно, тема мелодически перекликается с XVIII веком, но ритмически это сделано современно. Органично слить "старое" и "новое" опять-таки помогает джаз.

В таких произведениях слушатель должен суметь постичь самого себя. Вся моя музыка взята из жизни. Это просто путь души. И он бесконечен...

Алена МУРДАСОВА

27 апреля 2001 года

www.chelpress.ru

Док. 563973
Перв. публик.: 27.04.01
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Хромушин Олег Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``