В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
12 лет адаптивной физической культуры в России: от `ничего` к стройной системе Назад
12 лет адаптивной физической культуры в России: от `ничего` к стройной системе
О развитии в России программ адаптивной физической культуры для инвалидов и людей с отклонениями в развитии, а также о взаимодействии вузов нашего города со Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга рассказывает декан факультета Академии физкультуры имени П.Ф. Лесгафта и директор НИИ физической культуры Сергей ЕВСЕЕВ:

Инвалиды и спорт

В нашей стране долгие годы старались не замечать такую категорию населения как инвалиды - её существование просто-напросто противоречило официальной идеологии. Достаточно привести такой пример. С 1960-го года (со времён Олимпийских Игр в Риме) в олимпийском движении существует железное правило - через некоторое время после Игр в той же стране, на тех же спортивных объектах должны пройти Паролимпийские Игры инвалидов. И единственный случай, когда эти Игры состоялись в другом государстве, был датирован 1980-м годом - годом московской Олимпиады. Просто когда наших руководителей спросили: "Как быть с Паролимпийскими Играми?", то ответ был таким: "А никак! У нас инвалидов нет!"

Проблема замалчивания, затушёвывания реальных нужд этой категории людей породила массу сложностей. Так, когда Санкт-Петербург претендовал на то, чтобы стать олимпийской столицей-2004, то к нам приезжала специальная инспекционная комиссия МОК. И один из её членов признался мне: "У вас вся спортивная инфраструктура совершенно не приспособлена для инвалидов. Это касается не только их потенциального участия в специальных соревнованиях, но и простого присутствия на стадионах в качестве зрителей". Впрочем, проблемы, вызванные отсутствием государственной программы поддержки инвалидов, возникали не только на уровне большого спорта, но и в вопросах занятий этой категории людей физической культурой. С одной из подобных проблем мы неожиданно столкнулись 12 лет назад...

Ученики без преподавателей

В то время я занимал должность проректора по учебной работе в Академии физической культуры имени П.Ф,Лесгафта. И, честно говоря, был совершенно уверен, что у нас в стране существуют вузы, которые готовят, как минимум, учителей физкультуры для спецшкол. Такие школы всегда существовали (их было восемь видов - в зависимости от категории проблем физического развития детей, которые в них занимались), и в какой-то момент я испытал в буквальном смысле шок, узнав, что такого рода вузов и такого рода учебных планов и Госстандартов у нас в стране нет. Получалось, что есть учебные заведения, есть занимающиеся там дети с отклонениями в развитии, есть даже ставки учителей физкультуры, но ...абсолютно никто таких преподавателей не готовит. Более того, когда я спросил о том, кто же работает на этих ставках, то Людмила Шипицына (тогда - декан факультета дефектологии Педагогического университета) ответила: "Как кто? Ваши выпускники - Академии Лесгафта, наши выпускники - педагогического университета..." Уже тогда стало ясно, что такое положение вещей является серьёзнейшей проблемой. Есть очень много специальных областей знаний, без изучения которых преподаватель может не только не помочь ребёнку, но даже навредить ему.

Словом пришлось с грустью констатировать, что Россия, по сравнению с другими развитыми странами мира, оказалась по отношению к адаптивной физической культуре (физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья) в числе отстающих. С этого мы и начали работать. И можно считать этот момент своеобразной точкой отсчёта в российской теории адаптивной физической культуры.

Четыре года на разработку Госстандарта

Мы начали разрабатывать первый соответствующий Госстандарт, который и утвердили в Министерстве образования в 1996-м году. Этот стандарт с пятилетним сроком обучения стоит на трёх китах - это традиционная медицина (анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, общая патология, частная патология), коррекционная педагогика (стандартная психопатология, специальная психология и блок подобных дисциплин) и, естественно, сама физическая культура. На основании объединения этих трёх направлений была образована новая интегральная отрасль деятельности - адаптивная физическая культура. Она не получается путём простой операции "суммирования" трёх составляющих. Приведу элементарный пример. Существует масса специальных функциональных проб - например, спортсмену предлагают сделать десять приседаний, а затем следят за восстановлением его пульса. А как быть, если мы хотим провести такую пробу человеку с ампутированной конечностью? Можно найти какой-то аналог самим по себе приседаниям, но всё равно необходимо учитывать, что все реакции сердечно-сосудистой системы у него иные, чем у здорового человека. То есть все тесты для этой категории должны быть разработаны специально.

А коль скоро знания из этих областей невозможно просто суммировать, то это означает, что интеграция и взаимное проникновение знаний требовали и требуют огромной научно-исследовательской работы. Именно поэтому год назад я и согласился возглавить Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (оставаясь по совместительству деканом факультета в Академии Лесгафта) - с тем, чтобы объединить в этом направлении усилия двух мощных структур.

Взаимодействие с СОКом - взаимная польза

Начиная с 1996-го года, когда, как я уже говорил, был утверждён первый Госстандарт, основной нашей базой и, можно сказать, нашим куратором по взаимодействию со специальными образовательными учреждениями является Специальный олимпийский комитет Санкт-Петербурга. На мой взгляд, именно в нашем городе разработана уникальная программа, позволяющая умело интегрировать образовательные и научные учреждения. Для нас это - та самая практика, которая необходима как воздух в процессе обучения студентов. Сейчас в стране немало региональных подразделений Специального олимпийского комитета, но именно наше, петербургское, с первых дней стало активно опираться на студентов в качестве волонтёров и на связь с высшими учебно-образовательными учреждениями. И это позволило разработать уникальные связи - между учёными, студентами, преподавателями и целыми школами. Мне приходится довольно часто бывать за границей и могу сказать, что такого уровня взаимодействия нет сегодня практически нигде в мире - в том числе и в таких странах, как Польша, Нидерланды и Ирландия, где подобные программы традиционно очень сильны...

Спорт как механизм социальной адаптации

Подобная деятельность исключительно важна, и, к сожалению, не все сегодня это понимают. Четыре года своей жизни я потратил на то, чтобы "пробить" соответствующее положение об образовательных учреждениях и дополнительном образовании детей физкультурно-спортивной направленности. Чиновники меняются, но каждый новый, приходя на смену предшественнику, говорит мне одно и то же: "Инвалидам не нужен спорт, им нужна только реабилитация". И раз за разом я отвечаю на это вопросом: "Вы решили это сами или всё-таки, может быть, стоит поинтересоваться у самих инвалидов?" Наши социологические исследования показывают прямо противоположную картину. Они свидетельствуют именно об огромной потребности инвалидов в занятиях спортом - и, как ни странно, не в целях оздоровления, а в плане социализации, общения, выхода за рамки своих четырёх стен. Для них это становится своего рода выбором активной модели жизни. В результате у человека появляется возможность не замыкаться на своих проблемах, а участвовать в соревнованиях, выезжать за границу, бороться и завоёвывать медали. Для него это становится мощнейшим жизненным стимулом а, стало быть, для общества - эффективным механизмом решения важной социальной задачи.

О будущих бакалаврах и магистрах

Сегодня набор на эту специальность в Академии физической культуры составляет 30 человек в год. Курс обучения - 5 лет, а, соответственно, одновременно на дневной форме обучения у нас учатся 150 студентов. Плюс - около 200 заочников. По аналогичным программам в Институте специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга занимаются ещё около 400 человек, причём на платной форме обучения. Очень приятно констатировать - то, что мы 12 лет назад начинали в Петербурге, сейчас развивается по всей России, и эта специальность введена более чем в 40 вузах страны. А, говоря, о перспективах, стоит отметить следующее. В 2003-м году Россия вступила в конфедерацию государств, называющуюся "Болонский процесс". Эта организация занимается процессами перестройки и унификации системы высшего образования в Европе. Сегодня отличий довольно много, и это не позволяет быстро признавать в одной стране дипломы, которые были получены в другой. Вступление России в этот процесс означает, в том числе, что и в области адаптивной физической культуры мы должны семимильными шагами приближаться к европейской системе. В итоге это должно привести - причём не в столь уж в отдалённой перспективе - к тому, что наш диплом со степенями "бакалавр" и "магистр" будет признаваться не только в европейских государствах, но и в Америке, Японии, Южной Корее...

Необходимое послесловие: Дополнительным актом, подтверждающим разнообразие форм сотрудничества Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга со специализированными вузами города данного профиля, является учреждение персональных стипендий СОКа (по 1000 рублей в месяц) двум лучшим студентам. По одной - для представителей соответствующей специальности в Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта и в Институте специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга. На сегодняшний день эти стипендии получают студентки Марина Степанова и Анастасия Рачинская.

Юрий ХЛОПИН,
Пенальти
27 апреля 2004
www.nevasport.ru

Док. 563916
Перв. публик.: 27.04.04
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Евсеев Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``