В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Время поглощать бизнес Назад
Время поглощать бизнес
Многие бизнесмены, которые хотели продать бизнес до кризиса, но не успели, кусают себе локти - сейчас им придется поумерить аппетиты. Уже в конце 2008 г. рынок M&A начало лихорадить. По данным РБК, в октябре рынок слияний и поглощений поставил годовой рекорд по количеству отозванных и сорвавшихся сделок, сорвалось 142 сделки на общую сумму $119,8 млрд.

Впрочем, компании, твердо настроенные осуществить сделку, не затягивают с переговорами.

По данным Towers Perrin, в 2007 г. на завершение сделки уходило 142 дня, теперь участники успевают договориться, затрачивая на формальности всего 80 дней.

В ситуации, когда перспективы на рынке не ясны, а работа компании напрямую зависит от кредитов, эксперты советуют продавать бизнес, пока это можно сделать подороже. Их прогнозы пессимистичны - не всем компаниям найдется покупатель, и некоторые придется просто закрыть или отдать за долги. Зато в такой ситуации непрозрачную структуру может позволить себе разве что очень богатая компания - остальным придется структурировать активы и вести менее рискованную налоговую и кредиторскую политику, чтобы быть привлекательным инвесторам. Зато продавшим бизнес сейчас можно с выгодой вложить деньги в перспективные отрасли - производство продуктов питания, дорожное строительство и инновационные разработки.

"ДК" решил вспомнить наиболее крупные сделки, произошедшие в последние два года, ведь, возможно, таких выгодных предложений продавцам больше не будет.
Как в условиях кризиса продать компанию подороже?
Какие сферы бизнеса не будут дешеветь?
Чем сейчас заняты бизнесмены, продавшие бизнес в 2007-2008 гг.?
Минувшие два года были богаты на сделки покупки-продажи бизнеса благодаря усилению региональной экспансии российских и иностранных компаний. Часто федералы сами ищут компании в регионах для покупки, и на фоне недоступности банковских кредитов и невозможности привлечь дополнительные инвестиции предложения о продаже бизнеса падают на подготовленную почву.
Продать нельзя развивать

Активизация продаж бизнесов в последние два года особенно ярко прослеживалась в сфере ритейла и телекоммуникаций. Так, в середине 2007 г., практически одновременно, были проданы три компании телекоммуникационного сектора - Effortel приобрела оператора "Рисс-Телеком", Severen Group - "Авантел", а "Норильск-Телеком" - "Первую милю". По словам директора компании "Рисс-Телеком" Льва Бухгейма, основным стимулом для продажи стала сложность с финансированием бизнеса. "Дальнейшее развитие компании стало возможно только с привлечением инвестиций. Развиваться на падающем рынке на заемные средства проблематично - никогда не успеешь за тем, кто пришел из Москвы с более дешевыми деньгами. На рынок стали заходить такие компании, как "Инфорта", "Ростелеком", чувствовались их агрессивные планы развития. В таких условиях мы с партнером Андреем Бекаревым решили продать бизнес и вложить деньги в более прибыльные для нас направления", - говорит Бухгейм. Он считает продажу компании своевременной. "Сделка готовилась около одного года. После того как мы продали компанию, цены на рынке услуг B2B обрушились более чем в 100 раз. Если в июле абонентская плата за безлимитный интернет на скорости 1 Мбит/сек. стоила 100 тыс. руб. в месяц, то сейчас - примерно 1 тыс. руб. в месяц. У "Рисс-Телекома" с момента продажи бизнеса абонентская база выросла более чем в 10 раз, выручка же не выросла столь существенно", - говорит он.

Так поступила и группа компаний F1, продавшая в ноябре 2007 г. сеть аптек "Ваше здоровье". Совладелец компании F1 Борис Брусиловский рассказывает, что компания приняла решение не вкладывать инвестиции в развитие непрофильного бизнеса и заранее выстроила стратегию, нацеленную на продажу бизнеса. "Это была крупная сеть по региональным масштабам, однако она приносила не более 10% дохода группе компаний. Дальнейшее развитие сети означало выход на федеральный масштаб, но мы не готовы были к столь масштабным вложениям. Мы приняли решение создавать объект для продажи и выбрали соответствующую стратегию развития - работали не столь на повышение эффективности торговли, а на увеличение количества торговых точек. Через 2-3 года нам удалось создать сеть из 20 аптек. Она охватывала все районы города, занимала существенную долю рынка. Экстенсивный рост окончился, и мы продали этот бизнес", - говорит Брусиловский.

К продаже бизнеса толкают и разногласия между собственниками. Так, Виктор Игнатов в апреле 2007 г. продал свои 50% в четырех радиостанциях и рекламном агентстве (радио "Европа Плюс Новосибирск", "Радио Сибири", "Радио Мелоди", "Радио РетроFM Новосибирск", рекламное агентство "Альянс Медиа") пришедшей на рынок "Региональной медиагруппе" (РМГ). Совладелец компании Андрей Гладченко говорит, что Игнатова подтолкнули к сделке разногласия собственников. "У нас были совершенно разные взгляды на бизнес, в работе были постоянные столкновения мнений. Мы давно планировали расстаться, поэтому, когда РМГ предложила сделку, Игнатов сразу согласился", - вспоминает Гладченко. Однако совместные дела не пошли и с новыми совладельцами. "Мы смотрели в противоположных направлениях. Когда большая структура покупает маленькую, она всегда начинает интегрировать ее в свои бизнес-процессы. Меня это не устроило, и я решил продать РМГ и свою половину компании", - рассказывает Гладченко.

Еще одной причиной продажи бизнесов является отказ от непрофильных активов. Так, весной 2008 г. "Новосибирский Муниципальный банк", входивший в группу NORDАзия, подписал соглашение о сотрудничестве с "Ханты-Мансийским банком" и договорился о продаже ему пакета акций Новосибирского банка. "В связи с этим для сохранения влияния гендиректор НМБ Владимир Женов захотел увеличить свою долю до размеров, серьезно превышающих контрольный пакет", - пояснил председатель совета директоров бизнес-группы NORDАзия Дмитрий Андреев.

По его словам, вторую компанию, страховую фирму "Стиф", входящую в холдинг NORDАзия, руководство продало осенью 2008 г. Покупателем стала казахская группа "Шыгыс Интеринвест KAZ". Андреев говорит, что компания избавляется от непрофильных предприятий для того, чтобы вложить деньги в наиболее важные для бизнес-группы направления - строительство и девелопмент. "Важнейшие сферы нашего присутствия на рынке - строительство, проектирование, работа на этапах подготовки строительства, лизинг строительной техники, аудит предприятий ЖКХ, налоговый консалтинг. Прорабатываются вопросы приобретения компаний, чья деятельность вписывается в выбранные приоритеты, стратегические проекты в сферах строительства и обеспечения строительной техникой. Среди них - проект создания регионального дилерско-сервисного центра по продаже, сдаче в аренду и комплексному обслуживанию строительной и дорожной техники", - говорит Дмитрий Андреев.

В условиях кризиса начинают активно консолидироваться компании, особо зависящие от кредитного финансирования - ритейл, банки, лизинговые и страховые компании. Весной 2008 г. Людмила Кожемякина продала сеть супермаркетов "Квартал", состоящую из 159 магазинов, крупному участнику местного рынка - группе компаний "Новые торговые системы". Аналитики рынка уверены, что промедление с продажей привело бы к банкротству сети. А 3 декабря акционеры УРСА Банка и МДМ-Банка приняли решение объединить свои доли в банковский холдинг. Это позволит увеличить капитал и активы объединенного банка до 72 млрд руб. и 523 млрд руб. соответственно и расширить сеть региональных отделений до 500 точек продаж. Акционеры банка уверены, что консолидация бизнеса позволит пережить финансовый кризис с наименьшими потерями. Слияние будет завершено в течение 1-1,5 лет, а пока два банка будут функционировать самостоятельно.
Кадровый вопрос

Новые собственники не всегда в состоянии поддерживать развитие купленной компании. Наиболее частой и крупной проблемой для новых собственников становится потеря персонала.

Так, компания "Стиф" существенно сдала позиции после продажи. До сделки доля компании на новосибирском рынке оценивалась в 6-12%. Однако сразу после продажи офис компании буквально исчез - фирма переехала по неизвестному адресу, ее поиском занялась инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу, а о дальнейшей судьбе фирмы неизвестно даже ее сотрудникам. Через месяц после продажи фирмы из "Стифа" ушли ее ключевые менеджеры - 15 из 80 штатных сотрудников и около 50 из более чем 200 агентов. Эту команду в полном составе приняла компания "Русский мир". По словам руководителя направления методологии, андеррайтинга и контроля страховой фирмы Станислава Цоя, при поиске работы бывшие сотрудники "Стифа" позиционировали себя как единая команда по розничному страхованию. "Детально рассматривались предложения шести-восьми страховых компаний, - уточняет собеседник. - В результате условия "Русского мира" признаны оптимальными: сотрудники переходят на позиции, аналогичные тем, что занимали ранее в "Стифе", - говорит Цой. Участ- ник рынка, попросив не называть его имени, предположил, что руководство "Стифа" осуществило продажу подставной фирме-"пустышке" с целью скрыть финансовые трудности страховщика.

Такая же участь постигла и "Региональную медиагруппу", которая не смогла удержать персонал радиостанций. После того как Виктор Игнатов продал свою половину компании, его совладелец Андрей Гладченко продолжил работать с новыми парт- нерами. "Наш бизнес всегда был основан на команде, и ее нельзя было потерять. Но воззрения новых хозяев были таковы, что важна не команда, а структура управления. В результате в проданных радиостанциях из 40 сотрудников не осталось ни единого человека. Часть людей с первой секунды отказались работать в новой компании, другие пыталась приспособиться - не получилось. Новое руководство решило сократить зарплаты сотрудникам почти в два раза, но они не учли ни состояние рынка труда, ни уровень профессионализма. В итоге вместо дорогих профессионалов, которые делали хорошее радио, они наняли дешевых, с сомнительными навыками. Я знал каждого сотрудника в лицо, знал к нему подходы, а для крупной структуры характерна унифицированность системы управления и очень сильная формализация. Когда без моего ведома приняли решение закрыть "Радио Сибири", это стало последней каплей, после чего я вышел из бизнеса", - говорит Гладченко.
Жизнь после сделки

Некоторые собственники компании, продав бизнес, остаются наемными топ-менеджерами своих бывших компаний. Так сделал Дмитрий Докин, продавший в феврале 2008 г. компанию по производству мороженого "Инмарко" холдингу "Юнилевер". Понравилось кресло топ-менеджера и Льву Бухгейму: "Сейчас мне приходится больше времени тратить на убеждение руководства в своей правоте, на заполнение документов и согласование с различными инстанциями, но все мои текущие решения принимаются хорошо. Мне всегда хотелось поработать в крупной федеральной структуре. Сейчас мы занимаемся консолидацией активов и приведением их в единообразный вид, это хороший опыт. Конечно, мне помогает то, что я сам строил этот бизнес", - говорит он.

Сейчас люди, которые продали бизнес год назад, вынашивают новые планы. Почти все они вложили деньги в развитие новых направлений. Пока новые компании несопоставимы по масштабам с проданными, но владельцы возлагают на них большие надежды.

Вырученные от продажи "Рисс-Телекома" деньги Лев Бухгейм вложил в инновационные компании. "Я занимаюсь развитием четырех предприятий по разработке программных продуктов и IТ-решений. Сейчас предприятия проходят этап развития, пока я не хочу их "засвечивать", но о них скоро заговорят", - обещает он.

Андрей Гладченко приобрел медиаактивы - газету "Николаевский проспект", телевидение в метро и "Городскую курьерскую службу", также ему отошло агентство "Альянс Медиа". "Развивая эти направления, я залез в долги, и мне удалось вывести предприятия на приемлемую норму прибыли буквально перед кризисом. А сейчас я снова "в минусе", но эти проекты обещают быть успешными", - рассказывает Гладченко.


dkvartal.ru

09.02.2009

Док. 563855
Перв. публик.: 09.02.09
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Брусиловский Борис Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``