В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Каждый человек имеет массу возможностей познания мира и себя в нем` - Интервью с художником Юрием Косаговским Назад
`Каждый человек имеет массу возможностей познания мира и себя в нем` - Интервью с художником Юрием Косаговским
Недавно я познакомилась с очень интересным человеком, художником Юрием Юрьевичем Косаговским. Юрий Юрьевич живет в Бабушкинском районе, в доме, где расположен народный суд. Когда я вошла в его квартиру-мастерскую, то будто сразу попала в волшебный мир радостных, любознательных кружочков. Кружочки всех цветов и оттенков, сбиваясь в маленькие стайки и крупные сообщества, рождали небо, воду, города, людей. Удивительно, но создавалось ощущение, что картины Юрия Юрьевича уже будучи нарисованными, как будто сами продолжали себя рисовать. Техника, в которой работает Юрий Юрьевич и автором которой является, называется рондизмом. Помните, знаменитого "Демона" Врубеля - картина будто состоит из множества зеркальных кубов, а у Юрия Юрьевича - это круги. Когда я долго смотрела на работы художника, мне даже начало казаться, что эти круги крутятся и перемещаются, при этом, не нарушая целостность художественной композиции. В картинах Юрия Косаговского нет статики, в них живая жизнь. Нет статики и в самом художнике, в чем я вскоре убедилась в процессе нашей беседы.

- Я родился в Сызрани в семье врачей, - начал свой рассказ Юрий Юрьевич. С родителями я много переезжал с места на место, какое-то время жил в Китае, потом мы поехали во Владивосток, это было связано с работой отца, он был военным врачом. За что я больше всего благодарен своим родителям, так это за то, что они мной не занимались.

- Как это не занимались?
    
- А вот так. Мои родители были очень интересными, увлекающимися людьми, и этот интерес к жизни передавался и мне. Они ничего специально мне не навязывали. Я просто наблюдал за их творчеством, и мне хотелось творить самому. Они рисовали картины, писали стихи, папа любил напевать арии из опер, мама подбирала на пианино прелюдии Рахманинова. Они были такими разными, любили соревноваться друг с другом, а я выступал в качестве независимого судьи, но не мог выбрать, кто из них лучше. В рисунках отца преобладала строгость линий, как в рисунках Матисса, мама же рисовала пятнами, в ее картинах сквозило нечто Врубельское. Папины стихи отличались продуманностью и осознанностью, в маминых была эмоциональность и спонтанность. Эти двое любящих друг друга людей всегда умели сделать свой досуг наполненным.

- То, что было для Ваших родителей развлечением, в частности, живопись, впоследствии стало для Вас профессией.
    
- Говоря об искусстве, я не люблю употреблять слова профессионал и любитель. Ценить творчество нужно по глубине его очарования. Любитель или профессионал нарисовал - неважно. Важно - насколько он был искренен и увлечен тем, что делал. Если творя, он радовался, жил, то это обязательно найдет отклик у зрителя.

- Помимо живописи, Вы еще пишете музыку. Расскажите об этом.
        
- Началось все с того, что я, заработав денег грузчиком, поехал в Москву поступать в Полиграфический институт. Когда зав. кафедрой увидел мои работы, он сказал мне: "Вы сложившийся художник". И, несмотря на многочисленные грамматические ошибки во вступительных экзаменах, меня приняли в институт. В Москве я познакомился с ребятами - музыкантами. Как-то раз они пошли поступать в Гнесинку, и я составил им компанию. Мне очень понравилось это место. Открываешь одну дверь - рояль, другую - еще рояль, третью, четвертую - рояль. И я стал приходить туда каждый день и играть. Играл по десять часов в сутки.


- Вы занимались с педагогом?

- Нет, один, просто садился за рояль и начинал импровизировать.

- А ноты-то Вы знали?

- Нет, ноты я выучил позже, уже создав несколько серьезных произведений. Сначала я научился сочинять музыку, а потом записывать то, что у меня получилось, чтобы ее могли сыграть мои друзья-музыканты.

- 2009 год назван годом равных возможностей. Чтобы Вы могли посоветовать людям, страдающим каким-либо недугом? Как помочь им реализовать себя и сделать их жизнь более полноценной?

- Судьба сталкивала меня с такими людьми. Вы знаете, я никогда не считал себя учителем, для всех, кого мне удалось, чему-то научить я был чутким собеседником, слушателем, зрителем. Главное - уметь правильно задать вопрос, и тогда обязательно человек найдет ответ. Однажды я познакомился с одним молодым человеком, Антоном Орешонковым, он страдал психическим заболеванием (считали, что он не может контролировать свое поведение). Его жизнь была тяжкой - он как раб был привязан к своим родным, постоянный контроль усугублял его и без того тяжелое состояние. Этот парень оказался очень глубоким человеком, и когда я помог ему научиться рисовать, он ощутил свободу, и его жизнь стала более счастливой. Появилась возможность радоваться, выражать себя, рассказывать о себе, не быть одиноким и запертым, а быть созвучным окружающему миру... Еще у нас в районе живет одаренный маленький мальчик, Володя Порик. К сожаленью, у него большие проблемы со здоровьем. Он очень интересно рисует, но ему не хватало зрителя. И я был его зрителем. И он понимал, что там, где он радовался в своем творчестве, забывался и увлеченно играл с цветом, он и меня порадовал, а там, где особенно старался, превозмогая себя, он не находил отклика. Знаете, любому творцу очень важно: какое впечатление производит его творчество. Недаром Гоголь просил своих друзей собирать все, что говорят об его "Мертвых душах" и присылать ему в письмах - плохое, хорошее, все... Истинный художник, конечно же, знает себе цену, но ему необходим диалог. Не совсем здоровые дети могут очень много дать этому миру. А чтобы помочь им в этом, нужно с ними играть. Играть во все: в физику, математику, музыку. Вообще, большинство детей, да и людей вообще лучше усваивают какой-либо материал, если он подается в игровой манере. Хотя есть, конечно, дети по природе своей мыслящие структурно, с такими - да, нужно заниматься по системе. Но таких детей значительно меньше.

- Нездоровые дети страдают дефицитом общения, как, по-вашему, бороться с этой проблемой?

- Можно устраивать разные вечера, например, при районных библиотеках, домах творчества, районных управах, куда дети могли бы прийти вместе с родителями и приглашать на эти вечера людей, интересующихся и любящих искусство. Думаю даже не профессиональных педагогов, а тех, кто мог бы искренне играть с этими детьми и ненавязчиво научить их чему-то.

- Как Вы считаете, таким детям лучше общаться с себе подобными или нужно стараться внедрять их в среду и обычных детей?

- И так, и так. Одно должно дополнять другое. В своей среде, они, конечно, будут чувствовать себя более комфортно. Но если такой ребенок научится чему-то, здоровые люди уже будут его воспринимать ни как больного ребенка, а как творца, которому есть, что сказать другим людям, и среди них ему станет тоже комфортно.

- Вам приходилось жить в разных местах. А ведь каждое место имеет свое "лицо", свою особую энергетику. Каким Вам показался Бабушкинский район?

- Бабушкинский район поразил меня обилием зелени. Я очень люблю гулять вдоль Яузы. Человеку свойственно много ходить. Бег не люблю, в нем есть некое насилие над собой. А ходить - это прекрасно, смотришь вокруг, и в голове сами собой рождаются стихи. Я считаю, что человек в хорошем смысле не должен себя ограничивать, вот я рисую, пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, выступал на Международной научной конференции с докладом. И своему сыну я всегда старался расширить рамки, пусть занимается, чем хочет. Он у меня тоже и рисовал, и романы писал, и рок-группу создал. Сейчас он уже совсем взрослый, и у нас очень хорошие дружеские отношения, потому что я никогда не давил на него, не был с ним назидательным, а старался заинтересовать.

- Вы очень гармоничный человек, и Ваше творчество очень гармонично. Вы много говорили об игре, умении радоваться. А как же известная концепция о том, что истинное знание приходит только через боль и страдание?

- Это тоже имеет место быть. Веселые, юмористические вещи дают нам отдых, а грустные и пронзительные помогают понять что-то новое. Ведь когда человеку плохо, он не может быть неискренним. Заслуга Рока в том, что он уничтожает все пошлое, что есть в классической и эстрадной музыке. Но на месте развалин ведь нужно что-то и построить, и об этом тоже нельзя забывать... Возвращаясь к разговору о нездоровых детях, вот подумайте - ведь цвет - это тот язык, которым с нами говорит мир, Бог, если хотите. На самом деле никакого цвета нет, есть только разное колебание частот в атмосфере, а мы видим цвет. Ньютон был затворником, никогда не "знал" женщины, не путешествовал, но он был увлечен разгадыванием тайн физических явлений природы, он жил этим и был счастлив. Так что каждый из нас имеет массу возможностей познания мира и себя в нем.


Подготовила Ирина Митрофанова


25.05.2009,
www.viperson.ru



Док. 563849
Перв. публик.: 25.05.09
Последн. ред.: 01.06.09
Число обращений: 0

  • Косаговский Юрий Юрьевич
  • Митрофанова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``