В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нина ЗВЕРЕВА - лауреат ТЭФИ, основатель нижегородской школы тележурна-листов `Практика` Назад
Нина ЗВЕРЕВА - лауреат ТЭФИ, основатель нижегородской школы тележурна-листов `Практика`
- Нина Витальевна, вы пришли в профессию очень рано...
- В возрасте 8 лет. Режиссёр горьковского телевидения Михаил Мараш искал девочку для съёмок в телевизионном фильме и нашёл меня. Но что касается моей любви к телевидению, то она не всегда была взаимной. В детстве - успех, узнавание на улицах, а затем - большой перерыв, связанный с моим подростковым возрастом. Но в 19 лет я вернулась в ту же самую молодёжную редакцию "Факел". А произошло это так: моя мама совершенно случайно обнаружила в книжном шкафу в одной из папок подлинные письма Александра Блока к моей бабушке; и я стала автором огромной статьи в "Литературной газете", где редактор Алла Латынина помогала мне разобраться в непростой судьбе поэта.
Сразу же после выхода статьи мне позвонили из молодёжной редакции горьковского ТВ, я сама написала сценарий программы и провела прямой эфир. И с тех пор с ТВ я уже не расставалась. Я до сих пор записываю небольшие программы и делаю документальные фильмы, но гораздо больше времени и душевных сил отдаю "тренерской", преподавательской работе и продюсированию новых проектов.
- Вы - ежедневный свидетель перемен, происходящих в телевизионном мире. Как вы к ним относитесь?
- С интересом и пониманием, хотя, конечно, есть процессы, против которых протестует моя душа. Меня приводит в недоумение новый стиль биографических фильмов, которые делаются по принципу "замочной скважины" и построены на явном обмане как участников фильма, так и зрителей. Порой ТВ зарабатывает рейтинги на таких низкопробных передачах, как программа "Максимум", "Русские сенсации". Грустно от того, что исчезают с экранов настоящие телевизионные ведущие, которые умеют разговаривать со зрителем, слушать разные точки зрения. Настало время победы телесуфлёра над телеведущим.
Я не поддерживаю тех, кто рыдает над завоеваниями ТВ 90-х годов, когда слово с экрана воспринималось как последнее слово Истины. Излишняя политизированность телевидения того времени естественным путём сменилась на излишнюю же развлекательность и гламурность нынешнего ТВ. Думаю, жизнь сама установит нужный баланс.
- Вы много раз бывали за границей и имели возможность сравнивать...
- Европейское телевидение делается очень профессионально, но при этом показалось мне скучноватым. Я часто бываю в Голландии, где работает моя дочь, так вот, свадьба принца в течение трёх недель была там непрерывным информационным поводом для всех программ. С одной стороны, дай бог нам в России жить так спокойно и надёжно, с другой же, мне показалось несколько странным наблюдать отсутствие каких-либо серьёзных новостей в течение такого периода. Как продюсер, я там открыла для себя программу детских новостей. Создатели их умудряются о серьёзных событиях, происходящих в мире, рассказывать детям уважительно, понятно и увлекательно.
- Чем вам запомнился тот период, который разделил Россию на "старую" и "новую"?
- Приглашение быть собкором программы "Вести" в августе 1991 года было, видимо, одним из главных событий в моей жизни. Разве можно забыть прямые эфиры с ведущими политиками и кандидатами в президенты России, предвыборные политические телевизионные "ночи" на Шаболовке? Нет, это не проявление ностальгии, просто был один период в жизни, теперь - другой, не менее интересный.
- Вы - лауреат ТЭФИ...
- Это было в 1998 году. Мы получили ТЭФИ в конкуренции с Первым каналом и НТВ за лучшую детскую передачу, называлась она "Детский адвокат". Это был первый случай, когда региональная телекомпания победила настоящих "монстров". Я горжусь проектом, который называется "Одарённые дети России". В течение полутора лет мы вели его совместно с нашими учениками из десяти регионов России - от Ставрополя до Хабаровска. В результате было снято 100 фильмов о юных поэтах, художниках, спортсменах. Все эти фильмы были сделаны в одном формате, а затем лучшие из работ мы показали во всех десяти регионах. Фактически мы все вместе создали собственное межрегиональное российское ТВ.
- Сейчас стали очень модны реалити-шоу...
- Порой участие в реалити-шоу - осознанная стратегия публичных людей, которые хотят "раскрутки". В то же время часто посредством реалити-шоу неизвестные и малоинтересные личности приобретают псевдопопулярность, которая играет с ними довольно злую шутку. Возможно, их тяга к камерам и "самообнажению" связана с тем, что мама в детстве не позволяла им читать стихи перед Дедом Морозом. Что касается проектов в жанре реалити-шоу, то иногда они бывают очень полезными. В Уфе сделали такое шоу с дворниками, в результате город стал чистым, и престиж профессии поднялся. Я считаю, что не бывает плохих жанров или плохих форматов, главное - как их применять.
- В чём специфика работы на региональном телевидении?
- В моём учебнике "Школа регионального тележурналиста" целый раздел посвящён ответу на этот вопрос... Главная проблема - зависимость от начальства как внутри студии, так и снаружи. Если говорить о преимуществах, это - близость к зрителю, возможность наутро узнать истинную цену своей программы, и ещё - возможность эксперимента в эфире.
- Нина Витальевна, в своей статье "Нельзя приплясывать на паперти", опубликованной в "ЛГ", Игорь Беляев обосновывал тезис: "Русское телевидение должно быть христианским, гражданским и пушкинским". Каким должно быть телевидение на ваш взгляд?
- Гражданским в высоком смысле слова - да, гражданским по духу, человеческим - по сути. Христианским... Я считаю вопросы вероисповедания делом сугубо личным, скорее, даже интимным. По поводу пушкинского телевидения... Ответить на этот вопрос и легко, и трудно. Трудно потому, что поэзия Пушкина, пушкинское слово - само по себе недостижимый идеал, тот уровень, к которому все мы должны стремиться... Телевидение должно быть хорошим и разным. Когда мои молодые коллеги ежедневно на каждом канале видят одни и те же сериалы и передачи, одних и тех же актёров, то им может показаться, что иного ТВ нет, не было и быть не может, а это уже опасно.

Беседу вела Яна СТАРИКОВИЧ


Н.В. Зверева. Школа регионального журналиста: Учебное пособие для студентов вузов. - М.
www.lgz.ru

Док. 563764
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 25.05.09
Число обращений: 0

  • Зверева Нина Витальевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``