В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Янковский, волшебник из `Обыкновенного чуда`: `Я, на свою беду, бессмертен` Назад
Олег Янковский, волшебник из `Обыкновенного чуда`: `Я, на свою беду, бессмертен`

    

В Саратовском краеведческом музее есть особая экспозиция: "Наши знатные земляки — деятели науки и культуры". И многие из экспонатов здесь напоминают об Олеге Янковском: костюм князя Мышкина, которого он сыграл когда-то в Саратовском академическом театре им. Слонова, его школьная ведомость, редкие школьные и семейные фотографии. За каждым из этих экспонатов - своя история. Приоткрыла ее нам землячка Олега Ивановича, заведующая отделом музеяОльга Дмитриева.

"Многим со мной делился средний брат Янковских - Николай. Он до сих пор вместе с их мамой живет в Саратове, на Большеказачьей улице, приктически в самом центре. Николай рассказывал, как они переехали сюда из Казахстана, из города Джезказган, когда Олегу было шесть лет. Не прожили и года, как от рака умер их отец, и мать трех сыновей приняла решение остаться в Саратове навсегда - все же у нее здесь две сестры. Кормильцем в семье стал Николай, а старший брат Олега, Ростислав, через некоторое время уехал жить в Минск.

До восьмого класса Олег учился в 67-й школе. У нас в музее даже сохранилась школьная ведомость ученика третьего "А" класса Олега Янковского, где сплошь одни четверки и пятерки. Пятерок даже больше. Вообще в начальной школе он учился неплохо. Круглым отличником не был, но и в двоечниках не числился.

После восьмого класса Олег переехал к старшему брату Ростиславу в Минск. Просто его маме и без того тяжело было, поэтому некоторое время он прожил вдали. Там он и окончил 11 класс, потом снова вернулся в Саратов, поступил в театральное училище и несколько лет играл в областном театре драмы. Старший, Ростислав Иванович, так и живет в Минске, играет в драматическом театре, народный артист Советского Союза.

Как рассказывал сам Олег Иванович, ему и Минск был дорог, и Джезказган, в котором родился, - но по-настощему родным городом он всегда считал Саратов. И маму он очень часто здесь навещал.

Когда Олег Янковский пришел работать в саратовский драмтеатр, Людмила Зорина, с которой у них случился роман, была здесь уже примадонной. Она тогда играла главную роль в спектакле "104 страницы про любовь". Некоторые наши сотрудники еще помнят Людмилу Александровну на сцене саратовского театра.

Потом Зорина и Янковский расписались, стали вместе появляться кругом, и Олега Ивановича называли не иначе, как "муж Зориной". Все только и спрашивали: "Кто он такой?". Зато говорят про наш театр: "Здесь играла жена Янковского"... Теперь-то она работает в "Ленкоме".

Вообще, честно говоря, как мне показалось, главной отличительной чертой Янковского было то, что он никогда не разговаривал ни с кем на семейные темы. Все, что касалось его близких, было закрыто для окружающих. И окружающие всегда относились к этому с уважением.

В 1980 году на экраны вышел фильм "Щит и меч" с участием Олега Ивановича. Так вот, он тогда приехал в наш музей и выступал перед сотрудниками. А после фильма для него даже сделали постановку в театре, по мотивам фильма...

Последний раз Олег Янковский был у нас в 2000 году, проводил свой творческий вечер. Мы с ним тогда за кулисами пообщались. Помню, как он невозмутимо ходил и курил свою трубку. Он всегда курил трубку. Насколько я знаю, он трубки даже коллекционировал. Так вот мы, сотрудники музея, попросили тогда его хоть одну трубку подарить для коллекции. Но он ответил: не могу, мол, расстаться с ней. Я тогда так, по-женски, с хитринкой сказала ему, что, наверное, их у него много. На что Олег Иванович, смеясь, ответил: "Трубок много не бывает!".

А на тот последний вечер он вместе с народным артистом России Михайловым, Александром Яковлевичем, приехал. Такие два товарища. После того, как Олег Иванович уехал в Москву, все его роли передали Михайлову, как актеру второго состава. А потом Янковский и Михайлова за собой перетянул в Москву.

Они после концерта вышли на сцену, и на сцене театра встали на колени, чем растрогали весь зал. В знак признательности саратовской сцене, давшей им путевку в большую жизнь столичных театров... У нас все очень близко к сердцу восприняли его кончину...".

Последние роли Олега Янковского

Этот год для Янковского должен был стать особенным. В прокат выходят две громкие картины, в которых актер сыграл неожиданные, яркие и по сути главные роли. Возрастным артистам, даже самым блистательным, ключевых персонажей предлагают сыграть очень редко: кино снимается в основном для молодого зрителя и старшим поколением интересуется мало. В лучшем случае актерам после 50 приходится довольствоваться участью "пап". Янковский в недавних "Стилягах" даже в роли отца главного героя смотрелся блестяще: танцевал рок-н-ролл так, что молодежь открывала рты. Но это было всего лишь камео, десятиминутное появление на экране.

Главных ролей в кино у Янковского не было с 2002 года, когда в прокат вышел фильм Валерия Тодоровского "Любовник", где Олег Иванович и Сергей Гармаш поровну делили экранное время и внимание зрителей. В этом году фильмов с Янковским в главной роли будет целых два: "Царь" Павла Лунгина и "Анна Каренина" Сергея Соловьева.

В "Царе", премьера которого только что прошла на Каннском кинофестивале, Янковский сыграл митрополита Филиппа - единственного человека, не боявшегося укорять, увещевать и просить о милосердии Ивана Грозного. И хотя картина заканчивается поражением и смертью священника, для Лунгина герой Янковского и сам актер олицетворяют (в буквальном смысле слова - в фильме у Олега Ивановича удивительно иконописное лицо) русское православие, мудрое, смиренное и способное на чудеса.

Впрочем, если отойти от темы религии, то в "Царе" есть и другой пласт: проблема интеллигенции во власти, интеллигенции, которая идет служить из лучших побуждений, но никогда не добивается своего. И для образа интеллигента Янковский тоже подходил идеально.

31 мая в Михайловском театре Петербурга пройдет мировая премьера фильма Сергея Соловьева "Анна Каренина", в котором Янковский сыграл Алексея Каренина и умудрился именно его сделать главным героем фильма. Каренин у него не привычно скучный, принципиальный, холодный аристократ с оттопыренными ушами, который не дает жене-изменнице видеться с сыном, а тонкий человек, страдающий не меньше, чем Анна.

Роль в "Царе" принесла Янковскому мировую известность, роль в "Каренине" вполне может изменить отношение к толстовскому герою. Они обе могли бы открыть новую страницу в кинобиографии актера, но сослагательное наклонение тут, увы, уже бессмысленно.

Анна Федина

Избранные цитаты героев Янковского

"Щит и меч" (1968)

"Костлявые ключицы фройляйн Ангелики не волнуют меня"

"Я всегда себя плохо чувствую, пока не выпью"

"Обыкновенное чудо" (1978)

"Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад - из любви к истине..."

"Тот самый Мюнхаузен" (1979)

"Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

"Дом, который построил Свифт" (1983)

"Сегодня в полночь я умру в последний раз. Это - важное представление, поэтому мне хочется в нем быть максимально убедительным... Посмешней изображайте скорбь. А если я пошатнусь - все вскрикните..."

"Приходи на меня посмотреть" (2000)

"Нельзя быть джентельменом пять минут. Лучше тогда не начинать вообще".

21 мая 2009 г.

www.inedelya.ru



Док. 563462
Опублик.: 22.05.09
Число обращений: 0

  • Янковский Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``