В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Ганзя: разум сердца Назад
Вера Ганзя: разум сердца
Считается, что эмоциональность в политике - вотчине "рацио" - это наносное, лишнее. Как жаргонное словечко или галстук кичливого цвета, которые ломают образ делового человека. Но и эта теория имеет счастливые исключения. Знакомьтесь, Вера ГАНЗЯ - депутат областного Совета, заместитель председателя комитета по науке и образованию, директор школы N 92 города Барабинска. Или - проще говоря - женщина, которая многого добилась благодаря "разуму сердца".

Школу строила настойчивость

Утренний Барабинск, городок в 300 километрах от Новосибирска, встречает гостей дымной взвесью в воздухе и приветственными кивками ковыля. Школа выделяется на фоне кособоких домиков частного сектора и стандартных пятиэтажек. А там уже звенит звонок на урок, приглашая учителей начать сорокаминутный экскурс в мир знаний. Спешит на урок к своим пятиклашкам и Вера Ганзя, не только депутат и директор, но и учитель истории и обществознания. Но сегодня она пойдет на хитрость: сама примет зачет у пяти волонтеров - и разрешит этим счастливчикам заместить ее на своем посту. Так, считает Вера Анатольевна, можно научить ребят ответственности.

То, что педагогика - призвание, она поняла еще в детстве: увлеченно играла в школу, незаметно научив младшего брата читать, писать и считать. Окончив Новосибирский педуниверситет, попробовала работать в районо инспектором. Но не выдержала душа - бумаги не могут заменить живых людей. Пришла работать в барабинскую школу N 92. И теперь учебное заведение, которым она руководит уже 13 лет, как огромный магнит, притягивает к себе время и деньги, силы и всю любовь нашей героини.

- Эта школа не всегда была в числе передовых. Надо было как-то ее вытаскивать. Она была переполнена. Спортивного зала не было, для столовой был приспособлен обыкновенный кабинет... Я долго думала, что делать. В планах капитального строительства эта школа отсутствовала. И я решила, минуя местные власти, отправиться дальше...

Добиться строительства было не легче, чем зимой найти поляну подснежников. Но здесь "разум сердца" женщины протоптал тропинку. Вера Анатольевна предприняла меры, чтобы необходимость возведения пристройки к зданию школы 1924 года признал губернатор. Написала заведомо выигрышный проект для участия в конкурсе "Лидеры образования", чтобы попасть в Москву и иметь возможность напрямую обратиться и в Министерство образования, и в Госдуму... В итоге в одном из номеров "Российской газеты", где напечатали свежесверстанный бюджет, она прочитала, что на пристройку к школе N 92 города Барабинска выделено пять миллионов рублей. Эти деньги подкрепились "львиными" вливаниями из областного бюджета (всего строительство обошлось в 28 миллионов рублей). Это была победа настойчивости!

Ход строительства Вера Анатольевна контролировала лично, лишая себя выходных. Спускалась в подвалы, замеряла стены, следила, чтобы к строительным смесям не приближались местные жители с ведерками, пересчитывала упаковки с плиткой по утрам и вечерам. Благодаря жесткому контролю пристройка была сдана в рекордно короткие сроки - за год и семь месяцев!

- По программе реструктуризации наша школа будет считаться базовой, - рассказывает Вера Ганзя. - Здесь созданы все условия для нормального обучения. На нашей стороне города, за железной дорогой, - три школы (всего в Барабинске их восемь), и если в других - около 200 учеников, у нас - порядка 480. С этого года у нас информационно-технологический профиль. А на следующий год мы планируем ввести еще один, физико-математический. Кадровый состав я собирала по всему городу и даже району... Таким образом, мы готовы претендовать на миллионный грант по нацпроекту "Образование".

"Любимый" депутат у администрации

- Национальный проект "Образование" предусматривает конкурсы, гранты, доплату классным руководителям, укрепление материальной базы школ, - переходит Вера Ганзя от частных радостей к общим проблемам. - Он делает многое. Но я считаю, что смысл должен быть не в этом. Первое, на что должно обращаться внимание в рамках нацпроекта, - это здоровье детей. Родители и учителя стремятся вложить в голову ребенка огромный объем знаний. Факты, которые, может быть, никогда ему в жизни не понадобятся. И если факты наши дети знают, то как применить их на практике - нет. Над этим мы работаем мало. Времени не хватает. Отсюда перегрузка. Если ребенок учится на "четыре" и "пять", значит, он сидит над учебниками дома не разгибая спины. А это ведет к проблемам со зрением и сколиозу. Поэтому первое, что нужно сделать, - изменить подход к содержанию образования. Оно должно соответствовать природе ребенка. Не может он столько усвоить! Второй момент - каждый ребенок по-своему талантлив. Нам надо найти это зернышко таланта - и его развивать. А ведь содержание всех программ так насыщено, что ребенку развивать свой талант просто некогда. Надо посмотреть и на учебники. Читаешь - и диву даешься. Часть фактов изложена неграмотно, некорректно. В глаза бросается и сложность изложения материала! Чтобы ребенку понять предложение, его нужно перечитать несколько раз... Кроме того, маленькой школе на периферии сложно будет выиграть грант. Следовательно, материальная база этой школы останется такой, какая она есть. А средств очень мало. При современном информационном уровне иметь мел и доску - и больше ничего - просто невозможно. А ведь во многих селах так оно и есть. Поэтому я, работая в комитете по науке и образованию, всегда "пытаю" начальника финансового управления области Леонида Владимировича Горнина на предмет выделения средств.

- Подозреваю, что вы у него "любимый" депутат, - смеюсь я, вспоминая заседания комитета по науке и образованию.

- А я подозреваю, что я "любимый" депутат у всей администрации. Не бывает, чтобы я какой-нибудь вопрос не задала. Но это, наверное, моя жизненная позиция. Откровенно говоря, я была удивлена, что попала в облсовет. Но раз я прошла, я чувствую огромную ответственность, которая и подвигает меня задавать вопросы. Проблемы я вижу, ведь я здесь живу, работаю. Никогда не пройду мимо какого-нибудь беспорядка, всегда вмешаюсь. Это сейчас я задаю вопросы, ведь прошел только год. А дальше начну жестко требовать на эти вопросы ответы.

Лечебная нумизматика

На "неудобные" вопросы Веры Анатольевны уже есть ответы. Частично решается вопрос о льготах, которых лишились пенсионеры, проживающие в селе, после введения закона о ветеранах Новосибирской области. Свой комитет Вера Ганзя подвигает на пересмотр бюджета образования (1400 рублей в месяц, как получилось на примере ее школы, на все хозяйственные нужды, - это похоже на насмешку). Своему депутату благодарны работники обанкротившегося и ликвидированного предприятия "Жилсервис", ведь благодаря ее вмешательству они получили заработную плату. Вере Анатольевне приходится заниматься и городскими тарифами, которые за год незаконно поднимались три раза, и уменьшением дотаций муниципальным районам...

- Я требовательна - и в первую очередь по отношению к себе. Прежде чем с кого-то потребовать, я спрашиваю у себя: а что лично я сделала? Нужно учить ответственности и очень жестко требовать дисциплины. Но требования должны быть справедливы. Мне, конечно же, попадает. Я вызываю раздражение. Вижу, что мои вопросы неудобны. Например, я не согласна с тем, что комитет по науке и образованию такой маленький - в нем всего пять человек. Я даже сходила к Юрию Петровичу Алаферовскому и спросила, почему в нашем комитете нет ни одного представителя "Единой России". В Новосибирской области, как известно, нет ни алмазов, ни нефти в больших объемах. И единственный потенциал - это наука. А получается, что правящая партия от этого потенциала открестилась... Юрий Петрович предложил лично мне приходить на заседания фракции и доносить до их сведения проблемы образования и науки...

Вера Ганзя живет в бешеном ритме: и без книг по тайм-менеджменту ей удается насытить день встречами, поездками, событиями. Не всегда хватает времени, чтобы остановиться и улыбнуться зеркалу. Чаще она - директор, учитель, депутат. Но "когда совсем плохо, когда кто-нибудь достанет до печенок", находит успокоение либо в кругу родных, либо - в общении с коллекцией монет и банкнот, которую она собирает с юности. Самая старая "денежка" из имеющихся у нашего нумизмата - полкопейки 1780 (!) года...

Газета "Ведомости" желает самому эмоциональному, бескомпромиссному и въедливому депутату областного Совета Вере Ганзе, чтобы ей больше не приходилось ходить за деньгами "за три моря". И чтобы в калейдоскопичной смене мужских ипостасей - депутата, директора, учителя - находилось время на то, чтобы побыть просто женщиной. Женщиной, ведомой "разумом сердца".

Опрос

А вот что думают о Вере Анатольевне пятиклашки

Миша Конюхов:

- Вера Анатольевна - хороший учитель. На уроках истории очень интересно слушать, как она рассказывает про Древнюю Грецию. Однажды она объявила неделю пятерок. И когда мы победили, она нашему классу подарила торт. Она все делает для школы.

Настя Скродер:

- Она очень ответственная. Никогда не оставит школу в беде. Она все время что-нибудь делает для школьников. Хорошо ведет уроки, все объясняет, задает интересные задания. Например, кроссворды составлять из слов, которые мы выучили. Для нас она как ангел. Все деньги, которые идут к ней, она сразу вводит в школу. И мы замечаем, что школа становится все лучше и лучше.

Андрей Кузнецов:

- Для меня это человек, который ради достижения своей цели может пойти на многое. Такую вот школу построила! Она очень справедливый человек. Есть ли у нее недостатки? Маленько злая, требовательная... Но это скорее достоинство.

08.03.07
vedomosti.sfo.ru
Ирина Тимофеева

Док. 563363
Перв. публик.: 08.03.07
Последн. ред.: 22.05.09
Число обращений: 0

  • Ганзя Вера Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``