В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нас с женой объединила вера Назад
Нас с женой объединила вера
В семейной жизни нельзя прислушиваться к советам друзей

- Андрис, как вы считаете, что балет дает человеку и что он у него отнимает?

- Дает ощущение самовыражения, очень искренней и настоящей любви к своей профессии, а отнимает часть жизни, которая могла бы быть потрачена на семью, на отдых, на какие-то другие жизненные блага. Это не деньги, не дачи, а совсем другие вещи. Например, поездку на лето на три месяца в деревню никто из артистов балета себе позволить не может. Во всяком случае, пока он или она выступают. Но с другой стороны, балет - это огромная часть жизни. Человек, который заразился вирусом любви к этим пыльным залам, закулисью, без этого уже жить не может. Очень многие актеры говорят, что, уходя из театра, они всегда хотят вернуться и вдыхать запах канифоли, который становится для них очень родным и близким. Даже мой отец, великий танцовщик, после вынужденного ухода из Большого театра говорил, что он готов работать библиотекарем в родном театре - так велика была его любовь к театру.

- Вы с сестрой выбрали одну и ту же профессию балет, но Илзе было значительно сложнее в профессии, чем вам. Как сейчас складываются ваши творческие и личные отношения?

- Женщине всегда немножко сложнее в балете, ввиду очень большой конкуренции. Это не значит, что среди мужчин нет конкуренции, но просто всегда танцовщиков меньше, чем балерин. Это объективная реальность, и, конечно, достичь каких-то творческих высот балерине гораздо сложнее. Несмотря на то, что отец был замечательным танцовщиком, отношения у него в театре не сложились, поэтому он реально не мог нам помогать ни в школе, ни в театре. В школе он нам преподавал дуэт, что на самом деле было очень важно. Мы с сестрой репетировали под его руководством дуэтные партии и танцы, а в театр он несколько раз приходил на наши классы, но потом это ему запретили и даже отняли у него пропуск. На самом деле для него это было очень большой трагедией. Его уход из Большого театра стал своего рода пропуском на сцену для Илзе, потому что так подстроило руководство театра. Официально его выгнать не могли, потому что он был лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, то есть мог находиться в театре, сколько хотел, поэтому ему поставили условие, что Илзе примут в труппу театра, если он напишет заявление "по собственному желанию". И отец его написал. Я думаю, что он это делал с открытым сердцем, потому что очень любил мою сестру. Но для него это стало началом конца, потому что он всю жизнь бредил Большим театром. Я помню, когда я уезжал работать в Америку он мне говорил все время: только не бросай Большой театр, только не бросай Большой театр! Я же решил, что Большой театр - это стены, а работать можно в любой стране мира и в любом театре, чтобы нести тот же свет и нести ту же мощь, которая есть в Большом театре. То есть я продолжил дело отца и танцевал у Бежара и у Барышникова, у Нуриева и в Театро дель Опера, в шведской опере и в разных других крупнейших театрах. Все с божьей помощью мне удалось сделать. Я думаю, что отец в принципе мог сделать то же самое, но ему мешала поразительная вера в то, что Большой театр - это самая вершина творчества. Он так для него и остался вершиной, выше которой ничего не может быть. Ну и потом, его всегда удерживало от отъезда и понимание того, что побег, на который решились Нуриев, Барышников и другие великие артисты балета, сделает невозможным его общение с нами, с детьми. Поэтому у отца никогда не было мысли покинуть СССР. Что же касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие. Илзе стала крестной матерью моей дочки Ксюши. Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга. Нам приятно вместе работать. Ближайший проект, который мы готовим, - драматический спектакль "Ида Рубинштейн", режиссером которого я стану. А Илзе сыграет главную роль.

- Ваши родители расстались. Их развод повлиял на ваше отношение к семье, к женщине?

- Отцу было очень сложно, потому что он был не только очень хорошим танцовщиком, но и красивейшим мужчиной: очень элегантным, очень ярким и, конечно, многие женщины просто расстилались перед ним. Устоять перед этим ему было сложно. У меня в жизни тоже были какие-то свои трудности, но в итоге я нашел свою вторую половину - Катю - и очень рад. У нас родилась дочка Ксения. Мы с женой обвенчались. Это то, что наши родители не смогли сделать. И теперь вера нас объединила и помогает решать семейные проблемы, которые время от времени возникают. Раньше эту сторону жизни никогда никто не обсуждал. Не с кем было посоветоваться. Если сейчас можно пойти в храм и попросить у бабушки совета, отслужить молебен, то тогда чаще всего советы давали друзья, которые в итоге оказывались очень неправы. Я в вопросах семейной жизни на мнения людей не полагаюсь. Если возникает какая-то проблема или какой то вопрос, я иду к духовному отцу или в храме служу молебен покровителям нашей семьи. Покровительница нашей семьи Ксения Петербургская. Даже Ксению, нашу дочку, мы назвали в ее честь. Также мы очень чтим Николая Чудотворца, потому что мы венчались в день Николая Чудотворца - 22 мая - в Никольском соборе в Санкт-Петербурге. Вообще, отец собирал иконы. И я сейчас, по прошествии стольких лет, понимаю, что икона вне зависимости от того, висит ли она как музейный экспонат или предмет культа верующих, все равно имеет влияние на человека. Собирая иконы, отец был очень тонким и очень серьезным ценителем и человеком, который понимал и глубоко чувствовал русское иконописное искусство. И то, что к отцу приходили в руки старинные иконы, я думаю, тоже знак. Ведь икона так просто тоже в руки не дается.
Ради любви я сменил веру

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы познакомились со своей супругой Катей и сколько времени потребовалось, чтобы понять, что именно она - ваша вторая половина.

- Мы познакомились в Петербурге, когда я приехал туда на несколько спектаклей. Это было после моего возвращения из Америки, где я прожил много лет. Меня пригласил виноградов на вечер, посвященный Нежинскому, потом я станцевал там спектакль "Жизель", и вот после этого спектакля мы и увиделись с Катей. Как-то очень необычно и тепло поздоровались. Самое удивительное, что я любил поздно вечером репетировать. Репетиции заканчиваются в девять часов, и потом зал свободен до полуночи, и я чаще всего часов в десять или даже в половину одиннадцатого приходил в зал часа на полтора. Там я ее встретил, тоже работающую в зале, и так завязались какие-то отношения. Оказавшись с театром в Париже, мы впервые начали друг за другом ухаживать, хотя, скорее, я, наверное, начал ухаживать за ней именно там. Этот город очень непростой, но он и по сей день "наш". А чтобы ощутить себя ответственным за нее, мне понадобилось пять лет. Нам в принципе было очень хорошо вдвоем, и я не собирался ставить штамп в паспорте, потому что мне казалось, это не так важно. А у Кати был духовный отец - отец Богдан, настоятель Никольского собора в Петербурге. И вот именно он нас обвенчал. Я, кстати, перешел в православие перед этим знаменательным событием.

- Прежде вы были женаты на американке. Что стало причиной распада этого брака?

- Я много работал в труппе Барышникова, но когда я получил приглашение на работу в Советском Союзе, жена просто не захотела уезжать из Америки. Наши отношения закончились на том, что я не хотел бросать свою работу, а она не была готова пожертвовать своей карьерой в ООН. На этом отношения закончились.

- Вы объездили весь мир, вернулись домой. Почему вы не последовали примеру многих других артистов, которые сделали себе имя на Западе и остались там?

- Я вернулся, потому что умею почувствовать, где мне будет интереснее работать. В России в творческом плане я могу делать все, что хочу, а в Америке, как ни странно при всем ее демократическом строе, всегда находится какой-то человек, и чаще всего неумный, который стоит над тобой и говорит, что и как тебе надо делать.

- Вы часто ставите спектакли на родине отца в Риге, хотя сейчас у России с Латвией формально непростые отношения. Когда вы бываете в Латвии, обсуждаете ли вы с известными людьми, возможно, с политиками эту ситуацию. Сталкивались ли вы с какими-то, может быть, нелестными высказываниями в свой адрес? Изменилось ли хоть как-то отношение простых латышей к москвичам, к россиянам, по вашему мнению?

- Я думаю, что на самом деле у России очень сложные отношения со многими государствами, которые входили в состав Советского Союза. Но у простых людей никаких противопоказаний для того, чтобы общаться друг с другом, нет. Сколько бы я ни ездил в Латвию, я никогда не испытывал на себе какого-то презрительного отношения, а мы приезжаем в Ригу как минимум два-три раза в год, ставим там спектакли, устраиваем вечер памяти отца. Объективно никаких сложностей во взаимоотношениях с латышами нет. Недаром многие наши известные артисты покупают дома в Юрмале. Если бы они чувствовали к себе презрительное отношение, понимали, что им там грозит опасность, никто не стал бы вкладывать деньги в недвижимость там. Это все политические игры. Когда я приезжаю в Москву и смотрю телевизор, невольно начинаю думать, что какие-то проблемы у нас с Латвией есть. По телевизору говорят, что все плохо, а когда ты приезжаешь сам, то видишь, что все нормально.

- Вы живете в центре, тогда как сейчас модно жить за городом. Не собираетесь перебраться на Рублевку?

- Никак не могу тратить два часа в день на поездку в центр города и еще два часа на выезд из города. Моя мама живет на даче, где я, честно говоря, в последний раз бывал год назад, потому что доехать туда я просто не могу. Она живет на Рублевке, в районе Николиной горы, однако те пробки, в которые я попадаю и стою по 40 минут вместе с ребенком, - это выше моих сил. Так что мы ездим просто на Ленинские горы, на Поклонную гору отдыхать.

- Насколько я знаю, достаточно непросто вам далось появление дочки Ксюши. Вы узнали о том, что Катя беременна, в Японии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

- Мы с женой уехали на работу в Японию на три месяца, я готовил драматический спектакль, в котором играл роль Есенина. Так получилось, что наше заветное желание - появление малыша - осуществилось именно там. Мы сразу после Пасхи узнали, что Катюша уже не одна. На самом деле мы немножко перепугались, потому что лететь обратно было страшновато: перелет очень долгий. Поэтому мы решили, что Катя останется в Японии, и доверились местным врачам. Их главный рецепт в том, что природа сама обо всем позаботится, поэтому мы с женой только молились, чтобы все прошло удачно. И наши молитвы были услышаны. Мы причащались каждую неделю в православном храме в Токио. С тех пор очень чтим Николая Японского. Мы благополучно вернулись в Москву, и Катя родила здоровенькую дочку. Сейчас Ксюша очень много с нами путешествует, ездит к бабушке в Германию, бывает с нами в Риге, на гастролях. Так что ее имя Ксения - странница - определенно влияет на судьбу.

Дата публикации на сайте: 26.05.2006

Автор: Марина Долина

Сайт: Персона km.ru

Док. 562930
Перв. публик.: 26.05.06
Последн. ред.: 21.05.09
Число обращений: 0

  • Лиепа Андрис Марисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``