В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всегда ввязываюсь в сражение, как Наполеон Назад
Всегда ввязываюсь в сражение, как Наполеон
- Андрис Марисович, вы сегодня в балете и автор идей, и хореограф, и организатор. Как вам удается все успевать, заниматься то одной, то другой профессией?

- Я с удовольствием это делаю. Все виды искусства хороши, кроме скучного. Не могу понять, когда люди работают только ради заработка. Мне кажется, это губительно и для творческого человека, и для дела, которым он занимается.

- Балетмейстер, начиная проект, должен понимать, сколько он заработает?

- О деньгах лучше не думать. Я, как Наполеон, ввязываюсь в сражение, а потом смотрю, что из этого получится. Мы планировали восстановить "Синего бога" и "Тамар" для Ирмы Ниорадзе. Но перекинули на "Синего бога" средства, предназначенные для "Тамар". Это довольно дорогое удовольствие: пришлось делать бутафорию, дополнительные костюмы, приезд Уэйна тоже связан с непредвиденными расходами. Мы не шикуем, но выпускаем достаточно серьезный и качественный продукт.

- У ваших спектаклей короткая жизнь.

- Дягилев смог показать всего шесть спектаклей "Синего бога" и четыре спектакля "Весны священной", но прошло время, и эти балеты вернулись.

- В вашей работе когда-нибудь были ошибки, которые вы больше никогда не повторите?

- Ошибка только в том, что я создаю проект и потом не знаю, кому его предложить, чтобы он продолжал жить. Первый проект, "Жар-птицу" и "Шехеразаду" в моей постановке с восстановленными по моей идее декорациями и костюмами, мы подарили Мариинскому театру. Этот балет стал одним из самых востребованных, и я не жалею, что Мариинка его обрела.

- Когда к вам приходят идеи?

- Чаще всего во время работы. Я люблю думать утром, делая станок. Отвожу дочь Ксюшу в школу, жена Катя уходит на работу, а у меня до двенадцати есть два часа. Я включаю музыку, начинаю заниматься, прослушиваю музыкальный материал. Так я отбирал музыку для "Синего бога".

- А вы каждый день делаете класс?

- Если нет деловой встречи в десять утра, то я всегда занимаюсь. Иначе невозможно: я себя чувствую как разбитый летательный аппарат, который стоит на приколе.

- И в отпуске занимаетесь?

- В этом году у меня не было отпуска, в прошлом тоже. Прошлым летом я ставил спектакли в Италии и в Дрездене. В этом году опять работаю. Сейчас поеду в Марсель- начинать репетиции "Жар-птицы".

- Мы разговаривали с вами два года назад, вы показывали рисунки из "Синего бога", и казалось, что его постановка - несбыточная мечта. Но я ошиблась. Как вам удалось осуществить этот проект?

- Это было непросто. Последние двенадцать лет мне практически каждый год хотелось приступить к реализации "Синего бога", но это очень дорогостоящий проект. У нас находят несколько миллионов долларов на то, чтобы пригласить игрока аргентинской или бразильской футбольной команды, но никто не соглашается выложить около 300 тысяч, чтобы сделать такой спектакль. В этом году с нами стала работать продюсер Надежда Соловьева. Мы давно с ней знакомы, она очень успешный промоутер, привозит и прокатывает на российских сценах зарубежные спектакли. А восстановление "Синего бога" - проект, который интересен не только в России, но и на Западе.

- У этого балета такой запутанный, банальный сюжет...

- Сюжет "Дон Кихота" не менее банален. Это фантазия на индийскую тему, так же, как "Шехерезада" - фантазия на восточную сказку, а "Жар-птица" - фантазия на тему русских сказок. Просто эти сюжеты были подкреплены интересной музыкой.

- Постановщиком "Синего бога" стал Уэйн Иглинг. Почему вы не поставили этот балет сами?

- В прошлом году я видел, как Уэйн поставил в Римской опере "Марию Стюарт". Мне понравилось, как он вписал свою хореографию в уже сложившийся сюжет, и показалось, что он может воспринять мои идеи и дополнить их своим талантом хореографа. Я считаю, что приглашение Уэйна в Москву усиливает наш проект. Для Илзе Лиепа и Николая Цискаридзе работа с ним - важное событие. И кроме того, я рад, что на меня не легло бремя постановки, потому что я бы не смог заниматься производством спектакля, контролировать изготовление декораций, костюмов и всего остального.

- Как вам пришла в голову идея восстанавливать балеты "Русских сезонов"?

- Работая в American Ballet Theatre у Барышникова, я пошел на спектакли "Джоффри-баллет" и увидел восстановленные Робертом Джоффри "Петрушку" и "Весну священную". После этого спектакля я понял, что нужно возродить балеты "Русских сезонов" в России с нашими артистами. В "Петрушке" была воссоздана масса деталей и мелочей. Но в нем не было русского духа, русского танца.

- Эти балеты любят на Западе?

- Я ставил их за границей: в Дрездене, в Риме, в Риге, сейчас поеду в Марсель... Ареал обитания "Жар-птицы" очень расширился. Когда я поставил в Дрездене "Петрушку" и "Жар-птицу", были проданы билеты на все четыре спектакля. На утреннем спектакле зал был забит настолько, что не осталось стоячих мест. Это было в конце сезона, и касса обратилась к руководству балета с просьбой продолжить эти спектакли. Такого практически не бывает.

- Какое событие в кино или в театре произвело на вас в последнее время сильное впечатление?

- Фильм Федора Бондарчука "9 рота". Я дружу с Федей с 1992 года, он снимал вечер Людмилы Гурченко, а я в соседнем павильоне снимал балет "Жар-птица". Мы с ним сделали несколько клипов, один из них для Илзе и аргентинского танцовщика Педро Бенавенте. Не могу сказать, что мы с Федей встречаемся каждые два дня, но наблюдаем за работой друг друга. Он мечтал о "9 роте" почти четырнадцать лет. Столько же, сколько я мечтал о восстановлении балетов из репертуара "Русских сезонов". Жаль, что прошло столько времени. Если бы была финансовая поддержка, мы могли бы выпускать по два спектакля в год и к столетию Дягилева восстановили бы двадцать спектаклей из репертуара "Русских сезонов". Я мечтаю восстановить балеты "Тамар", "Павильон Армиды".

- Вам не жаль, что у вас нет своего театра?

- Честно говоря, не жалею, потому что могу заниматься тем, чем хочу.

- Не хочется поработать в Большом театре?

- В том состоянии, в котором он находится сейчас, не хотел бы. В театре масса проблем, и даже при моей энергии их все равно не решить. Там все-таки государственное производство, а частное всегда более мобильно. Если мне нужно, я сейчас могу арендовать студию, а в Большом театре студий нет. Я более подвижен, и у меня больше возможностей делать то, что я считаю нужным.

- Чем же займетесь после премьеры "Синего бога"?

- Проектом "Ида Рубинштейн", посвященным 125-летию со дня рождения Иды Львовны. Это будет драматический спектакль. Пьесу написал известный ведущий Павел Любимцев (мы все ему помогали), поставит спектакль режиссер Владимир Владимирович Иванов из Театра им. Вахтангова, а главную роль сыграет Илзе. Эта идея родилась у меня, когда мы делали "Шехеразаду". Я увидел первые фото и кинопробы Илзе и понял, что нужно сделать для нее этот проект.

СПРАВКА

Андрис ЛИЕПА родился 6 января 1962 года в Москве. В 1980 году окончил Московскую академию хореографии. Был сразу принят в балетную труппу Большого театра, где танцевал ведущие партии в "Щелкунчике", "Спящей красавице", "Жизели", "Иване Грозном", "Золотом веке", "Раймонде", "Лебедином озере" и др. В 1988 году стал первым танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Вместе со своей партнершей Ниной Ананиашвили он уехал работать в "Нью-Йорк сити балет" (США). Затем выступал в Американском театре балета, "Ла Скала", "Парижской опере", работал с Морисом Бежаром в Лозанне. С 1989 года выступал в качестве постоянного приглашенного солиста в Кировском (Мариинском) театре, Римской и Шведской опере и других прославленных балетных труппах. В 1997 году Андрис Лиепа организовал и возглавил Благотворительный фонд имени своего отца Мариса Лиепы. В 2001 году на сцене Московского театра "Новая опера" поставил спектакли "Музей Оскара Шлеммера" и "Маэстро" на музыку Сергея Рахманинова. Нередко выступает режиссером показов мод, презентаций и шоу-программ.

Дата публикации на сайте: 25.10.2005
Автор: Ольга Романцова

Сайт: Новые Известия

Док. 562926
Перв. публик.: 25.10.05
Последн. ред.: 21.05.09
Число обращений: 0

  • Лиепа Андрис Марисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``