В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ, АКАДЕМИКА РАМН ЮРИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ШЕВЧЕНКО ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ САЙТУ `НЕТ-НАРКОТИКАМ` Назад
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ, АКАДЕМИКА РАМН ЮРИЯ ЛЕОНИДОВИЧА ШЕВЧЕНКО ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ САЙТУ `НЕТ-НАРКОТИКАМ`
- Юрий Леонидович, какова официальная позиция Министерства здравоохранения в отношении бесплатной раздачи шприцев наркоманам, которую пропагандируют многочисленные западные неправительственные общественные организации?

- Бесплатная раздача шприцев для потребителей наркотиков инъекционным способом является составной частью так называемых программ снижения вреда, одобренных ЮНЭЙДС, ВОЗ и Советом Европы и широко применяемых в различных странах. По мнению сторонников этих программ, главный положительный эффект не столько в предотвращении возможного заражение ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами при пользовании общим шприцем, сколько в том, что процедура обмена шприцев дает возможность работать непосредственно в среде наркоманов. При обмене шприцев социальные работники обязательно беседуют с больными, раздают им материалы о клиниках, в которых можно пройти курс лечения. Поскольку подавляющее число наркоманов по различным причинам не обращается за медицинской помощью в лечебные учреждения, эта попытка привлечь больных наркоманией к лечению, ориентированному на полный отказ от потребления наркотиков, заслуживает одобрения.

А вот к раздаче шприцев отношение и специалистов, и представителей разных ведомств, далеко не такое однозначное. Наибольшее отрицание вызывает тот факт, что медики, участвующие в программе, как бы говорят больному: "Поскольку вылечить от наркомании мы тебя не можем, ты продолжай употреблять наркотики, но аккуратно. Соблюдай определенные правила, чтобы уменьшить возможный вред". Отечественные наркологи, исповедующие практику полного отказа от потребления наркотиков, согласиться с такой политикой минимизации вреда не могут. Кстати, все основные конвенции по наркотикам Организации Объединенных Наций также пропагандируют полный отказ от потребления наркотиков.

Вполне понятное отрицательное отношение со стороны представителей правоохранительных органов вызывает тот факт, что пункты обмена шприцев зачастую используют для своей "деятельности" продавцы наркотиков.

И, наконец, есть проблема юридического характера. С 1-го июля этого года начал действовать Административный кодекс РФ, которым предусмотрена ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. Таким образом больной наркоманией, согласно этому кодексу, с 1 июля стал правонарушителем. Отсюда вопрос: а не противоречат ли программы обмена шприцев в России новому законодательству.

С обнародованием официальной позиции Минздрава я вынужден повременить, поскольку именно сейчас мы дополнительно прорабатываем вопросы, касающиеся различных аспектов программ обмена шприцев с правоохранительными ведомствами и ведущими специалистами страны.

- Каково отношение Министерства здравоохранения к заместительной (метадоновой) терапии?

- В России заместительная терапия наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ (в том числе метадона), запрещена Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах". В отношении метадона хочу заметить, что по своей наркогенной активности он превосходит героин, а потому больной наркоманией, "переведенный" на метадон, значительно труднее поддается лечению. Говоря проще, начиная применять метадон в качестве заменителя героина, больной наркоманией попадает в еще более выраженную метадоновую зависимость, эффективных способов лечения которой пока не известно. Исходя из этого, отношение Минздрава России к заместительной и, прежде всего, метадоновой терапии крайне отрицательное.

- В числе создателей нового официального руководства по наркологии, вышедшего в этом году, есть авторы, настаивающие на введении на территории России как метадоновых программ, так и программ снижения вреда. Не видите ли Вы в этом противоречия?

- Руководство по наркологии не является официальным изданием Минздрава России, а содержащиеся в них материалы отражают точку зрения авторского коллектива. Хотя повторюсь, отношение Минздрава России к заместительной метадоновой терапии резко отрицательное.

- Как Вы считаете, справедливо ли муссируемое, особенно в последнее время, утверждение, что легализация наркотиков каннабиоидного ряда способна снизить темпы прироста опиоидной наркомании, употребление синтетических наркотиков и галлюциногенов, а также распространение наркомании вообще?

- Призывы к легализации так называемых "легких наркотиков", в том числе каннабиноидов, не новы. В свое время этот вопрос по инициативе некоторых стран обсуждался на уровне ООН и получил отпор со стороны большинства государств - участников соответствующих конвенций ООН по наркотикам. В их числе был и СССР.

С врачебной точки зрения следует отметить, что регулярное потребление каннабиноидов (гашиш, марихуана, анаша и др.) приводит к развитию достаточно выраженной наркотической зависимости со всеми присущими ей отрицательными последствиями, в первую очередь - специфическими изменениями личности. К тому же в подавляющем большинстве случаев употребление каннабиса является лишь промежуточной ступенью переходу на другие наркотики, нередко героинового ряда.

- На Ваш взгляд, свидетельствуют ли выявленное статистикой снижение количества первичных обращений к наркологам о реальном снижении темпов распространения наркомании в стране?

- Причины действительно отмечаемого статистического снижения количества выявленных за 2001 год больных наркоманией нуждаются в тщательном изучении, и Минздрав этим занимается в настоящее время. В результате планомерной борьбы с наркоманией последних лет наметились положительные тенденции, но говорить о начавшемся сокращении потребления наркотиков преждевременно. Ситуация с распространением наркомании остается тяжелой и тревожной.

- Какова на данный момент сводная наркологическая статистика по России?

- По данным статотчетности на конец 2001 года на учете состояло 317 178 больных наркоманией, из них 49 735 женщин и 7 368 подростков. В течение 2001 года выявлено и поставлено на учет 62 841 больной наркоманией. В 2000 году эта цифра была куда больше - 73 280 "новоиспеченных" наркоманов.

- Обладает ли сегодня Министерство здравоохранения реальными рычагами воздействия на лечебно-реабилитационные наркологические центры, использующие в своей практике недостаточно обоснованные с научной точки зрения методики работы?

- До конца этого года Минздрав России планирует завершить разработку и утвердить отраслевой стандарт - протоколы реабилитации больных наркоманией. Этот документ должен стать достаточно надежным инструментом контроля за деятельностью реабилитационных центров. При этом основной "контролирующей" структурой должны стать соответствующие лицензионные органы субъектов Российской Федерации, которые будут выдавать лицензию на право заниматься лечебно-профилактической деятельностью только в том случае, если деятельность лечебного учреждения полностью соответствует отраслевому стандарту.

- Как Вы оцениваете эффективность существовавшей до недавнего времени практики принудительного наркологического лечения?

- Эффективность принудительного лечения наркологических больных в лечебно-трудовых профилакториях системы МВД СССР составляла 5-7 % для больных наркоманией и 20-30 % - для страдающих алкоголизмом. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, принудительно, без встречного осознанного желания больного, вылечить наркоманию, как и алкоголизм, в принципе невозможно.

В то же время, лечебно-трудовые профилактории обеспечивали пациента необходимым лечением и полноценным питанием, а также позволяли на два года физически изолировать больного наркоманией и алкоголизмом от возможности потребления наркотиков и алкоголя. А семью и общество - от наркомана. Факт немаловажный, поскольку в большинстве случаев для этой категории больных характерно крайне асоциальное поведение, обусловленное их болезнью.

- Рассматриваются ли в возглавляемом Вами министерстве необходимые меры для противодействия наркотической пропаганде? Если да, то какие?

- К моему большому сожалению, у нас до сих пор нет правовой основы для пресечения прямой и скрытой пропаганды потребления наркотиков, для применения жестких мер в отношении нарушителей. Нет, но в скором времени появятся. Сейчас все необходимые законопроекты разрабатываются Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. В этой работе активное участие принимает и Минздрав.

- Каковы, по Вашему мнению, недостатки в действующем антинаркотическом законодательстве? Что необходимо сделать для их устранения?

- В настоящее время завершается разработка законопроекта, в котором найдут отражение правовые вопросы профилактики наркомании, выявления, лечения и реабилитации больных наркоманией, а также антинаркотической пропаганды.

Этот законопроект предполагает некоторые дополнения и изменения в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". На необходимость принятия этих поправок нам уже давно указывали ведущие российские ученые и практики в области наркологии.

www.narkotiki.ru

Док. 562219
Перв. публик.: 20.05.03
Последн. ред.: 20.05.09
Число обращений: 0

  • Шевченко Юрий Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``