В условиях развития социального организма модернизационного характера необходимым элементом социальной, политической и экономической жизни социума становятся информационные потоки как сфера деятельности средств массовой коммуникации. В связи с необходимостью подготовки социологов с высоким уровнем знаний и квалификации с учетом проблематики, связанной с функционированием системы различных средств коммуникации как социального института, появляется необходимость более детального изучения не только основ теории и практики, но и различных типов и видов коммуникации.
С визуальными коммуникациями специалист сталкивается повсеместно и использует результаты в повседневной практической деятельности. Программа подготовки должна включать изучение: возникновения элементов визуальных коммуникаций и формирования визуальной картины мира; основных компонентов визуальных коммуникаций; вопросы идентичности и визуальной идентичности; текста, гипертекста и виртуальной реальности; визуальной политики и др.
Целью данного курса является изучение студентами реального функционирования механизма осуществления визуальных коммуникаций в современном социуме, социологических методов изучения этой деятельности, и, в комплексе с другими дисциплинами специализации - формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения.
Курс базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в профессиональной литературе, носит проблемный и прикладной характер, призван дать студентам необходимые знания и навыки по важнейшим аспектам социологического анализа функционирования визуальных коммуникаций.
1. Задачами курса являются:
- изучение основных представлений о функционировании компонентов визуальных коммуникаций в обществе;
- получение системного комплекса знаний о существовании в современном обществе таких самостоятельных моделей визуальных коммуникаций, так и интегрированных с другими типами и видами коммуникации;
- формирование представления о визуальных коммуникациях как специфическом средстве, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации;
- понимание социологического подхода к изучению визуальных коммуникаций, как системы реально функционирующей в широком социальном контексте, включающим реальные модели организации визуальных коммуникаций в различных видах жизнедеятельности человека;
- знакомство с социологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках основных звеньев коммуникативной цепи применительно к компонентам визуальных коммуникаций;
- изучение зависимостей между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и осуществлению визуальных коммуникаций в сфере рекламы, прямого маркетинга, брендинга, продвижения и связей с общественностью;
- рассмотрение места социологических знаний о визуальном компоненте коммуникации в процессе принятия решения в сфере коммуникативной деятельности;
- изучение влияния современных визуальных средств на индивида, социум, общественное мнение.
2. Уровень освоения курса
Курс "Социология визуальных коммуникаций" позволяет обучающимся овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современным специалистам в своей практической деятельности. Важной чертой курса является широкое использование социологических данных о практике осуществления визуальных коммуникаций в настоящее время, результатов опросов общественного мнения по данной проблематике.
Уровень освоения содержания курса должен позволить обучающимся применять полученные в ходе обучения навыки социологического анализа в реальной профессиональной работе; выступать в качестве заказчика социологических исследований визуальных коммуникаций в сфере рекламы, связей с общественностью, сейлз промоушна, директ-маркетинга, брендинга; анализировать количественные данные, полученные в таких исследованиях.