Автор-составитель - доктор социологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Ф.И. Шарков.
Рецензент - заместитель председателя Учебно-методического совета по связям с общественностью, кандидат исторических наук, доцент Н.И.Халин.
Программа дисциплины "Социальные коммуникации" составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент ОПД.Ф.02) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу "Общепрофессиональные дисциплины" Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства
I. Цель курса
Целью данного курса является ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации как видом деятельности и социальным процессом, а также современными теориями коммуникаций. Применительно к подготовке специалистов по библиотечно-информационной деятельности в курсе "Социальные коммуникации" основное внимание уделяется проблемам, которые возникают в практике работы структур и специалистов, занятых этими видами деятельности.
II. Задачи курса
Задачи курса состоят в ознакомлении с историческими вехами возникновения и развития коммуникационных каналов и средств в обществе, теорий информации и коммуникации с целью выделения из общей теории массовой коммуникации узловых моментов, дающих представление библиотекарям-библиографам, специалистам по информационным ресурсам о процессах коммуникации, участниками которых они являются или предстоит быть и которые им придется формировать. Важной задачей также является изучение типов, видов, функций коммуникаций, форм, моделей и структурных компонентов коммуникации. Знание содержания коммуникации, семиотики языка, механизмов взаимодействия коммуникантов и реципиентов и другие базовые знания позволят студентам успешно освоить другие специальные дисциплины в системе курсов по специальности "Библиотечно-информационная деятельность". Кроме того, задачей курса является ознакомление студентов со спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни, информационной культурой, освоение этических норм и методов исследования коммуникации.
III. Место курса в системе социогуманитарного образования
Дисциплина "Социальные коммуникации" является связующим звеном в освоении теории и механизмов социальной коммуникации. Данный курс раскрывает стержневые проблемы управления социальными коммуникациями (между людьми и их различными сообществами). На основе освоения курса, которое даст понимание социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, будущий специалист сможет оценить личные и общественные коммуникационные потребности, участвовать в коммуникационной деятельности и межличностном, межгрупповом общении, правильно применять те или иные коммуникационные каналы.
IV.Требования к уровню освоения содержания курса
Курс "Социальные коммуникации" дает возможность обучающимся овладеть знаниями и основными навыками, необходимыми современным специалистам в сфере социальных коммуникаций, и, прежде всего, средств массовых коммуникаций.
Уровень освоения содержания курса должен позволить обучающимся применять полученные в ходе обучения навыки анализа информационно-коммуникационных процессов в практике работы выпускников по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность.
Будущий библиотекарь-библиограф, преподаватель должен освоить основы теории коммуникации в той части знаний, способствующих ему в приобретении умений формировать и хранить документные фонды, проводить аналитико-синтетическую переработку информации, обслуживание пользователей различных учреждений в системе документныхкоммуникаций.
Выпускник - технолог автоматизированных информационных ресурсов - должен владеть профессией на уровне специалиста высшей квалификации в сфере библиотечно-библиографической и информационной науки и практики, перспективных информационных технологий и профессионально-ориентированных информационных систем. Будущий технолог автоматизированных информационных ресурсов, осваивая дисциплину "Социальные коммуникации" должен в большей мере обратить внимание на теоретические проблемы развития рынка информационных ресурсов, информационных систем, информационной безопасности.
Обучающийся по специализации "Референт-аналитик информационных ресурсов" в курсе "Социальные коммуникации" должен обратить внимание, прежде всего, на информационные ресурсы общества и типологию потребителей информации. Обучаясь по данной специализации, студент в рамках отмеченной дисциплины должен освоить основные вопросы создания информационных продуктов.
Будущий менеджер информационных ресурсов, осваивая дисциплину "Социальные коммуникации" особое внимание должен уделить теории и практике информационной деятельности, классификации информационных ресурсов.