В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экзистенциальная стратегия и этическая позиция Назад
Экзистенциальная стратегия и этическая позиция
Интервью с Леонидом Бажановым

- Прокомментируй, пожалуйста, появление в Советском Союзе - в Москве, в Тбилиси - того, что называют contemporary art?

- У нас в результате культурной изоляции contemporary art возник позже, чем в западных странах, его социальную роль долгое время исполнял российский андерграунд, т.е. провинциальный модернизм. Именно он имел функцию интеллектуальной оппозиции. Редким исключением был, например, Илья Кабаков, который начиная с рубежа 1960-х и 70-х годов осознанно работал в пространстве современного искусства.
В Грузии модернизм 60-70-х также был не мейн-стримом, а андерграундной оппозицией. Творчество Автандила Варази, Шуры Бандзеладзе - это явление художественной, интеллектуальной оппозиции, а не просто культивирование модернистских традиций. Важнейшей стороной их искусства были экзистенциальная стратегия и этическая позиция, что парадоксальным образом роднит их искусство с contemporary art. Это вообще свойственно грузинской культуре: изобразительному искусству, кино, грузинской философии (например, Мераб Мамардашвили), грузинской музыке, грузинскому театру. И всё-таки долгое время имел место именно модернизм, contemporary art стал распространяться в художественной практике со значительным опозданием.
Гия Эдзгверадзе был одним из первых. Гия Ригвава - следующее поколение. Такие художники, как Ласареишвили менялись, приобщаясь к contemporary art, уже уехав на Запад.

- Какие художники из Грузии были представлены в Москве, начиная с середины 1980-х годов?

- Если говорить о художниках, имеющих отношение к современному искусству, то одними из первых в 80-е в Москве были представлены Гия Эдзгверадзе, Илья Зауташвили, Гела Зауташвили, Лука Ласареишвили. Для этих художников большое значение имело творчество Шуры Бандзеладзе. Большинство из этих художников были из вполне благополучных семей, хорошо знали языки, читали, имели доступ к информации. Однако стоит иметь в виду, что задолго до этого в московских художественных кругах хорошо знали и творчество Авто Варази, и Сергея Параджанова. А ещё в конце 60-х я имел удовольствие устраивать выставки живописи Альберта Гогуадзе.

- Можно говорить, что российские художники, такие, как Кабаков и его окружение, оказали определенное влияние на Восточную Европу и даже на Китай. Можно ли говорить о влиянии московского концептуализма на грузинское искусство?

- Грузинские художники хорошо знали московскую сцену и ориентировались на нее. Но ориентировались стратегически, а не концептуально. Москва была, если не центром мира, то, по крайней мере, пересадочным пунктом. Сначала приезжали в Москву, (правда, предварительно почитав западные журналы), потом двигались дальше. Несомненно были тесные связи между Москвой и Тбилиси, однако я думаю, что влияние Москвы преувеличено. Разумеется, такие примеры культурного противостояния, какими были квартирные выставки или Бульдозерная выставка, производили впечатление на всё художественное сообщество в Советском Союзе, но это примеры стратегий, а не концепций.

- А что можно сказать о сегодняшних российско-грузинских связях?

- Они ослабли. Раньше именно через Москву проходил путь в большой мир, сейчас же он прямой - сел на самолет в Тбилиси и вышел где угодно: в Лондоне, в Нью-Йорке, Венеции, Кельне, Касселе. Кроме того, Грузия, как и Россия, пережила период интеллектуальной эмиграции, многие оказались на Западе. У каждого - своя судьба. Проблема в том, что в восьмидесятые только-только стали формироваться новое общество и новая культурная среда. С эмиграцией они распалась на части, которые сами по себе пока ещё не стали чем-то цельным. Понадобится время, чтобы в Тбилиси и в Москве сформировались гражданское общество и современная культура.

- Скажи, а участие грузинского художника Гии Эдзгверадзе в российском павильоне на Венецианской биеннале - случайность?

- Нет, конечно. В то время, когда работа павильона в какой-то степени зависела от меня, у меня была идея представлять в нашем павильоне - наряду с русскими художниками - художников из бывших советских республик, так как они лишились с распадом Союза своего павильона. Павильон остался за Россией, и они оказались в неравном положении. В свое время я пригласил Армению, и уже вел переговоры с Литвой и Эстонией. Однако, эта идея была заблокирована. Но Гию Эдзгверадзе я успел пригласить. Он вполне успешно выставился в нашем павильоне. Его карьеру за границей можно считать в целом успешной - преподает в Дюссельдорфской и Берлинской академиях, участвует в престижных выставочных проектах, связан с скрупными художественными центрами. И его проект "Невеста", который только что был представлен в ГЦСИ, должен пройти по европейским музеям и будет показан в России, в Санкт-Петербурге и потом у нас.

26.12.2002
Беседовал Александр Соколов
www.zverevcenter.ru

Док. 561938
Перв. публик.: 26.12.02
Последн. ред.: 19.05.09
Число обращений: 0

  • Бажанов Леонид Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``