В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антикризисный ЕГЭ? Назад
Антикризисный ЕГЭ?
Редакции "Вечернего Петербурга" и "Смены" провели в Балтийском информационном агентстве круглый стол, посвященный двум кризисам и одной рукотворной проблеме, с которыми вынуждена столкнуться высшая школа в этом году.

Первый кризис - экономический - уже всем давно известен и даже несколько поднадоел. Второй - демографический, еще более давний, - начался лет двадцать назад и теперь достиг своего пика. И наконец, третий кризис, который пока предпочитают именовать более мирно - "проблемой", связан с повсеместным введением обязательного ЕГЭ и переходом вузов на прием абитуриентов по его результатам.

Каждый кризис сам по себе - проблема, и еще какая. А что происходит, когда все три кризиса начинают активно взаимодействовать? Может быть, из трех минусов в итоге получится какой-нибудь плюс - пусть даже самый маленький? Именно на эти вопросы и пытались ответить участники круглого стола, мнения которых мы представляем в данной публикации.

В Петербурге число выпускников школ немногим больше количества бюджетных мест в вузах

Андрей Максимов, председатель комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга:

- В конце 90-х в Петербурге учились 280 тысяч студентов, сейчас - 458 тысяч. Рост в полтора раза свидетельствует: вузы Петербурга востребованы в стране как никогда раньше. Кстати, из полумиллиона студентов 190 тысяч учатся в государственных вузах на платной основе, еще 58 тысяч - в негосударственных высших учебных заведениях. То есть число платных и бюджетных мест в городе примерно равно, разница всего в 32 тысячи.

Если в 2007 году, по данным Рособра, в стране было более 1,2 миллиона выпускников школ, то в 2009 году ожидается не более 750 тысяч. Из них петербургские школы выпустят около 33 тысяч - при том, что число бюджетных мест для абитуриентов в этом году во всех вузах нашего города составит без малого 27,8 тысячи (!).

Ну а теперь немного непосредственно о ЕГЭ. До сих пор кое-кто воспринимает единый госэкзамен как нечто экспериментальное и надеется на его отмену. Однако ничего спонтанного во введении ЕГЭ нет. Еще в 2007 году, в феврале, вступил в силу закон, в котором сроки перевода ЕГЭ из экспериментального в обязательный были обозначены вполне четко: с 2009 года ЕГЭ становится основной формой вступительных испытаний в вузы. Отменить ЕГЭ можно, лишь изменив закон. В большинстве школ с хорошим уровнем подготовки давно перестали обсуждать ЕГЭ и начали готовиться к нему загодя.

С введением ЕГЭ вопрос о коррупции в вузах можно считать закрытым. Сертификат о ЕГЭ - подтверждение базового уровня знаний каждого школьника. После его получения рассылать документы (с копиями сертификатов) можно в несколько вузов, по выбору. Действительны они теперь будут без нотариального заверения, достаточно подписи и печати в школе. ЕГЭ дает возможность школьникам из любого региона поступить в столичный вуз. Уже в прошлом году иногородних студентов в вузах Петербурга было 48%.

Многих волнует, что будет, если выпускник не сдаст ЕГЭ. Для обязательных экзаменов - их два - процедура прописана: пересдать в том же году возможно лишь один предмет - русский или математику. Если не сдан предмет по выбору, аттестат выпускнику все равно дадут. Основанием для выставления оценки будет средняя успеваемость по предмету - как и по тем дисциплинам, по которым выпускник вообще не сдавал ЕГЭ.

Стоит ли опасаться, что многие выпускники школ не смогут сдать ЕГЭ? Думаю, нет, особенно в Петербурге. Качество преподавания в городе - одно из лучших в России. За два года эксперимента по ЕГЭ средняя оценка по русскому языку - более 4,3 балла(!). Однако с качеством школьного образования в других регионах России есть проблемы. Недаром в вузах открыто говорят, что на первых курсах они часто доучивают студентов по программе средней школы. И в этом плане введение ЕГЭ можно оценивать позитивно, ведь его результаты дают возможность оценить базовый уровень подготовки будущего студента в целом.

ЕГЭ не лучше и не хуже. Он просто другой

Алексей Демидов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна:

- Система ЕГЭ не лучше и не хуже, чем старая. Просто она другая и непривычная. А вот двойственное отношение к ЕГЭ не случайно. Одни надеялись, что ЕГЭ отменят, - и сидели сложа руки. А другие - готовились, в чем вполне преуспели. Нужно время, чтобы общество приспособилось к ЕГЭ, - и большинство проблем будет снято.

Считаю, что новый порядок приема в вузы отнюдь не мешает нам набирать "своих", профильных студентов, ориентированных на учебу именно в Университете технологии и дизайна. Нам дано право вводить на ряд специальностей дополнительные вступительные испытания творческой направленности - кстати, СПбГУ информационных технологий, точной механики и оптики (ИТМО) тоже имеет такую возможность, - и это вполне оправданно. Так что особого беспокойства по поводу набора студентов в нашем вузе в общем-то нет. Но проблема выбора перед абитуриентами и их родителями сейчас намного серьезнее, чем прежде. Так, конкурс на дизайнерские профессии растет с каждым годом. Но доказать абитуриентам, их папам и мамам, что знаменитые модельеры рождаются и на технологических факультетах, удается далеко не всегда.

Убедить родителей, что после пяти лет учебы их выбор может не оправдаться, а их сын или дочь не будут востребованы на рынке труда, в момент выбора ЕГЭ или приема документов в вузы просто невозможно. Я не оговорился: выбор делают часто именно родители. А сами выпускники уже гораздо позже будут в состоянии определить, не совершили ли они ошибку. Например, специалисты по дизайну костюма сейчас требуются реже, чем по дизайну интерьера. Что же будет через два-три года - неизвестно. А инженер-технолог будет востребован на рынке труда почти со стопроцентной вероятностью.

Хотел бы отметить как позитивные те изменения в порядке приема в вузы, которые внесены после 18 марта, - они дают возможность поступления в вузы без сдачи ЕГЭ выпускникам профильных техникумов и колледжей.

Мы, разумеется, помогаем с выбором профессии и с трудоустройством - в главном корпусе нашего вуза работает городская студенческая биржа труда и обучения. Но все же родителям и их детям придется привыкнуть к порядку, при котором выбор профессии для выпускника школы придется делать не в последний месяц учебы, а гораздо раньше.

Вузы приспособятся легко

Александр Викторов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики:

- Что касается ЕГЭ, общество недаром разделилось в отношении к нему. Здесь столкнулись две точки зрения на способ организации испытаний. Первая - с помощью педагога - абсолютно субъективная, оставляющая право вердикта только преподавателю - со всеми его плюсами и минусами, которых, увы, немало. Вторая - стремление общества сделать экзамен абсолютно объективным. С учетом этого истина может быть где-то посередине.

Вузам с ЕГЭ стало легче, хотя нас и настораживают призывы некоторых учителей приспособить учебники под ЕГЭ. Беспокойство же по поводу того, что около 20% школьников не смогут сдать ЕГЭ, я бы не разделил. Ведь так было и раньше. Вспомните, как часто раньше, когда учителя принимали экзамен "вживую", они натягивали тройку выпускнику, чтобы не ставить ему "неуд".

Государство в этом году четко определило абитуриентам новые приоритеты: набор на бюджетные места на ряд гуманитарных специальностей резко снижен, на технические - увеличен. Однако вузы в состоянии к этому выбору приспособиться без ущерба для абитуриентов и образовательного процесса - и одновременно выполнить запросы общества. Раз люди хотят учить своих детей на юристов, в математики те уже не пойдут. В нашем вузе, например, набор юристов сохранен на прежнем уровне - но с учетом специфики нашей отрасли: мы готовим юристов, специализирующихся в сфере услуг.

Что кризис, что не кризис - все одно

Вера Очкасова, управление общественных связей Государственного университета имени М. А. Бонч-Бруевича:

- В России всегда одинаково жить - что в кризис, что без оного. Просто кризис в очередной раз заставляет задуматься о своевременности вхождения России в так называемый Болонский процесс и принимать меры по прекращению бесплатного обучения ненужным государству специальностям. Ну а технические вузы благодаря кризису сейчас на пике работы по нормализации и повышению качества учебного процесса.

Мы не хотели бы терять "профильных" студентов

Владимир Васильев, ректор СПбГУ информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), председатель Совета ректоров вузов СПб:

- Выпускников школ у нас 33 тысячи, а на ЕГЭ по русскому языку записались 40 тысяч, по математике - 36 тысяч. Это люди из Ленобласти и других регионов России, выпускники колледжей, техникумов, училищ, которые хотят получить очное высшее образование и считают себя вполне готовыми к ЕГЭ. Так что страдать по поводу трудностей ЕГЭ и общего числа будущих абитуриентов, видимо, не стоит. Однако нас тревожит другое.

Судя по результатам заявок на сдачу ЕГЭ по отдельным дисциплинам, более 60% абитуриентов хотят поступать на гуманитарные специальности, то есть выбирают блок профессий, связанных с юриспруденцией, социально-экономической сферой, педагогикой... На все остальные профессии остается лишь 40% претендентов! Однако государство, оставив общее число бюджетных мест примерно на уровне прошлого года, заметно снизило их число в гуманитарной сфере и расширило - в технической.

У нас в Петербурге сдавать ЕГЭ по физике решили лишь около 30% школьников! Семьи вряд ли захотят и сумеют быстро переориентировать выпускников школ на другие специальности. А значит, на гуманитарные профессии люди пойдут даже на платной основе, зато технические вузы будут испытывать проблемы с числом поступающих горожан.

В Российской Федерации в целом в прошлом году оказалось заполнено лишь 97% "бесплатных" мест. В Петербурге, правда, конкуренция была много выше: на каждое бюджетное место претендовали в среднем по 3,6 абитуриента - ведь сейчас выпускники имеют право подавать документы сразу в несколько вузов. Возможно, в связи с этим бюджетные места в ряде вузов города были заполнены лишь к 1 сентября, а не к 1 августа - моменту официального срока зачисления в вузы.

Трагедии в ЕГЭ никакой не вижу. Я лично выступал против ЕГЭ - но отнюдь не в связи с его сложностью или ненужностью. Я - как и другие ректоры - обеспокоен отстранением вузов от процесса отбора абитуриентов. Это может привести к потере "профильных" студентов. То есть тех, кто ориентирован на учебу именно в данном конкретном вузе. Раньше была выстроена целая система отбора "своих" студентов - тех, кто и хочет, и может учиться именно у нас. Это и работа в школах по договору, и кружки, и подготовительные курсы... Возможно, в будущем такая система возникнет вновь уже с учетом условий ЕГЭ - как, например, в США, где помимо баллов учитываются личная характеристика, внеучебная деятельность, представляется расширенная автобиография... Сейчас мы вправе учитывать кроме ЕГЭ результаты олимпиад. Однако олимпиада не инструмент поступления в вузы, это процедура выявления талантов. В 99% случаев таланты способны пробиться в вуз и без олимпиады: сдать обязательные ЕГЭ они вполне в состоянии.

Миссия Петербурга - собирать самых талантливых ребят со всей страны и давать им возможность получать качественное образование. ЕГЭ снимает для таких ребят ряд сложностей, связанных с поступлением в вуз. Ну а для петербургских вузов сложности создает, но уже иного порядка - связанные с размещением большого числа иногородних студентов. Дефицит мест в общежитиях вузов - около 10 тысяч (!) мест. Город помогает - строит общежитие на 500 мест, но в основном это забота самих вузов. Федеральный бюджет выделил на строительство новых общежитий более двух миллиардов рублей. Однако преодолеть дефицит мест можно будет лишь в 2013 году.

К сожалению, абитуриенты этого года узнали об условиях будущих экзаменов поздно, не в сентябре 2008-го, как положено, а лишь в декабре, причем уточнения шли вплоть до марта 2009-го. В следующем году еще что-то будут корректировать. Ведь, согласитесь, непонятно, почему при поступлении в Университет имени Лесгафта на отдельные специальности профильным экзаменом стала физика, а не биология или иные близкие к будущей специальности предметы.

Практика приемных экзаменов уже отработана. 25 июля - конец приема документов. А уже 27 июля вузы выстроят свои рейтинги и объявят приемные баллы. Заранее сделать это будет затруднительно. Кстати, высокую конкуренцию вузов можно только приветствовать: будут больше заботиться о качестве.

ЕГЭ вообще не проблема

Лев Карлин, ректор российского государственного гидрометеорологического университета:

- Экзамены в наш вуз уже лет десять идут в форме ЕГЭ, то есть в виде тестов. Мы давно "изжили" преподавателей в приемных комиссиях. В них одни студенты работают, которые вполне в состоянии вести работу по утвержденной форме. И ничего, прекрасно справляются. На качестве приема это никоим образом не отразилось.

Проблем с ЕГЭ я не вижу и в будущем. В вузах технического профиля в этом году будут иные заботы - о числе студентов в целом, с учетом демографического кризиса. Предполагаю, что вузам Петербурга в установленные сроки удастся заполнить не более 70 - 80% бюджетных мест, а затем будут подбирать - где придется и кого придется. И с ЕГЭ это никак не связано.

На этом фоне предвижу массовые нарушения со стороны коммерческих вузов. Они теперь будут набирать студентов на общих основаниях, то есть по результатам ЕГЭ. Раньше в большинстве из них вообще не было экзаменов - только собеседования. Многие частные вузы уже сейчас заявляют, что будут подчиняться этому требованию лишь формально.

Что же касается "профильных" студентов - то в наш вуз и без ЕГЭ, и с учетом единого госэкзамена попадают именно такие. Иначе в нашей профессии работать они не смогут.

Экзамен

Результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. В свидетельство о ЕГЭ выставляются "положительные" результаты по русскому языку и математике, а также баллы, полученные по так называемым предметам по выбору, по которым будет преодолен минимальный порог, установленный Рособрнадзором.

Школы обязаны выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о ЕГЭ с 20 по 30 июня. Получить аттестат можно при успешной сдаче двух обязательных предметов - математики и русского языка. Свидетельство о ЕГЭ действует до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, т. е. до 31 декабря 2010 года.

Нижний порог аттестации знаний по 100-балльной шкале будет известен в течение 6 - 8 дней, после того, как выпускники сдадут ЕГЭ по предмету в "основной волне" сдачи:

по русскому языку - в период до 7 июня, после ЕГЭ 29 мая по математике - до 12 июня, после ЕГЭ 4 июня информатика и ИКТ, биология - до 4 июня, после ЕГЭ 26 мая география, литература - в период до 7 июня, после ЕГЭ 1 июня иностранные языки - до 14 июня, после ЕГЭ 8 июня обществознание, химия - до 17 июня, после ЕГЭ 11 июня история, физика до 20 июня, после ЕГЭ 15 июня


16 апреля 2009,
Вечерний Петербург образование ЕГЭ
Материал подготовили: Марина Глебова

Док. 561881
Перв. публик.: 16.04.09
Последн. ред.: 19.05.09
Число обращений: 0

  • Викторов Александр Дмитриевич
  • Васильев Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``