В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Нет денег - нет и льгот` Назад
`Нет денег - нет и льгот`
Читатели "ФВ" не первый год знают Антонину Ивановну РОМАНЧУК. Многие помнят ее выступления на страницах нашей газеты еще с тех пор, когда она возглавляла фармацевтическую службу Приморья. Ее интервью всегда отличала четкая позиция, стройность изложения мыслей, в каждом слове чувствовалась забота о человеке, который пришел в аптеку за помощью.

Сегодня мы представляем Антонину Ивановну в новом качестве - как депутата Государственной Думы, члена Комитета по бюджету и налогам.

Наша встреча состоялась в конце весенней сессии ГД, когда работа парламентариев практически завершалась и можно было подводить полугодовые итоги.



- Это, конечно, непросто и не всегда получается. Но я стараюсь, если представляется возможным, оказывать помощь фармацевтической отрасли. Например, ко мне обратились представители Московской фармацевтической фабрики и Российской ассоциации производителей и поставщиков ЛС и изделий медицинского назначения ("Росмедпром") с просьбой внести в проект нового Налогового кодекса, над которым мы работали в течение всей весенней сессии, некоторые поправки. А именно, снять НДС на ввозимое технологическое оборудование, вернуть величину акциза на медицинский спирт на прежний уровень (8 рублей).

Как профессионал-провизор, я понимаю, почему меня об этом попросили представители фармпроизводства. Любое повышение цен на сырье и оборудование сказывается на розничной цене и, чтобы ее оставить на прежнем уровне, надо изыскивать внутренние ресурсы, что не всегда возможно, или продавать препараты по цене ниже себестоимости. Поэтому я и предложила соответствующую поправку к Налоговому кодексу.

- Она была принята?

- Нет. Мои коллеги из Комитета по бюджету и налогам не сочли возможным делать кому бы то ни было исключение. Все производители - равноправные участники рынка, поэтому и условия должны быть у всех равными. Такова идеология нового Налогового кодекса, если хотите, его революционность. Раздавая льготы слишком щедро, мы утонем в них. Поэтому моя поправка по спирту была отклонена полностью. Категорически против нее оказались и налоговики, и представители службы, регулирующие оборот спирта. Слишком много хищений проводится под эту марку, на некоторых предприятиях вырабатывается "левая" продукция, на крупных производствах действует "механизм краж". Для меня же это была новость - я-то знаю, что ни в аптеке, ни в лечебном учреждении украсть спирт практически невозможно: все до миллиграмма - под контролем.

Что касается моей другой поправки - о снятии НДС на ввозимое технологическое оборудование и отмену таможенных пошлин при въезде, то она прошла частично. НДС и таможенные пошлины отменяются в том случае, если оборудование покупается на условиях лизинга или входит в уставной капитал предприятия.

- Сейчас много говорят о введении НДС на лекарства. Если можно, ваши комментарии.

- В первом чтении законопроекта не было пункта о введении НДС на лекарственные средства. Поправка появилась только после второго. Цель ее - пополнить бюджет. И, по подсчетам специалистов, такая поправка даст прибыль в один миллиард рублей. Я не знаю, обсуждалась ли она на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту. Меня во всяком случае не приглашали на заседание с такой повесткой дня. Первоначально вариант проекта закона, в котором лекарственные препараты и изделия медицинского назначения освобождаются от НДС только по перечню (который, кстати, еще только предстоит составить), был передан мною в "Росмедпром" в июне. Но, к сожалению, тревогу забили слишком поздно. Я же выступала на заседании Комитета по бюджету и против этой поправки, понимая, что введение НДС на лекарства поднимет розничные цены. Предвижу все последствия. Но на заседании нашего комитета я оказалась в одиночестве, к моему голосу не прислушались.

Я понимаю, что при дефиците бюджета необходимо минимизировать все льготы. Это диктует логика реформ налоговой системы. Но, с другой стороны, пострадают малоимущие пациенты, многие из которых уже сейчас не могут себе позволить такую роскошь - покупать лекарства.

С себя же ответственности я все равно не снимаю. И 13-14 июня благодаря тому, что на заседании Комитета по бюджету и налогам присутствовали представители Комитета по охране здоровья и спорту, вопрос об НДС на лекарства и предметы медицинского назначения обсуждался снова. Меня на сей раз поддержали. В результате в закон о введении второй части Налогового кодекса была внесена поправка, согласно которой старый порядок взимания НДС на ЛС и предметы медицинского назначения и технику продлевается еще на год.

- Предусматривается, что препараты, включенные в список жизненно важных, не будут облагаться НДС. Как и кем будет составляться этот перечень?

- Многие привязывают его к перечню ЖНВЛС, отпускаемых бесплатно и со скидкой. Но это будет другой перечень, над составлением которого необходимо грамотно поработать всем: и Министерству здравоохранения, и Комитету по охране здоровья, и НИИ фармации, и практическим врачам, которые участвуют в разработке стандартов лечения.

- Раз уж мы заговорили о льготных списках, то скажите, пожалуйста, будет ли отменен льготный отпуск лекарств? Логика реформ подталкивает именно к этому...

- Вы правы. Сейчас у нас льготники на получение лекарств - 30% нашего населения. Такой нагрузки не выдержит ни один бюджет. Отменить систему льгот тоже нельзя. Менять - надо. К решению проблемы должны подключиться и страховые компании, и социальные внебюджетные фонды. И принцип льготного отпуска лекарств должен поменяться. Я считаю, что в список препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, должны быть включены самые дешевые, "базовые" препараты, определенные стандартами лечения, естественно, по преимуществу отечественного производства. Если же льготник хочет принимать препараты более дорогие, он должен будет уплатить разницу. Такой опыт работы успешно применяется в зарубежных странах. Конечно, необходимо разработать стандарты лечения, утвердить их.

Очень важно наладить контроль при выписке препаратов на этапах: поликлиника - аптека - фонд ОМС (или орган здравоохранения). Для этого нужна дорогая компьютерная техника, которая имеется далеко не у всех аптек.

Кроме того, в различных регионах списки препаратов льготного отпуска значительно различаются. У нас в Приморье, например, каждая территория имеет свой перечень. По краю - в нем 300 наименований, а в Уссурийске, например, лишь по 50 наименованиям лекарства отпускаются бесплатно или со скидкой. Все зависит от бюджета конкретной территории. И нужен механизм, чтобы ликвидировать такие противоречия.

- Антонина Ивановна, вы довольно резко сказали о сокращении льгот. Не боитесь ли вы, что такое заявление не принесет вам популярности?

- Президентом России, Правительством Российской Федерации, Федеральным собранием принимаются сейчас реально выполнимые решения, а не строятся маниловские планы. Это принципиально. За словами должны вставать дела.

Наши решения, если они приняты, имеют под собою обеспеченную материальную базу. Нельзя всем пообещать бесплатные лекарства, а на деле их не отпускать. Это нечестно будет. Дума продекларирует широкие льготы, Дума будет "хорошей". А человек придет в аптеку за бесплатным лекарством, поверив "хорошему, доброму правительству", а ему ответят: "У нас в местном бюджете денег нет, платите". Значит, работники аптеки окажутся плохими. Я не имеют права так подводить своих коллег. Тем более, что не они устанавливают систему льгот и регулируют цены на лекарства.

Очень жаль, что прежняя Дума не брала на себя ответственность за принятие решений и не делила ее с правительством. Работая в Департаменте фармации Приморья и принимая массу жалоб по необеспечению декларируемых льгот, я мечтала о том, чтобы нашелся такой смелый, который бы сказал: "Нет денег - нет и льгот". И не надо лицемерить, потчевать людей невыполнимыми обещаниями, перекладывая ответственность за них на чужие плечи.

Государственная Дума просто не имеет права - и я как депутат отлично в этом отдаю себе отчет - давать обещания "для красоты", чтобы "понравиться избирателям". Хотя это сложно. Но именно на этом принципе я строю свою работу депутата. Недавно один политик левого толка (не буду называть его имени) передал мне, что избиратели "не простят" моего голосования против законопроектов, касающихся повышения оплаты труда, социальных льгот и выплат. Тогда я голосовала против, потому что не хотела обманывать людей. Кстати, законопроекты, предложенные в основном фракцией КПРФ, не были на тот момент обеспечены реальными возможностями бюджета. И коммунисты это знали, но в их традициях - давать несбыточные обещания, тешить народ надеждой на светлое будущее и коммунистический рай.

Я стараюсь отвечать на все письма, которые приходят в Государственную Думу на мое имя. В каждом письме содержатся рациональные зерна, а я закладываю их в фундамент своей законотворческой деятельности. Но прежде чем выступить с той или иной законодательной инициативой, предложить поправку в законопроект, мне приходится поистине с аптекарской скрупулезностью изучать вопрос. Ведь законы, принимаемые сегодня нами, должны работать на благо общества.



Беседу вела И. Павлова
ФВ N32 (183) от 29 августа 2000 г.

www.pharmvestnik.ru

Док. 561803
Перв. публик.: 29.09.00
Последн. ред.: 19.05.09
Число обращений: 0

  • Романчук Антонина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``