В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Защитники Отечества: главное - выжить Назад
Защитники Отечества: главное - выжить
Ежегодно в российских вооруженных силах и других силовых структурах даже в мирной обстановке гибнет больше военнослужащих, чем теряют за такое же время войска США и их союзники, воюя в Ираке. Средняя цифра таких "небоевых" потерь в России составляет от 2,5 до 3 тысяч человек в год.
Такая совершенно непраздничная статистика была озвучена накануне российского Дня защитника Отечества Вероникой Марченко, председателем правлении фонда "Право матери", отстаивающего интересы родителей погибших военнослужащих.
19 января на пресс-конференции в Москве правозащитница отметила, что главная причина этих небоевых потерь - самоубийства. Именно эта формулировка фигурирует в официальных документах командиров воинских частей о причинах смерти солдат, отметила глава правления фонда. Об этом говорится в 36% обращений родителей в фонд "Право матери".
Впрочем, Вероника Марченко считает, что во многих случаях правильнее было бы говорить о "доведении до самоубийства" солдат, ставших объектом глумлений, издевательств и рэкета. При этом, по ее словам, офицеры заинтересованы в том, чтобы количество смертей военнослужащих с формулировкой "самоубийство" становилось больше, так как по законодательству в таком случае родители не смогут претендовать на меры социальной поддержки. "Чем больше суицидов, тем больше денег сэкономит бюджет", - констатировала Марченко.
На втором месте - несчастные случаи, в том числе гибель при ДТП и в случаях неосторожного обращения с оружием (22%). На третьем месте - неуставные отношения (20%).
Больше всего погибло военнослужащих в прошлом году в Московском военном округе (МВО) - из почти 6 тыс. родителей, обратившихся в Фонд, 38% указали, что их сыновья погибли в подразделениях МВО. Затем следует Северокавказский военный округ, на него приходится 27% погибших солдат, в Дальневосточном и Приволжско-Уральком военных округах скончались 11% военнослужащих. Меньше всего военнослужащих погибло на Тихоокеанском флоте и в Забайкальском военном округе - по 2%.
Для контраста стоит сравнить небоевые потери российской армии с боевыми потерями - на прошлой неделе такая возможность представилась. Впервые со времени проведения боевых действий между РФ и Грузией в Южной Осетии летом 2008 года официальный представитель Минобороны огласил количественные потери среди военнослужащих российской армии. По данным, опубликованным заместителем министра обороны РФ Николаем Панковым, в боях за Цхинвали, проходивших с 8 по 24 августа прошлого года, погибли 64 российских военнослужащих и еще 283 получили ранения.
По данным, опубликованным ранее в Тбилиси, грузинская сторона потеряла во время войны 387 человек погибшими, из которых 169 солдат и 228 мирных граждан. Для сравнения - армия обороны Израиля за три недели военных действий операции "Литой свинец" в секторе Газы потеряла 10 человек убитыми, также погибли 4 мирных гражданина.
А между тем, правозащитники выделяют целый комплекс проблем, свойственных нынешнему состоянию российской армии. Так, Виктория
Марченко отметила, что в прошлом году увеличилось число случаев вымогательства денег у военнослужащих срочной службы. "5-7 лет назад факты рэкета носили единичный характер, сейчас это абсолютно повседневное явление для нашей армии. При этом нежелание платить по установленному прейскуранту становится причиной убийства солдат", - сказала Марченко.
Она добавила, что вымогательство выражается в том, что с военнослужащих требуют деньги, например, за то, чтобы в этот день его не избили, такса за это составляет 1000 рублей, причем коммерциализация воинских частей затронула не только рядовой состав, но и офицерский. "Если ваш ребенок часто обращается с просьбой выслать ему денег, то это может быть началом плохой истории. На это надо обратить внимание", - посоветовала Марченко.
К этому следует добавить безответственность, а зачастую укрывательство преступлений со стороны некоторых командиров, а также некомпетентность представителей правоохранительных органов, проводящих дознание и следствие. К примеру, 7% родителей, обратившихся в фонд за правовой помощью, вообще не имели информации (!) о причине гибели своих сыновей на военной службе.
Вот почему российские правозащитники, опираясь на европейский опыт, сейчас разработали законопроект о негосударственной независимой экспертной деятельности. Этот документ регламентирует порядок проведения независимых судебно-медицинских и психолого-психиатрических экспертиз, в частности - по каждому случаю гибели военнослужащих.
Одно из главных направлений деятельности фонда "Право матери" - участие в судебных процессах. Только в прошлом году правозащитники участвовали в 132 судебных процессах, в 220 судебных заседаниях, которые проходили в 56 российских городах. Они оказали бесплатную и что очень важно - квалифицированную юридическую помощь 5788 семьям погибших военнослужащих.
За каждым таким случаем - трагедия конкретных россиян. Но есть примеры, которые выходят за рамки одного уголовного дела. Об одном из них рассказала на пресс-конференции Вероника Марченко. Так, Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ возбудил уголовное дело по факту мошенничества и злоупотребления служебным положением генералом Валерием Знахурко. Этот бывший снабженец главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ еще в 1999-м году пролоббировал закупку у фирмы "Артесс" 14 тысяч бронежилетов на сумму 203 миллиона рублей. Большая часть этих денег - 93 миллиона якобы вернулась обратно генералу уже в качестве "благодарности".
Как выяснило следствие, бронежилеты оказались фальшивые. Они в нарушение технических характеристик не удерживали пуль и осколков. В 2005-м году половина некачественных изделий была изъята со складов. Но другая половина - массово использовалась во время второй Чеченской войны.
Сейчас можно только строить догадки, к каким неоправданным людским потерям это привело. По словам Вероники Марченко, сегодня российское государство более озабочено фактом воровства у него бюджетных денег, чем неоправданной гибелью собственных служивых людей.
Однако сейчас в этом уголовном деле, похоже, появляется, первая - и, видимо, далеко не единственная потенциальная потерпевшая - мать погибшего в Дагестане во время нападения боевиков солдата Рустама Хайдарова. Он получил смертельное ранение от пули, которая как раз попала в промежуток между пластинами бронежилета. Фонд "Право матери" намерен добиваться, чтобы дело о фальшивых бронежилетах, которое уже передано в Московский военный суд, стало предметом открытого разбирательства.
Увы, это не единственный пример, когда в российском оборонном ведомстве делается бизнес на крови собственных солдат, а общественность вводится в заблуждение. Две недели назад главное управление воспитательной работы МО РФ распространило информацию о том, что родители всех погибших в Южной Осетии военнослужащих получили дополнительную компенсацию эквивалентную сумме в 100 тысяч долларов. Якобы эти деньги уже переведены на персональные банковские счета. Однако, как заявила на пресс-конференции Вероника Марченко, многочисленные заявления в их фонд от родителей погибших солдат свидетельствуют: никаких денег они до сих пор не получали. Вразумительное объяснение этому Минобороны пока не дает...
Еще одной проблемой, которая приводит к огромному количеству преступлений в армии, правозащитница назвала тотальное пьянство. По ее словам, многие правонарушения происходят из-за злоупотребления алкоголем офицерским составом. В связи с этим она предложила объявить в армии сухой закон.
К успехам Фонда "Право матери" Марченко отнесла решение об увеличении компенсации морального вреда за гибель военнослужащего. Она отметила, что раньше в этих исках на компенсацию фигурировали смехотворные цифры, не адекватные боли потери. "Мы добились, чтобы эти суммы серьезно возросли. Мы выиграли ряд дел, и Минобороны выплатило по 1 млн. рублей родителями погибших военнослужащих. На сегодня это максимальная сумма компенсации, но мы работаем, чтобы и ее повысить", - сказала Марченко.
23 февраля фонд "Право матери" отметил как День Памяти и Скорби по всем погибшим в армии. Фонд провел панихиду в одном из московских православных храмов и пригласил туда родителей, чьи дети погибли на военной службе. Вероника Марченко, номинант международной премии "Woman of Courage", так объяснила смысл этой акции: "Представьте, в этот день будет много праздничных концертов, тостов, славословия... А кто по-человечески поддержит матерей, отцов, чьи сыновья в этой же армии и зачастую в самой мирной обстановке стали жертвами преступлений?"...
Неблагоприятную картину морально-психологической обстановки, сложившейся в российской армии, подтверждают и официальные данные. "Солдаты-контрактники регулярно совершают преступления, которые обычно считаются свойственными призывной армии. Среди "профессионалов" в вооруженных силах процветают вымогательство и дедовщина, тысячи контрактников дезертируют из частей. На их счету - каждое третье выявленное правонарушение", - заявил на днях главный военный прокурор России Сергей Фридинский. По официальным данным, за минувший год самовольно оставили службу более 7 тыс. контрактников. По мнению главы военной прокуратуры, они массово бегут из-за "материально-бытовой неустроенности". Правозащитники говорят, что на самом деле из армии дезертируют еще активнее: 7 тыс. человек - это только те, против кого ведется следствие.
Председатель комитета Солдатских матерей России Валентина Мельникова утверждает, что бегут из армии в основном те бойцы, которых заставили подписать контракт. "То есть паренек-призывник отслужил свой положенный год. Потом его обманным путем или силой заставляют заключить контракт еще на три года", - пояснила правозащитница.
"Иногда были просто ужасающие случаи, когда призывника держали на морозе, принуждая подписать документ", - утверждает координатор общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Кривенко. После подписания "новообращенным контрактникам" не дают ни копии договоров, ни денег, забирают даже банковские карты, на которые перечисляется зарплата, указывает Мельникова. Такие солдаты продолжают служить бесправно: у них отнимают мобильные телефоны, вымогают деньги, запрещают покидать часть в законные выходные дни, издеваются.
Сергей Кривенко считает, что число контрактников-дезертиров растет еще и потому, что для них в армии не были созданы надлежащие условия для прохождения службы. "По статусу контрактник должен быть приближен к офицеру. И в договоре должны прописывать не только его обязанности, но и его права. По моим данным, сейчас разрабатывается новая форма контракта", - сообщил эксперт. Пока же контрактники в армии остаются незащищенными, и многие стараются быстрее уволиться. "А кто не может уволиться, бежит. Это остается единственной формой защиты их человеческих прав", - объясняет Кривенко.
Что же касается дедовщины среди наемных солдат, тут правозащитники сходятся во мнении: ее можно искоренить, только полностью переведя армию на профессиональную основу. Сергей Кривенко вспоминает, что изначально было запланировано все части постоянной боевой готовности комплектовать исключительно контрактниками. В 2004-2005 годах так и делали, а потому неуставные отношения встречались гораздо реже.
Но теперь, "из-за того, что обманутые контрактники разбегаются", Минобороны вновь стало комплектовать части по смешанному принципу. Соседство призывников и контрактников, вчерашних "дедов", ни к чему хорошему не привело - "вновь появились неуставные отношения", отмечает Кривенко.
Валентина Мельникова советует брать пример с пограничных войск, которые не так давно полностью отказались от призывников. Результаты не заставили себя ждать: если раньше в погранвойсках "стрелялись люди, и дедовщина была, и все на свете", то за весь прошлый год был травмирован лишь один солдат, погиб один человек. Ни одной жалобы комитет Солдатских матерей от пограничников не получил.
А между тем, в российской армии складывается тревожная ситуация и с офицерской преступностью - по данным Главной военной прокуратуры, всего за год она выросла почти на треть. Офицерами совершено уже каждое четвертое преступление, более двух третей всех коррупционных составов. Большинство из них - посягательства на военное имущество, хищения путем мошенничества, взятки, должностные подлоги, присвоения и растраты.
Число преступлений, совершенных офицерским составом, стало рекордным за последние пять лет. В прошлом году было осуждено более 400 офицеров, в том числе 300 - старших. Среди них 76 командиров воинских частей. К уголовной ответственности привлечено 20 генералов, 10 из них уже осуждены. Только за год коррупционные преступления нанесли ущерб свыше 2 миллиардов рублей.
Главный военный прокурор Сергей Фридинский подтвердил в интервью "Российской газете", что уровень коррупции в армии стал угрожающим. В Сухопутных войсках в прошлом году было возбуждено сразу 8 уголовных дел. Из денег, выделенных на покупку жилья для военных, разворовали и растратили больше 250 миллионов. Чиновники центральных управлений Минобороны продали коммерсантам ракетное топливо по цене, заниженной в 40 раз, после чего купили это же топливо, но по рыночной цене. Ущерб от этого мошенничества составил 430 млн. рублей.
Еще один скандал недавно разразился в Чечне. Как рассказал Фридинский, там четыре офицера-финансиста и налоговый инспектор по Чечне, сговорившись, путем подлога украли 102 миллиона рублей. 46 миллионов вернули уже в ходе проверки, уголовное дело сейчас расследуется.
По словам Фридинского всего военные прокуроры в прошлом году зарегистрировали в российской армии чуть более 20 тысяч преступлений - примерно столько же, что и в предыдущем году. Эта цифра относится не только к Вооруженным силам, но и к Внутренним войскам, пограничным органам, МЧС и другим воинским формированиям. Снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, меньше стало проявлений дедовщины и рукоприкладства.
Комментируя нарушения в сфере распределения гособоронзаказа, Фридинский отметил, что у ГВП есть факты нерационального и нецелевого использования средств. Вскрыты прямые хищения денег путем подлога отчетных документов и составления фиктивных актов. Часто завышается цена научно-исследовательских работ и поставляемой продукции. Выявлены нарушения Бюджетного кодекса, порядка проведения конкурсов, отбора поставщиков и исполнителей работ. Всего за год выявлено больше 800 нарушений в этой сфере.
ГВП планирует навести порядок в приемке поставляемой в войска продукции и ужесточить контроль над нею. Также военная прокуратура занята надзорным сопровождением военной реформы, которую сейчас проводит Министерство обороны РФ. Как отметил глава военной прокуратуры, только по итогам одной прокурорской проверки Минобороны были возвращены 123 гектара земли в поселке Лисий Нос рядом с Санкт-Петербургом общей стоимостью около 3 миллиардов рублей.
Коснулся Фридинский и проблемы взяточничества в военкоматах в период призыва в армию. По его словам, прокуроры провели почти тысячу проверок и выявили две тысячи нарушений, восстановили права более 7 тысяч призывников и военнослужащих. К уголовной ответственности привлечено свыше 70 военных комиссаров и руководителей структурных подразделений военкоматов. В основном за взятки, незаконное освобождение от призыва, нецелевое использование средств.
По словам Фридинского, немало дел расследуются по доведению до самоубийства. За год осуждены 20 человек, чьи преступные действия привели к самоубийствам сослуживцев.
В то же время, в Вооруженных силах РФ в 2008 году число самоубийств среди генералов и офицеров увеличилось более чем на 17% и составило 53 человека, резко возросло и воровство: каждый восьмой осужденный военнослужащий - офицер. Такие цифры недавно озвучил первый заместитель Главного военного прокурора РФ генерал-лейтенант юстиции Александр Мокрицкий. По его словам, доля суицидов от общего числа небоевых потерь (всего небоевые потери в армии и других войсках в 2008 году составили 604 военнослужащих) превысила 48%. Таковы официальные данные, отличающиеся от данных правозащитников.
Недавно Верховный суд России подготовил специальное письмо во все силовые ведомства. В нем Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев обращает внимание на опасную тенденцию: на скамью подсудимых все чаще стали попадать генералы и старшие офицеры. "Если в 1991 году, когда армия СССР была в три с лишним раза больше нынешней, осудили 579 офицеров, - привел статистику Вячеслав Лебедев, - то сейчас - две тысячи, то есть в перерасчете на численность Вооруженных сил эта цифра возросла в 12 раз. Сегодня каждый восьмой осужденный военный - офицер".
Самое распространенное преступление среди генералов и старших офицеров - превышение должностных полномочий и растраты, а также мошенничество. Вот самый свежий случай. Начальник управления кадров Железнодорожных войск генерал-лейтенант Анатолий Веремеев подозревается в махинациях с квартирами. Как сообщили в Следственном комитете Прокуратуры РФ, против него возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве в особо крупном размере наказание - до 10 лет.
За совершение махинаций с жильем по аналогичной схеме недавно был осужден бывший заместитель командующего Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Евгений Корнишин. Московский гарнизонный военный суд приговорил его к 5 годам исправительной колонии общего режима.
Недавно в Москве возбуждено уголовное дело о мошенничестве в отношении военного комиссара столицы, генерал-майора Андрея Глущенко. Об этом нам сообщили в отделе взаимодействия со СМИ Следственного комитета при прокуратуре РФ. По данным следствия, в 2004 году были изготовлены фальшивые приказы, из которых следовало, что А.Глущенко в сентябре 2001года находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона и на протяжении трех дней принимал участие в контртеррористической операции.
Масштабы корыстной деятельности некоторых военнослужащих поражают.
Бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн. рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников, работая в скромной должности, на левые доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая "за комфорт" по 10 тысяч долларов в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более полумиллиона долларов.
Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор В. Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор В. Белоусов, военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Е. Феоктистов, начальник МИС Северного флота генерал-майор И. Бачанов, заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант О. Райхман, начальник инженерных войск этого округа генерал-майор И. Черечукин. В судах находятся уголовные дела в отношении еще четырех генералов, обвиняемых в коррупции.

24 февраля 2009
www.iamik.ru

Док. 561471
Перв. публик.: 24.02.09
Последн. ред.: 18.05.09
Число обращений: 0

  • Кривенко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``