В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
ПРИКАЗ N 362 - Ни шагу назад! Назад
ПРИКАЗ N 362 - Ни шагу назад!
15 мая 2009 года Верховный суд, Минюст и Генпрокуратура РФ совместными усилиями отстояли приказ N362 Министерства образования и науки, законность которого оспаривали родители детей, не желающих сдавать Единые государственные экзамены. Этим приказом было утверждено Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Как следует из названия, Положение касается вопросов аттестации выпускников, изучавших в школе основные общеобразовательные программы.

Вынесенный вердикт Верховного Суда оставляет много места для сомнений в его справедливости.    Особое внимание привлекают три пункта спорного Положения.

П.3 даёт определение Государственной (итоговой) аттестации выпускников, как формы государственного контроля (оценки) освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Но истцы указали на отсутствие узаконенных стандартов, что лишает всякого смысла проведение установленной формы итоговой государственной аттестации и получаемые при этом оценки.

В качестве аргумента истцы привели решение другого суда, уже подтвердившего факт отсутствия законно утверждённых госстандартов. Верховный Суд не опроверг законность решения нижестоящей инстанции, но сделал вид, что такого решения просто нет. А это не допустимо в судебной практике.

Ещё более странным является п.4 Положения, где написано что "Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике. Получается так: кто сдал эти два предмета, тот будет аттестован и по всем остальным предметам, изучаемым в общеобразовательной школе.
    
А как же знания по всем остальным образовательным программам? Этим Положением фактически они выведены из программы аттестации выпускников. Выходит так, что знаниями выпускников по остальным предметам при аттестации государственные экзаменаторы и Верховный Суд не интересуются. Если такое Положение сохранится хотя бы ещё один год, то общее среднее образование по остальным школьным предметам начнёт быстро разрушаться. Потому что многие изучают только то, что проверяется на экзаменах. То, что не проверяется, изучается слабо, да и немногими, лишь наиболее сознательными. Жаль, что этот важный содержательный вопрос обсуждаемого Положения Верховный Суд вообще не захотел рассматривать.
    
Могут возразить, что в том же п. 4 Положения написано, что "Экзамены по другим общеобразовательным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознании, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - выпускники сдают, на добровольной основе, по своему выбору. И что количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов".
    
Но это не так. Достаточно обратить внимание на тот же п. 4, где буквально написано об "обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике". И только по этим двум предметам. Во время аттестации выпускников школ остальные перечисленные предметы не сдаются. Тогда зачем надо было включать в п.4 Положения названия этих экзаменов? Может быть, для того, чтобы сказать, что аттестация идёт по множеству предметов, проводится добровольно, а это опять не похоже на правду.
    
Поняли ли в Верховном Суде, что все перечисленные экзамены не имеют к аттестации ни малейшего отношения, кроме попытки создать дымовую завесу законности? Ведь все перечисленные экзамены проводятся не для аттестации, а для приёма в вузы. А потому к данному Положению об аттестации они приставлены искусственно. Эта дымовая завеса легко сбила с толку Верховный Суд, но не истцов, которые уже обратились в Конституционный Суд и готовы далее двигаться в Страсбург. Уж лучше было бы отступить, чем подставляться с таким Положением в судах следующих инстанций. Принцип "Ни шагу назад" вряд ли здесь уместен.     
    
Причина такого странного "Положения" понятна. Раньше хотели одним ЕГЭ проверить сразу знания у выпускников и у абитуриентов всех вузов. Восемь лет пытались опровергнуть аксиомы педагогических измерений. Теперь, похоже, поняли ошибочность своего упрямства и решили тихо разделить единый экзамен: русский язык и математику - для аттестации, остальные - для приёма в вузы. Так можно объяснить лингвистические упражнения Минобрнауки.
    
И, наконец, ещё один, пятый пункт Положения, как и в анкетах советского времени, касается национального вопроса. Там написано, что "Государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам, указанным в пункте 4 настоящего Положения (за исключением иностранных языков), проводится на русском языке". Право обучаться на родных языках в школах Российской Федерации это Положение, к счастью, ещё не отменяет, но вот право сдавать единый государственный экзамен на этих языках оно уже отменяет. Тем самым Верховный Суд ставит выпускников национальных школ в неравное положение. Их права на равный доступ к качественному образованию этим Положением, а теперь уже и решением Верховного Суда, явно нарушается.

Обобщая, можно сказать, что Верховный Суд РФ принял ошибочное решение, которое имеет шансы быть отменённым. Уж лучше было бы сделать шаг назад, для того, чтобы потом было легче сделать шаги вперёд для развития качественного образования.

Теперь придётся ждать вердикта Конституционного Суда. Похоже, что мера независимости этого суда и справедливости выше, чем у Верховного Суда. А потому приказ N362 может быть отменён.

Идея известного Приказа И.Сталина N227 "Ни шагу назад" спасительна, но не всегда. В мирное время она может оказаться разрушительной. Что мы и видим в случае с приказом N362. И это надо понимать.

18.05.2009
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 561141
Перв. публик.: 18.05.09
Последн. ред.: 17.05.11
Число обращений: 0

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``