В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Журналистика, как никакая другая профессия, должна чувствовать потребность в саморегулировании Назад
Журналистика, как никакая другая профессия, должна чувствовать потребность в саморегулировании
Журналистская этика - пожалуй, одна из самых актуальных, проблемных и обсуждаемых тем среди представителей этой профессии. Поэтому семинар "Журналистская этика" вызвал заметный интерес среди сотрудников СМИ Северо-Запада. В нем приняли участие главные редакторы и корреспонденты из Петербурга, Пскова, Петрозаводска, Новгорода, Костомукши и других городов. Организатором семинара, прошедшего в Пушкине, выступил Институт региональной прессы при поддержке фонда "Новая Евразия".
В течение двух дней ведущие семинара - Юрий Казаков, кандидат социологических наук, эксперт по проблемам профессиональной этики журналиста и медиаэтики (Москва), и Анна Шароградская, директор Института региональной прессы (Петербург) - вместе с журналистами разбирали самые яркие эпизоды, связанные с профессиональной этикой.
Одним из таких эпизодов, получивших широкое освещение в СМИ и вызвавших в обществе бурную дискуссию, стал случай Виталия Калоева. Напомним: уроженец Северной Осетии Калоев в 2004 году зарезал диспетчера швейцарской компании "Скайгайд", считая его единственным виновником авиакатастрофы, в которой погибли жена и двое детей Калоева. После этого поступка российское общество сделало из Калоева героя. Он стал символом настоящего мужчины, который отомстил за свою семью.
Разумеется, Калоев стал героем не сам по себе, а с подачи прессы и телевидения. И сразу же после его героизации в СМИ развернулась полемика о том, что же такое месть в современном обществе и как она сочетается с законом и справедливостью. Одни эксперты высказывали мнения о том, что России нужен закон, который сделает месть смягчающим, а не отягчающим, как сейчас, обстоятельством. Другие настаивали: в современном обществе о мести не может быть и речи, наказание преступников - это дело государства, а самосуды до добра не доведут. Особняком стоит удивившее многих высказывание известного профессора, завкафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова, который считает, что месть нужно узаконить. По его словам, месть - это часть истории культуры, у многих народов месть - синоним чести, и потому возмездие должно быть легитимным.
По мнению Юрия Казакова, сегодня закладывается новая модель отношения человека, во-первых, к обидчику, во-вторых, к государству. Эта модель проходит обкатку через СМИ, большинство из которых сочли поступок Калоева героическим.
В подтверждение своих слов Казаков привел случай Александра Кузнецова, который обсуждался на уровне петербургского ЗакСа. Напомним: в ночь на 1 января 2008 года Кузнецов забил до смерти гражданина Узбекистана Хайриллаева якобы за попытку изнасиловать сына его гражданской жены. Вскоре после этого газета "Ваш тайный советник" вышла с громким заголовком на первой полосе "Отцовский долг: смерть негодяя". Внутри газеты был размещен материал, полностью оправдывающий Кузнецова, рядом подверстан вердикт 12 известных петербуржцев: убийца невиновен.
По мнению ряда участников семинара, в данном случае газета, специализирующаяся на расследованиях, разметила материал, который вряд ли можно отнести к этому жанру. В публикации представлена только точка зрения Кузнецова, при этом доказательства, что факт насилия имел место, отсутствуют. Анна Шароградская не исключает, что обвинение Хайриллаева в насилии - это попытка властей доказать, что гражданина Узбекистана убили не по национальным мотивам, предпринятая перед приездом в Россию Ислама Каримова.
Кстати, не прошло и двух недель со дня публикации, как "Ваш тайный советник" отступил от своей точки зрения, прямо заявив на своих страницах, что Кузнецов "подвел сто миллионов россиян". Оказывается, "мститель" не вышел биографией: и сидел не раз, в том числе за наркотики, да еще и оказался бывшим боксером, которому ничего не стоит забить слабого соперника. Несмотря на то что газета дала задний ход, процесс героизации, что называется, пошел. Канал НТВ устроил телемост между двумя "народными героями" - Калоевым (который, к слову, занял пост замминистра Северной Осетии) и Кузнецовым. "Известия" разместили комментарий психолога Виноградова под заголовком "Лучший способ вылечить педофила - отрезать ему голову!" И так далее.
По мнению Юрия Казакова, в случае с Кузнецовым, так же как и с Калоевым, СМИ не только занимались поиском сенсаций, но и выполняли некий социальный заказ. "Там, где не функционируют три власти, работает четвертая. Пока государство не научится защищать своих граждан - общество будет нуждаться в подобных героях", - считает социолог.
Еще один эпизод, связанный со смертью Александра Абдулова, организаторы семинара обозначали как игру на добивание, организованную СМИ. Так ли это на самом деле? Чтобы разобраться в вопросе, журналистам показали отрывки из ток-шоу Владимира Соловьева "К барьеру!". После смерти Абдулова друг актера Леонид Ярмольник вызвал на поединок главного редактора газеты "Твой день" Тимура Мардера. Ярмольник прямо заявил о том, что этот таблоид ускорил кончину Абдулова. По его словам, после инцидента с журналистом "Твоего дня" (который заявил, что Абдулов и Ярмольник его избили) издание открыло настоящую охоту на актера, регулярно публикуя о нем скандальные статьи. Публикации касались диагноза Абдулова, в них смаковались все подробности его болезни, в общем, по мнению Ярмольника, газета провела известного актера по всем кругам ада. Описав ситуацию, Ярмольник заявил о том, что даже на Западе желтая пресса не ведет себя так бесстыдно и не чувствует такой безнаказанности. По его мнению, государство обязано вмешаться в данную ситуацию - вплоть до отъема лицензий у ряда бульварных СМИ.
Оппонент Ярмольника Мардер заявил, что "Твой день" публикует только проверенную информацию, которая, во-первых, людям интересна, а во-вторых, позволяет им "контролировать так называемую элиту". По словам Мардера, в его газете только две запретные темы: президент и религия. Получается, что газета Мардера проповедует сервильность (принципиальную лояльность к власти) и политкорректность, но не считает, что известные люди имеют право на личную жизнь. Кстати, Мардер подтвердил, что его издание занимается покупкой информации, отвергнув слова Соловьева о том, что это подкуп и совращение людей. Редактор "Твоего дня" убежден: люди нуждаются в информации, а значит, ее можно добывать любыми способами.
Так где же проходит граница между свободой слова и неприкосновенностью частной жизни? Где заканчивается профессиональная этика и начинается погоня за сенсацией любой ценой? Почему лучшими журналистами России назвали Ксению Собчак и Андрея Малахова? Пока эти вопросы остаются риторическими - даже в журналистской среде.
Следующей темой для обсуждения стала так называемая политическая археология. Примером того, как создаются новые картины мира и как через СМИ они входят в массовое сознание, стал фильм архимандрита Тихона Шевкунова "Гибель империи. Византийский урок". Фильм вышел на канале "Россия" в прайм-тайм в программе "Национальный вопрос", ведущий которой Дмитрий Киселев объявил, что эта лента - документальная.
Рассказывая историю гибели Восточной Римской империи, отец Тихон осовременил ее насколько возможно: описал выстраивание вертикали власти, судьбу преемников, обострившийся национальный вопрос, борьбу с олигархами и многое другое из того, о чем мы каждый день читаем в газетах. По мнению священника, Византию, просуществовавшую более 1000 лет, в итоге погубили национальный вопрос и тлетворное влияние Запада.
"Византийский урок" выстроен на исторических параллелях, автор умело сыграл на том, что Россия действительно во многом похожа на Византию. Но вряд ли этот фильм ставил своей целью популяризацию истории, поэтому считать его просветительским было бы неправильно. Его также нельзя назвать религиозным фильмом, несмотря на то что отец Тихон подчеркивает: русские поняли, что главное богатство Византии - это Бог.
Понять, к какому жанру принадлежит картина и для чего она делалась, можно, только выделив ее основную мысль. Многие посмотревшие фильм журналисты пришли к выводу, что лейтмотив фильма - подчеркнуто антизападный. По мнению журналиста Вадима Нестерова, архимандрит Тихон яростно обличает Запад, это для него исчадие зла, и все, что приходит оттуда, в итоге оказывается гибельным для империи, лежащей на стыке Европы и Азии. Обозреватель считает: несмотря на то что данный тезис создатели фильма буквально вбивают в голову зрителя, к реальной истории все это имеет весьма опосредованное отношение. И дело здесь вовсе не в обмане, приведенные в фильме исторические факты в целом верны, а вклад Запада в погибель Византии бесспорен. Но это слишком просто, реальность много сложнее и глубже. "Ни разу не солгав напрямую, создатели "Гибели империи" о чем-то умалчивают, где-то излишне утрируют, в чем-то смещают акценты. В результате реальная история искажается, но кому до этого дело - фильм делался не для просвещения, а для борьбы", - пишет Нестеров.
Кстати, СМИ неоднократно сообщали о том, что архимандрит Тихон, настоятель Сретенского монастыря, расположенного в центре Москвы, является духовником Путина.
- Христианство смогло пережить гонения от власти, но не ее любовь, - констатировал Юрий Казаков. По его словам, тот факт, что российский священник снял исторический фильм, да еще имеющий четкую идеологическую подоплеку, - это нонсенс. Еще больший нонсенс заключается в том, что центральное телевидение взялось активно пиарить эту картину. СМИ вновь сыграли свою роль в манипуляции общественным сознанием.
По мнению Юрия Казакова и Анны Шароградской, важной темой, незаслуженно забытой современными СМИ, является трудовая мораль в России. Как же российские СМИ освещают тему трудовой морали? И насколько часто они вообще за это берутся? Судя по всему, телевидение и пресса либо показывают безнадежный и опасный труд, например, работу шахтеров, либо вообще эту тему не затрагивают.
Между тем российская трудовая мораль таит в себе огромное количество проблем. Среди них: психология раба, социальная неустроенность, готовность обходиться малым, серая зарплата, унижения на работе, дискриминация по возрасту, полу и многие другие.
- Все религии, в том числе христианство, в труде видят спасение. Существование государства также невозможно, если его граждане не хотят работать. Без концепции трудовой морали модернизации в нашей стране не будет, - уверен Юрий Казаков. Он порекомендовал журналистам подумать над следующими вопросами: можно ли приблизить модель российской трудовой морали к западной? И нужно ли это делать? Интересна ли эта тема людям? Откуда люди узнают о трудовых конфликтах? По мнению Казакова, если журналисты задумаются над этими вопросами, если СМИ начнут уделять этой теме больше внимания, ситуация на рынке труда может измениться к лучшему.
Еще одна важная тема, которую обсудили участники семинара, - "СМИ и письма читателей". Как известно, в любой прессе существует институт читательского письма. Это институт репутационный, гарантирующий связь СМИ с обществом.
- В СССР институт читательского письма был доведен до совершенства, в отделах писем работало, как правило, полредакции. Ни одно письмо нельзя было "замотать", оставить без ответа. Нынешние СМИ реагируют далеко не на все письма, да и современные читатели не настолько активны, чтобы по любому поводу обращаться в редакцию. Таким образом, связь газет с читательской аудиторией оказалась частично потерянной, - сказал Юрий Казаков.
Будучи членом Палаты медиааудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу, Казаков столкнулся со следующим случаем. В коллегию обратилась жена пограничника Людмила Пешкова, которая рассказала свою историю и потребовала восстановления справедливости. Как выяснилось, некоторое время назад она написала в ведомственную пограничную газету о том, что ее семья устала жить в долгах, что мужу-офицеру платят мало и задерживают зарплату, что условия жизни у них плохие и так далее. Газета прислала корреспондента в звании прапорщика, который пришел к выводу, что все не так уж плохо. К тому же человеческие качества супруги пограничника, по мнению журналиста, оказались далеки от идеала. Об этом он, собственно, и написал. Последствия были печальными: пограничника понизили в звании и вместе с женой заслали еще дальше.
Впервые в практике Общественной коллегии письмо читателя обсуждалось как некий феномен. Разбор дела Пешковой привел к тому, что коллегия вынесла резолюцию: необходимо выработать свод правил, в каких случаях читательские письма публиковать обязательно, в каких - желательно и в каких - невозможно. Участникам семинара было предложено подумать о том, какие правила опубликования писем они бы предложили.
В завершение семинара Юрий Казаков разъяснил смысл понятия деонтологии - системы знаний, принципов и норм, охватывающих совокупность общественных требований к журналистике. При этом он заявил: журналистская этика - это не ответственность, а степень профессиональной свободы. Иногда этика заставляет журналиста о чем-то промолчать, а порой, напротив, толкает его выйти "за флажки" и обнародовать какие-либо сведения, даже нарушив закон о СМИ. По мнению Казакова, журналистика - это профессия, которая, как никакая другая, должна чувствовать потребность в саморегулировании. Об этом стоит помнить всем журналистам.


02.03.2008
www.lenizdat.ru

Док. 560933
Перв. публик.: 02.03.08
Последн. ред.: 15.05.09
Число обращений: 0

  • Мардер Тимур

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``