В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Кирпичи` вместо `звезд` Назад
`Кирпичи` вместо `звезд`
Принятие Госдумой в первом чтении четвертой части Гражданского кодекса вызвало оживленную дискуссию в прессе. Особое внимание приковано к пункту, существенно ужесточающему систему прохождения в СМИ изображений публичных лиц.

20 сентября Госдума приняла в первом чтении заключительную 4-ю часть Гражданского кодекса России. Тогда же стало известно, что советник президента, глава группы разработчиков проекта Вениамин Яковлев, желая защитить звезд от назойливых папарацци, намерен дополнить ГК поправкой, которая запрещает публикацию произведений изобразительного искусства (включая фотографии) без согласия человека, который на них изображен.

"Даже если, например, Алла Пугачева сфотографирована в публичном месте, она получит право запретить выпуск тиража", - цитирует объяснение Яковлева газета "Ведомости". По его словам, это дополнение готовится по просьбе Владимира Путина, который откликнулся на обращение деятелей культуры, просивших защитить их личную жизнь от вмешательства СМИ. Письмо Путину подписали 30 деятелей культуры, включая Пугачеву, Александра Абдулова, Олега Янковского, Андрея Макаревича: "Мы просим в срочном порядке разработать и внести уточнения в законодательство, которые были бы направлены на усиление охраны и возможность гарантированной защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан". Их поддержала сенатор Людмила Нарусова, обещавшая, что штрафы будут зависеть от доходов СМИ.

В журналистском сообществе данная инициатива получила неоднозначную оценку. Наиболее болезненно идея была воспринята представителями развлекательных изданий.

"Судя по поправкам, которые вносятся в Гражданский кодекс, некоторые политики живут в замкнутом иллюзорном мире, сильно напоминающем голливудскую "Матрицу", - возмутился обозреватель "Комсомольской правды". - Они ведь действительно думают, что, запретив газетам печатать снимки без разрешения запечатленных, на выходе они получат сказочную гармонию. Наверняка они уже видят, как радостные фотографы получают письменное согласие благожелательного Киркорова, ждут, пока он причешется, пока натянет на себя фирменную улыбку. А потом, после фотосессии, восторгаясь в душе мудростью депутатов, они выстроятся хоть и в длинную, зато законопослушную очередь к звездному телу - условный Киркоров будет браковать нехорошие и утверждать для печати хорошие. И во всех газетах он будет улыбаться одинаково. И будет читателям сладко, гламурненько... И невыносимо тоскливо.

Самое интересное, что авторы этой поправки, по-видимому, не понимают, что на следующий день после принятия закона газеты выйдут "слепыми" (т. е. вообще без фотографий). И вовсе не в знак протеста. Просто редакторам в номер ставить будет нечего. Картина маслом: утренняя редакционная планерка, тоскливый голос юриста: "Сегодня мы должны добыть письменное согласие на публикацию фото: Джорджа Буша, Папы Римского, Саддама Хусейна, Мадонны, Михаила Зурабова, битцевского маньяка и этого (указывая на снимок) пятирукого дикаря с Соломоновых островов. Занавес".

"Юристы пошли дальше, чем их просили, и пришли к полному абсурду, - заявил газете "Ведомости" Тимур Мардер, главред газеты "Твой день" (а ранее - "Жизнь"). - СМИ будут выходить без фотографий, а звезды будут завалены письмами со всей страны [с просьбой разрешить публикацию фото]". Это полный запрет на бизнес, говорит Мардер, полагающий, что личное пространство звезд хорошо защищают и действующие законы.

"Есть действующие законы о невмешательстве в частную жизнь, - продолжил Тимур Мардер свою мысль в интервью радиостанции "Свобода". - В принципе все эти законы действуют, и вот эти поправки, которые вносятся, достаточно странные, на мой взгляд. Во-первых, четко еще не сказано, будет ли это касаться всех людей (запрет на публикацию изображений) или это будут какие-то исключения из правил. Если это будет касаться всех, то это будет достаточно абсурдно. Если в газете мы публикуем несколько десятков снимков в каждом номере ежедневной газеты "Твой день", то получается, мы у каждого героя должны спросить разрешения. Мы должны будем писать бумаги, ждать, когда человек нам что-то ответит, согласен он или не согласен. Это просто затормозит выпуск газеты. В России выходят десятки тысяч изданий. Если каждое издание отправит, к примеру, той же Алле Борисовне Пугачевой письмо с запросом, можно ли опубликовать ваш снимок, то мне кажется, это просто загубит средства массовой информации в России. Просто рынок СМИ будет загублен. И это нас отбросит на десятилетия назад. И люди, которые разрабатывают и предлагают такие законопроекты, должны понимать, какие это может нести последствия. Это будут просто "кирпичи" текста без снимков, люди забудут, как выглядят их "звезды" - те же Пугачева, Абдулов и авторы письма".

Кстати, против ограничений на публикацию фотографий публичных лиц в публичном месте выступило и большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы". Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 84 процента опрошенных придерживаются данного мнения, в то время как 16 процентов полагают, что ограничения на публикацию фотографий публичных людей должны быть. Всего в ходе опроса на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 460 телефонных звонков.

Спустя неделю после первого чтения 4-ой части ГК законодатели решили выступить с разъяснениями. Рассказывая в понедельник на пресс-конференции о законотворческих планах на осеннюю сессию, председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников привел следующий пример: "Вот вы, например, меня сейчас фотографируете - пожалуйста! Но если вы вломитесь ночью ко мне и начнете этим заниматься, то вас будет касаться эта статья!"

"Никто не говорит, что нельзя снимать спикеров верхней и нижней палаты парламента или президента", - цитирует Крашенинникова "Российская газета". Парламентарий предупредил представителей средств массовой информации, что важно не перейти тонкую грань, когда публичная деятельность кончается и начинается частная жизнь. И тут уж без разрешения нельзя фотографировать ни депутата, ни министра, ни артиста, ни токаря. Как заметил Крашенинников, токарь тоже может стать публичным человеком, если станет победителем соревнования или выйдет на митинг. И инспектор ГИБДД, неожиданно появившись из кустов, чтобы затормозить автомобиль, не может требовать, чтобы на него не наводили объектив, он ведь не у себя дома. Право на изображение - "это неотъемлемая часть права личности" и защищается Гражданским кодексом, четвертой его частью, принятой Думой в первом чтении на прошлой неделе. Но, как сказал Павел Крашенинников, это было предусмотрено и советским законодательством. Право на частную жизнь гораздо шире, и на этот счет есть нормы, предусматривающие ответственность за нарушение этого права. Несанкционированная публикация фотоснимка, не связанного с публичной деятельностью, тоже не останется безнаказанной. И, по выражению "РГ", "всякие папарацци" могут не рассчитывать, что отделаются только штрафом. Если публикация привела к тяжелым последствиям, то ответственность, по словам Крашенинникова, может быть и уголовной.



27.09.2006
omsk.rfn.ru

Док. 560930
Перв. публик.: 27.09.06
Последн. ред.: 15.05.09
Число обращений: 0

  • Мардер Тимур

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``