В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Интервью редакции `VIРЕRSОN`: `Откровенная беседа` с Татьяной Карсекой Назад
Интервью редакции `VIРЕRSОN`: `Откровенная беседа` с Татьяной Карсекой
Сегодня, в гостях нашего портала Аспирант магистратуры Венского Экономического Университета - Карсека Татьяна Сергеевна.

Кор.: Добрый день, Татьяна! Мы очень рады, что Вы нашли возможность придти к нам в гости. Для начала, хотелось бы поговорить о Вас. Что повлияло на Ваш выбор профессии?

Т.Карсека: Во-первых, мое желание. Во-вторых, обстоятельства. И уже в сумме, вышло, так как вышло. Повлияло знание того, чего я не хочу. Я точно знала, что я не хотела быть врачом, я не хочу иметь дело с историей и преподаванием, но если эти моменты будут косвенно затронуты в моей работе я была бы очень рада. Я попыталась пойти на информатику. Потому что это было что-то модное на тот момент. Спустя полтора месяца поняла, что хочу больше общаться с людьми чем с компьютерами и понимать реальность, а не виртуальный мир. И по этому я переключилась на экономику. Вот что собственно повлияло на выбор моей профессии.

- Вам нравиться Ваша профессия?

Нравится. Я еще ни разу не пожалела что выбрала то что выбрала. Моя профессиональная деятельность находиться на стыке двух областей: первая - это менеджмент знаний, вторая - "кадры". Кто-то говорит, что это общие дисциплины и не разграничивает их, кто-то считает наоборот. Так или иначе, я занимаюсь обоими областями.

- Вы долгое время учились в Европе, именно поэтому, хотелось бы поговорить об образовании. Где качественнее образование в Европе или в России?

- Смотря в какой сфере. Что касается экономического образования, какой патриоткой я бы не была, экономическое образование лучше в Европе. Потому, что традиции, база рыночной экономики в Европе дольше, насыщеннее, полнее. В России просто не было возможности наработать, хотя бы базу, опыт, на основании чего учить студентов. А что касается других дисциплин, технических, гуманитарных, то тут можно поспорить, все зависит от преподавателей в конкретных ВУЗах. Поэтому обобщать тут нет смысла. Есть хорошие школы в Европе, о них многие знают, в них учатся дети из очень обеспеченных семей, образование там дорогое, но оно и стоит того. Если говорить в целом о среднем образовании, то наверное наши ВУЗы, если это государственные, устоявшиеся, не новые коммерческие, то лучше.

- На Ваш взгляд, реконструкция системы образования в России, сокращение количества ВУЗов, пойдет на пользу?

- Честно говоря - да. Мое мнение таково, что ВУЗов не должно быть избыточно много. Потому, что когда хорошее училище получает статус ВУЗа из него получается плохой университет, вместо хорошего училища. И качество специалистов меняется. Что делает ВУЗ? Оно готовит людей которые должны уметь аналитически мыслить, анализировать, видеть картину в целом или быть профессионалом, специалистом, в какой-то одной области. Что делает средне-специальное образовательное учреждение? Оно готовит операторов, тех кто непосредственно делает работу, качественную работу. И является профессионалом своего дела. На одних аналитиках страна "далеко не убежит", каким хорошими эти аналитики не были.

- В Европе, при поступлении в ВУЗ, существует взяточничество?

- Там существует другое. Взяточничество, как таковое, оно... если мы говорим в наших масштабах, то оно отсутствует. Полностью оно не искоренено, естественно взяточничество есть везде. Но там есть другой момент. В обществе существуют неформальные слои общества. Если ребенок, идет в определенные школы, куда ходят дети родителей определенного социального уровня - высший средний класс, либо самая "верхняя прослойка" общественности, то оттуда он идет в хороший ВУЗ. Ребенку, из семьи с меньшим достатком, меньшими притязаниями на хорошее образование, придется очень сложно. Фактически он вынужден будет "бороться за выживание", если у него светлая голова и амбиции.

- Существует "легенда", что в Европе студенты сами могут оплачивать свое образование. Так ли это?

- Это зависит от страны. Соответственно системы оплаты образования различные. Если мы говорим о немецкоговорящих странах - Германия, Австрия, то там есть своеобразная стипендия на которую, в принципе, можно жить. Конечно шиковать не будешь, но позволить себе обучение можно. К тому же в Австрии, с этого года, для австрийцев отменяют плату за обучение. То есть граждане Австрии и Евросоюза не будут платить за образование, если образование не превышает срок отпущенный для получения образования...

- Пять лет?

- Восемь-десять семестров. За превышение соответственно, взимается оплата, но государство в этом случае все равно выплачивает стипендию. Что касается Англии, то там другая система. Студент берет кредит, таким образом оплачивает себе образование и бытовые расходы во время учебы, а потом, когда устаивается на работу, зарплата сверх прописанного минимума идет в счет погашения кредита.

- На прописанный минимум можно прожить?

- Можно. И более чем. Если говорить в цифрах, то стипендия варьируется, в зависимости от различных обстоятельств, от 200 до 700 евро.

- А аренда жилья?

- Съем жилья в среднем, если говорить например, об однокомнатной квартире в Вене, то это от 300 до 700 евро.

- Какова потребительская корзина?

- Минимальная корзина 200 евро.

- То есть другими словами, на стипендию в 500 евро можно спокойно прожить?

- Если себя "ужать", то вполне можно. Другой вопрос, что там образование требует от студента большой самоорганизованности. Таким качеством может похвастаться далеко не каждый молодой европеец. То есть при поступлении в университет, ни кто не будет прописывать расписание дисциплин. Студенту предоставляется пакет дисциплин, которые он обязан знать, по которым обязан сдать экзамены, а вот "вытянешь" или нет - это уже твои проблемы. Поэтому количество людей с высшем образованием, по сравнению с Россией, на много меньше.

- А что касается трудоустройства? Легко ли, например, трудоустроиться эмигранту?

- Эмигранту очень тяжело устроиться.

- Если эмигрант получает хорошее образование в Европе, то как происходит процесс трудоустройства?

- Предприятие не имеет право брать эмигранта на работу, если на бирже труда есть такой же "свой" специалист. Но если все-таки предприятие желает по каким-либо причинам взять эмигранта на работу, то оно обязано доказать, что именно он достоин вакансии, а также должно доказать, что на данный момент нет местного специалиста.

- Много русскоязычных учащихся?

- Нет, не много. В основном украинцы. Русских гораздо меньше.

- Естественно общение происходит на немецком языке?

- Немецкий и английский - мои рабочие языки. Конечно, владение языками, не сравнимо с русским, но сны, иногда, я вижу на немецком или английском, иногда стихи пишу на этих языках.

- Мысли тоже приходят на английском языке?

- Если я общаюсь на английском то мыслю я тоже на нем. Точно также и с немецким, и я надеюсь с русским (улыбается).

- А бывает в мыслях или снах, "перекличка" между языками, половина на немецком, половина на русском?

- Бывает, но не часто.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу "ЕГЭ" введенного в России.

- Что такое по сути ЕГЭ? Сама идея потрясающа и она имеет право быть. Изначально планировалось заменить выпускные экзамены и вступительные экзамены чем-то одним, что котировалось бы везде, что принималось бы везде, и являлось бы своего рода мерилом знаний человека после школы. Аналоги такой системы присутствуют везде. Это "ЭЛВ" - в Англии, это "Матура" - в Австрии, это "Обитун" - в Германии, то есть это выпускные экзамены, которые одновременно являются вступительными в университет. Без этого документа, сертификата, молодой человек не сможет пойти в высшее образовательное учреждение. Это требование, по своей сути. Что же получается в России? Была введена аналоговая система единого экзамена, единого сертификатного "чего-то", что с одной стороны является выпускным экзаменом, с другой стороны является вступительным экзаменом, но не везде. Лучшие вузы Москвы и России, все равно очень стараются закрепить за собой право проверить знания по другому. Причины могут быть разные, от банальных - взятки, до специфических - требования к знаниям определенных дисциплин для поступления в данный ВУЗ. Например, МГУ не на всех факультетах принимает ЕГЭ, и далеко не по всем предметам. Таким образом основная идея ЕГЭ, пока, еще не устоялась. Другой момент, возможна ли единая проверка знаний по всем предметам? Если мы говорим о едином госэкзамене в тестовой форме... конечно мы знаем, что ЕГЭ разделен на три части - тестовая, свободная и еще более свободная. Так вот, тестовая форма уместна для физики, математики, для точных наук, где действительно можно проверить знания, в том числе для естественных наук - биология, химия. Но если мы говорим об иностранных языках, о русском языке, литературе, то к сожалению, то как строятся экзамены теперь - в основном "зазубривание" материала - в таком случае невозможно выявить истинные знания поступающего, невозможно выявить умение грамотно писать и выражать свои мысли. И по этому ЕГЭ для таких предметов, я считаю, не приемлемо. Можно конечно ввести какую-то другую, более свободную форму для таких предметов, но тут возникают другие проблемы - поле для взяточничества, поле не справедливой оценки.

- А как оцениваются знания абитуриентов и студенов по литературе за рубежом?

- Дело в том, что как такого предмета нет. Литературу изучают совместно с родным языком. К примеру, если по плану в неделю стоит два часа изучения родного языка, английского, то час будет отведен для изучения грамматики языка, другой час - для изучения литературы. Естественно в таком случае изучение литературы происходит менее "глубоко", нежели в России. К сожалению, к такому пониманию приходишь, сравнивая две системы образования. Я обучалась в немецкой гимназии, и могу сказать, что российские школьники не ценят тот материал, которые преподают в российских школах. Знания, даваемые в немецкой гимназии более поверхностны, сейчас я говорю про литературу. Вот поэтому у них тестовая система проходит, а у нас - нет.

- То есть, у нас подход к системе образования лучше? Или все-таки, хуже?

- Нельзя сказать хуже или лучше, он простой другой.

- Требуются ли какие-то специальные знания для поступления в творческие ВУЗы в Европе?

- Там своя система приема, отличная от основной. То есть если вы хотите поступить в академию искусств, скажем, на факультет живописи, архитектуры, вам нужно естественно, сдать какие-либо эссе, чертежи, рисунки, и так далее. Если речь идет о каком-либо духовном высшем учреждении, то там образование платное, специальные предметы изучаются в процессе обучения, другими словами - ты не обязан, знать то, что будешь изучать. Тут можно привести другой пример, в Росси дети идут в школу уже умеючи читать, а за рубежом - нет. Там дети приходят с нуля.

- У них нет подготовительных классов?

- В детских садах, процесса изучения каких-либо школьных навыков практически нет. Сказать, что такой подход лучше или хуже, сложно. С одной стороны, российские дети приходят в школу умея читать и писать, но из-за большой нагрузки , они фактически "упускают" детство. В Европе, дается большая свобода действия, дети дольше остаются детьми, но упускается ранее развитие способностей ребенка.

- В ВУЗах или школах изучают основы религиозных конфессий?

- Да, изучают. При чем, этот момент разный для европейских стран. К примеру, в Англии это редкость. Потому как школы считаются светскими заведениями, и какие-либо религиозные направленности неприемлемы. При церквях, в воскресных школах, что-то подобное существует, но не более. Австрия - страна католическая, исконно католическая. Поэтому в начальной школе есть урок религии. Но урок религии, не является обязательным как остальные предметы. То есть, родители приводя ребенка в школу, заполняют анкету, где указывают кто они по вероисповеданию. Если родители католики или протестанты, то на эти религии есть свои учителя в школе. Если родители указывают что-то более "экзотическое" - православный, мусульманин, то, ребенок должен ходить в воскресную школу при приходе и приносить подтверждение оценок в школу. Многие родители делают проще, указываю в анкете - без религиозного вероисповедания. И таким образом ребенок освобождается от урока религии в школе.

- А в ВУЗах как с этим обстоят дела?

- А каком уроке религии можно говорить, если нет урока физкультуры. Другими словами, если студент идет изучать что-то специально, то он изучает только это, никаких общеобразовательных знаний не преподают.

- С уважение ли относятся к представителям других конфессий?

- Я думаю с большим, чем в России. Потому, что личное пространство - это то, что в Европе уважают. То есть, это твой выбор, это то чем ты не обязан делиться со мной. Я представитель этой конфессии, ты - другой. Все замечательно, мы друг друга не видим, мы друг друга не трогаем.

- Как Вы считаете, в России нужно ли в школах вводить православие или мусульманство, как урок религии?

- Хороший вопрос. Но с начала, нужно ответить на другой вопрос - какой процент населения, в какой части России, является православным, мусульманским, или другой веры. Россия, в отличие от той же самой Австрии, многоконфессиональная страна. В России есть регионы, где большинство совсем не православное. Соответственно, в каждом регионе необходима своя система, свой урок религии. С другой стороны пока в России школы - светские учреждения. Но надо учитывать, что без духовных, моральных, и в какой-то степени, религиозных, ценностей, тяжело воспитать здоровое, высокоморальное общество. На мой взгляд, что явно не помешало бы, так это экскурс о различных религиях, о различных подходах к нравственности. То есть показать ребенку, что есть, но не в рамках одной конфесии. Быть может, ввести это стоит не обязательным предметом, а скажем, факультативным занятием.

- Будут ли такие уроки посещать дети из неблагополучных семей? Ведь тяжело "рассуждать" о морали, духовных ценностях не имея перед глазами примера для подражания.

- А Вы в этом уверены? Мне кажется наоборот, - поиск происходит внутри человека тогда, когда есть дискомфорт, когда чего-то не хватает. И часто, ответы на какие-то вопросы, даже ребенок, будет искать когда в жизни, все не совсем гладко. На мой взгляд можно вот что предложить. В Европе урок религии введен в начальной школе, в России можно ввести этот урок в старших классах. В начальную школу вводить только, так называемый, экскурс. Наверное можно было бы назвать этот урок - урок "религии мира".
В старших классах дети, практически уже сформировавшиеся личности, и возможно восприятие других религий будет происходить, может быть с некоторым отторжением.
Да, согласна. Но религия, на мной взгляд, выбирается осознанно. Православие часть российской культуры. И если православие изучается в рамках культурологи, это одно. Но если мы говорим об об осознанном выборе человека, о выборе стать частью какой-либо конфессии, о выборе разделять какие-либо ценности, нравственные принципы, то, наверное, это было бы, не совсем этично, опять таки, "вдалбливать" ребенку те ценности, когда он еще многого не понимает.

- Тут многое зависит от родителей. Как они воспитают своих детей, смогут ли привить терпимость, быть для своих детей примером для подражания...

- Конечно. Безусловно.

- Татьяна, спасибо Вам, за эту встречу! Мы от всего сердца желаем Вам всех благ и, надеемся, что в следующий Ваш приезд в Россию, мы найдем новые темы для откровенных бесед!


Беседовала О.Гороховская

15.05.2009,
www.viperson.ru



viperson.ru
ulduz.su

Док. 560861
Перв. публик.: 15.05.09
Последн. ред.: 05.06.13
Число обращений: 0

  • Карсека Татьяна Сергеевна
  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``