В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Царица доказательств и ее слуги Назад
Царица доказательств и ее слуги
" - Папа, покажи слоников.

- Не, сынок, поздно, три часа ночи уже...

- Ну, папа, пожалуйста.

- Ну ладно... Рота, подъем! Надеть противогазы и два круга по плацу!"

Мало кто понимает и еще меньше тех, кто хотя бы задумывается о том, что в этом старом армейском анекдоте речь идет не о чем ином, как о пытке. Пытка в сознании людей - нечто средневековое: дыба, испанский сапог и тому подобное. Однако и в XXI веке около 150 государств (в том числе и наше) широко практикуют такие способы воздействия на своих граждан, которые в точном смысле слова являются пытками.

С 10 по 14 декабря в Москве проходит фотовыставка, организованная "Международной амнистией" (МА) в рамках "Третьей всемирной кампании против пыток". Выставка приурочена к Международному дню защиты прав человека. Россия - тринадцатая страна, где показаны 38 фотографий различных мучительств: от расистских нападений до насилия над женщинами, детьми, представителями сексуальных меньшинств. Впечатление от выставки жутковатое, кажется, что все это происходит не в этом мире и не в наше время. Например, мы видим юношу, которому за незначительную кражу (на сумму менее двух долларов) отрубили правую кисть и левую ступню. Или человека по имени Абнер Луима, который был изнасилован деревянной палкой в ванной комнате 70-го полицейского участка в Нью-Йорке.

По мнению организаторов акции, она должна помочь людям осознать, что именно сейчас, где-то, может быть, совсем недалеко от нас кто-то подвергается бесчеловечным пыткам. Причем маскирующимся, как правило, законами, необходимостью или прочими побуждениями "государственной важности".

По словам председателя Организации содействия утверждению свободы совести Валерия Никольского, очень важно изменить в обществе отношение к самому слову "пытка". Это не только причинение человеку физической боли посредством специальных приспособлений. Конвенция ООН против пыток 1984 года определяет пытку как "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера..." При этом, однако, о пытке может идти речь лишь в том случае, если "такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия".

Вообще же в России пытки - милое, доброе и старое дело. Вековые традиции телесных наказаний в сочетании с советским наследием порождают благосклонное отношение к мучительству со стороны власти и правоохранительных органов. Кто служил в армии и не испытал на себе "дедовщину"? Или какой иногородний, попав в лапы московской милиции, не сидел ночь в "обезьяннике", подвергаясь побоям и вымогательству? Для милиции, кстати, самое важное - не качество раскрытий преступлений, а их процент. И признание подозреваемого является главным доказательством причастности к преступлению. А главным способом получения этих доказательств остаются все те же пытки.

Помню, лет семь-восемь назад я попал в районное отделение милиции. У одного из тамошних милиционеров обокрали квартиру, он обиделся и решил, что это дело рук местной шпаны. В результате наряды милиции шерстили район, забирая всех попадавшихся под руку. Попался и я. В течение нескольких часов меня держали в отделении, выясняя, что я делал в означенный день по минутам. Когда я не мог моментально вспомнить, где был, мне рассказывали про легендарный кабинет. В нем, по словам сотрудников милиции, в потолок вбит крюк, на котором подвешивают и избивают дубинками несознательных граждан. Тогда я был маленьким и глупым, поэтому милиционерам (не имевшим, кстати, права допрашивать меня без родителей) верил. Поскольку неоднократно видел, как они избивают задержанных. Сейчас я не такой маленький и глупый, но все равно им верю. Ведь что бы ни говорили, а в России признание как было царицей доказательств, так царицей и остается. И верные ее слуги - пытки.


Мулинский зиндан - Грани.Ру, 17.08.2001

Док. 560740
Перв. публик.: 17.08.01
Последн. ред.: 15.05.09
Число обращений: 0

  • Никольский Валерий

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``