В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лучший друг российского туриста Назад
Лучший друг российского туриста
МИД России отмечает 200-летний юбилей своего самого старого подразделения

15 мая (или 3 мая по старому стилю) 1809 года на основании представления министра иностранных дел графа М.П. Румянцева император Александр I подписал манифест "Об учреждении Экспедиции консульских дел".

Эту дату считают днем рождения Консульского департамента МИД России. Накануне двухсотлетнего юбилея об истории и сегодняшнем дне работы российских консулов "РГ" рассказал первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов.

Российская газета: За 200 лет накопился немалый опыт консульской работы. Насколько он востребован в быстро меняющемся современном мире?

Андрей Денисов: В последние десятилетия особое значение для нас, российских дипломатов, приобретает изучение богатейшего опыта, накопленного дореволюционной Россией, в том числе в плане совершенствования консульской работы. Как известно, после Октябрьской революции 1917 года произошло резкое изменение направленности консульской службы. Из-за закрытости советского общества уменьшился объем работы консулов по защите прав и интересов российских граждан за рубежом. Из сферы их деятельности была изъята функция, которой, собственно говоря, консульский институт и был обязан своим появлением, я имею в виду обслуживание экономических интересов страны.

Современное развитие России - переход к большей открытости, усиление экономической составляющей внешней политики страны поставили перед консульской службой новые задачи. Гуманитарный аспект преодоления последствий распада СССР, в результате которого за рубежом оказались миллионы наших соотечественников, а также увеличение в тысячи раз количества выезжающих за границу граждан России обусловили необходимость значительно усилить работу наших консульских учреждений в части защиты прав соотечественников за границей. Можно сказать, что в последние годы идет интенсивное возрождение утраченных традиций консульской службы страны. Повышение ее роли во внешнеполитической и внешне экономической деятельности государства.

Сегодня преемником созданной 200 лет назад Экспедиции консульских дел является Консульский департамент министерства - крупнейший, наверное, старейший департамент российского внешнеполитического ведомства. Именно он вместе с 234 российскими консульскими загранучреждениями представляет современную российскую консульскую службу.

РГ: Какие требования предъявляются к сотрудникам консульской службы сегодня?

Денисов: В своей работе мы исходим из того, что консульская служба должна быть в максимально возможной степени приближена к человеку, нацеленной на обеспечение его законных прав и интересов. Такого подхода мы требуем от своих консульских сотрудников как за рубежом, так и работающих в центральном аппарате. Ведь зачастую речь идет о спасении человеческих жизней, как это было, например, в Таиланде, когда консульские сотрудники нашего посольства оказывали всяческую помощь в эвакуации соотечественников, ставших жертвами стихийного бедствия. И таких примеров можно привести множество. Один из последних - эвакуация российских граждан из сектора Газа.

Активное участие принимает консульская служба в решении таких громких дел, как "дело Захаровой" и "дело Беленькой". Но это чрезвычайные ситуации, и хочется пожелать всем, чтобы их было как можно меньше.

Не менее ответственна, однако не так заметна, рутинная, повседневная работа наших консульств. В последние годы отмечается, без преувеличения, лавинообразный рост обращений россиян и иностранных граждан в российские консульские загранучреждения по всему спектру вопросов, отнесенных к их компетенции. Это оказание правовой и консультативной помощи в связи с задержаниями и арестами россиян, запросы на выполнение нотариальных действий, легализация документов, оформление актов гражданского состояния, подготовка документов на прием в гражданство, выдача загранпаспортов, виз, разного рода справок. Все это требует от представителей консульской службы хорошей базовой подготовки, прежде всего в правовой сфере, умения и готовности брать на себя ответственность и оперативно принимать решения в непростых, зачастую нештатных ситуациях.

Хотелось бы сказать и о таком важном, но малоизвестном широкой публике направлении деятельности консульской службы, как обслуживание российских граждан пенсионного возраста, постоянно проживающих за границей. Особое звучание это направление деятельности приобрело в связи с реализацией государственных социальных проектов по повышению уровня жизни, в первую очередь малозащищенных слоев населения. Эта работа в связи с ее спецификой требует от консульских сотрудников особого такта и терпения, которые невозможно прописать никакими инструкциями.

Относительно новое, но весьма значимое как для страны, так и для соотечественников направление консульской службы - участие в мероприятиях по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Хотя, разумеется, главная роль здесь принадлежит Федеральной миграционной службе.

РГ: Завершилось ли "перевооружение" консульской службы? Или российским консулам до сих пор приходится заполнять тысячи бланков?

Денисов: Консульский департамент сегодня является одним из наиболее компьютеризированных структурных подразделений министерства. Уже давно разработаны, внедрены и успешно эксплуатируются автоматизированные информационные системы, обеспечивающие деятельность консульской службы МИДа как в России, так и за рубежом. Это в полной мере относится к таким ключевым направлениям ее работы, как оформление виз, приглашений иностранным гражданам, загранпаспортов, документов по вопросам гражданства. Особое внимание в последнее время уделяется веб-технологиям и, в частности, идее так называемого электронного консульства.

К примеру, разработаны и проходят испытания электронная визовая анкета, электронные анкеты для постановки российских граждан на консульский учет, для оформления загранпаспортов, регистрации гражданства. Подобные новации, по нашему мнению, ускоряют процесс административной обработки заявок и тем самым сделают процедуру подачи документов более комфортной для граждан.

РГ: Не за горами лето. Что бы посоветовали нашим согражданам, которые собираются провести свой отпуск за границей?

Денисов: В первую очередь я бы пожелал им хорошего отдыха и новых впечатлений. А консульская служба, как и в прежние годы, будет стараться активно и оперативно оказывать помощь любому российскому гражданину, оказавшемуся в сложной ситуации за границей.

В то же время хочется напомнить нашим туристам, что, находясь в иностранном государстве, крайне важно не забывать, что там на нас распространяются все местные законы и правила. Необходимо с уважением относиться к существующим в каждой стране неписаным традициям и обычаям. Именно от вас самих в первую очередь зависит, насколько удачным будет ваше знакомство с иностранным государством.

Владислав Воробьев

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4911 от 15 мая 2009 г.

Док. 560711
Опублик.: 15.05.09
Число обращений: 0

  • Денисов Андрей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``