В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Ирина Мишина: Вознесение над трагедией Назад
Ирина Мишина: Вознесение над трагедией
Царь Иван четвертый, Грозный, не должен был появиться на свет.

Его отец, царь Василий третий, страдал заболеванием, которое в переводе на современный язык называется бесплодием. С первой женой, Соломонией, он прожил 20 лет, так и ни родив наследника престола. Женившись второй раз на юной красавице Елене Глинской, он по-прежнему оставался бездетным. Династия Рюриков была близка к тому, чтобы прерваться навсегда.

ПРЕДСКАЗАНИЕ ЮРОДИВОГО

...Воскресным днем царь с женой гулял по селу Дьяково, что в Коломенском - загородной царской резиденции. Вымаливая у Бога наследника, он уже построил немало церквей, объехал святые места - все было тщетно. Глядя на играющих птиц, его жена, Елена, в горести воскликнула: "На кого мы похожи? И на птиц даже не похожи, потому что они плодовиты. Не похожи мы и на землю, потому что и земля приносит плоды свои во всякое время!" Эти слова услышал юродивый, сидевший на земле. Посмотрев на царицу, он сказал: "Не плачь, скоро ты родишь сына, Тита ума широкого".

Прошел месяц, и царица поняла, что беременна. Новость быстро разнеслась по Москве. Бросились искать юродивого из Дьякова, но следов его не было. Тогда Великим князем был принят высочайший указ: в селе Коломенском, на месте получения благой вести о рождении сына, заложить молельную церковь и дать храму имя Иоанна Предтечи. Имя Иван считалось в его роду священным и передавалось из поколения в поколение. Оно было залогом продолжения династии.

По царскому указу церковь должна была стать необычной, отразив всю радость от долгожданной новости. И такой храм был возведен. Это была парадная церковь Иоанна Предтечи. В ней было столько украшений, сколько не сочетал в себе никакой другой московский храм.

...Предсказание юродивого сбылось. 25 августа 1530 год, в день памяти святого Тита, царица родила сына Ивана. Ему суждено было вписать в историю страны важные страницы: покорение Казани, Астраханского ханства, выход к Балтийскому побережью. Многие из этих событий стали кровавыми, другие - победоносными. В истории не бывает однозначных событий. Самое жестокое иногда оказывается для государства спасительным. Война и разорение часто приносят избавление. Именно с такими событиями и связано имя Ивана Грозного, само рождение которого окружено фактами более чем загадочными и неоднозначными.

В ознаменование рождения сына Василий третий заложил в Коломенском еще одну церковь. Ей дали имя Вознесения. Волей безвестного гения с берега Москвы-реки взметнулся храм невиданной смелости и изумительной красоты. Церковь торжественно святили 3 сентября 1532 года. Через несколько месяцев у царицы, Елены Глинской, родился второй сын, Юрий. Ему не суждено было прожить долго. По свидетельству летописца, он был "несмыслен и прост" - страдал слабоумием. Но церковь Вознесения с тех пор получила имя "чудоносной". Она и по облику своему она не имела равных и не была похожа ни на одно из сооружений того времени. Это была первая в Москве шатровая церковь: ее верх представлял собой шатер. В этом был особый смысл. Церковь должна была хорошо обозреваться и снаружи, и издалека, воспринимаясь как символ могущества великокняжеского престола Москвы. Впрочем, у создателей храма были и другие цели: купол достигал в высоту сорока метров, из-под такого "шатра", окрестности было видно на многие сотни километров. Сооружение этих двух церквей в Коломенском сопровождали события в равной степени трагические и загадочные.

В трагедии, разыгравшейся здесь 500 лет назад, сплелось все: твердость духа и низость; призрачность радости и глубина незаслуженного несчастья.

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

Поиски невесты для будущего царя Василия начал еще его отец, Иван третий. Он решил выбрать невесту сыну из дочерей своих подданных. Это был первый на Руси смотр невест. Во все города были посланы царские грамоты, согласно которым родители должны были представить своих дочерей-девок на смотр. Кто утаит дочь-девку, и к боярам не привезет, тому "быть в великой опале и казни". Вот как описывает смотр невест римский историк Павел Иовий Новокомский: "Желая вступить в брак, повелевают избрать из всего царства девиц, отличающихся красотой и добродетелью и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надежным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения. Наконец, после долгого и мучительного ожидания та, которая понравится царю, объявляется достойной брачного с ним соединения. Прочие же соперницы с ней по красоте, стыдливости и скромности по милости царя в тот же самый день обручаются с боярами и военными сановниками".

...Невест привезли в Москву более пятисот. Из них выбрали триста, из трехсот двести, после сто, наконец только десять - осмотренных повивальными бабками. Из сих десяти Василий избрал себе невесту - дочь не знатного боярина Василия Константиновича Сабурова. Лишь после смотра невест тот получил титул боярина. Звали царскую невесту Соломонией. В сентябре 1505 года состоялась свадьба Василия, а через месяц скончался царь Иван третий, оставив сыну престол и царство.

В самом начале царствования Василия третьего в Москву был приглашен для разбора великокняжеской библиотеки греческий монах по имени Михаил Триволис. На Руси его прозвали Максим Грек. Он жил на острове Корфу, был свидетелем разгрома турками Константинополя, учился у византийских гуманистов. Грек знал труды Гомера, Пифагора, Сократа, Аристотеля. Переводы его были столь хороши, а его разговоры столь интересны царю, что монаха переводят в Москву, и он становится приближенным ко двору. Ему будет суждено прожить долгую, но мученическую жизнь. Причиной тому станет личная драма государя. Из сугубо семейной она превратится в государственную. В этот водоворот попадут многие известные люди той эпохи.


ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Почти двадцать лет прожили в любви и согласии Великий князь Василий и царица Соломония. Но наследников у них не было. Они ездили по Святым местам, сделали немало подарков, вкладов и пожертвований. Было выстроено немало церквей в молении о детях. Но все было напрасно. И тогда Василий третий принимает решение - развестись с "неплодной женой". Бояре согласились. Однако, никто не решался произнести крамольные слова вслух. Церковный закон запрещал развод, и бояре прекрасно понимали, что намерение великого князя греховно. Оно противоречило не только закону церковному, но и человеческому. На Руси в ту пору не было случаев развода. Причиной второго брака могла считаться только смерть жены. Царь Василий понимал, что своим разводом с добродетельной Соломонией, любимой в народе, он попирает закон - и земной, и божеский. Но интрига разрасталась, о намерении великого князя заговорили не только в боярских палатах, но и на улицах. Всех волновало: что же будет с Соломонией? Жизнь загнала царя Василия в тупик. В феврале 1522 года был низвергнут и сослан митрополит Варлаам, восставший против развода великого князя. На его место митрополитом Всея Руси был поставлен игумен Волоколамского монастыря Даниил - одной только волей царя. Даже без участия церковного собора. Новый митрополит дал царю разрешение на развод. После этого Василий третий пишет в Константинополь просьбу о разрешении на развод. Но в ответ ему приходит отказ. И тогда митрополит Даниил самолично разрешает царю развод. Узнав об этом, за Соломонию вступается просвещенный монах Максим Грек и бояре, входившие в его кружок. Это означало, что против царя восстала интеллигенция, цвет общества. Однако, Василий не остановился и тут. В феврале 1525 года начинается следствие по делу Максима Грека, главного противника царского развода, который был в ту пору одним из самых уважаемых и почитаемых на Руси людей. По приказу царя был созван церковный суд - собор, на котором Максим Грек был осужден за ересь. Его сослали в Иосифов Волоколамский монастырь, без права писать и читать. Можно ли придумать более жестокое наказание для писателя?


ЦАРИЦА ИЛИ ВЕДЬМА?

После ссылки Максима Грека развод с Соломонией казался царю делом решенным. Но судьба опять приготовила ловушку. В народе начались разговоры: будто бы царь, в сговоре с боярами, жену свою убить надумал. По городу поползли слухи о царе-женоубийце. Другие утверждали, что Василий третий будто бы собирается сослать Соломонию вслед за Максимом Греком в монастырь. Василий третий понимал: единственный способ избавиться от Соломонии - опорочить ее в общественном мнении. Это было непросто. В Соломонии уважали не только ее великокняжеский сан, но и личную добродетель, набожность, кротость. Разбить этот образ мог только серьезный проступок. Или грех. И его нашли.

В 1525 году царь Василий третий предъявляет своей законной жене, царице Соломонии, "Иск о неплодстве". Царицу обвинили в том, что она пыталась околдовать царя. Будто бы та "наговаривала воду" и велела этой водой обтираться, "чтобы великий князь любил".

В шестнадцатом веке всякой знахарство осуждалось как колдовство. Поэтому сразу же после "Розыска о неплодстве", в ноябре 1525 года Соломония была пострижена в монахини в соборе московского Рождественского монастыря. После того, как царицу облачили в черные одежды, она громко и отчетливо произнесла: "Бог все видит и отомстит за меня".

Москва была потрясена. Изумила не только жестокость царских холопов, вчерашних подданных Соломонии. Народ недоумевал по поводу несправедливости царя по отношению к жене, с которой он прожил двадцать лет. По столице поползли слухи о том, что у царя якобы была невеста или любовница - женщина, которую он прочил на место Соломонии...

БЕРЕМЕННАЯ МОНАХИНЯ

Через несколько месяцев по Москве поползли слухи: дескать, Соломония в монастыре родила сына. Историк Сигизмунд Герберштейн описывает это достаточно правдоподобно: "Вдруг возникает молва, что Саломея беременна и скоро разрешится". Этот слух подтверждали две почтеннейшие женщины, супруги советников - казнохранителя Георгия Малого и постельничьего Якова Мазура. Они уверяли, что слышали из уст самой Саломея признание в том, что она беременна и скоро разрешится. Услышав это, государь сильно разгневался и удалил от себя обеих женщин, а одну, супругу Георгия, даже велел высечь за то, что она своевременно не донесла об этом. Затем, желая узнать с достоверностью, он посылает в монастырь, где содержалась Саломея, своих советников - расследовать правдивость этого слуха. Слух оправдывается. Некоторые утверждали за непреложной истиной, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показывать ребенка. Когда к ней присланы были некие лица для расследования истины, она отвечала им, что они недостойны, чтобы глаза их видели ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Таково свидетельство современника о событиях, всколыхнувших страну.

Всех волновало: кто же отец ребенка, рожденного в монастыре? Неужели царь, который в течение двадцати лет так и не смог произвести на свет законного наследника престола? Или кто-то другой, сумевший принести опальной царице радость материнства вместо бесплодного царя? Мы никогда не узнаем правды. Известно одно: осенью 1526 года Василий третий подарил инокине Софье из Суздальского Покровского монастыря богатое село.

В 1934 году, при раскопках в Покровском монастыре, где провела последние годы жизни развенчанная царица Соломония под именем инокини Софьи, археологи вскрыли маленькую могилку рядом с гробницей опальной царицы...


ПРОКЛЯТЬЕ СОЛОМОНИИ

Выбор царя потряс Москву.

По церковным законам, он не мог жениться второй раз, если жена была пострижена в монахини с его ведома и согласия. После пострижения Соломонии по церковному уставу Василий третий должен был принять постриг. Но вместо этого он выбрал новую жену.

Имя невесты вызвало негодование даже у самых близких и верных подданных. Ею стала Елена Глинская, племянница князя Михаила Глинского, имевшего стойкую репутацию авантюриста или, во всяком случае, человека безнравственного. Во время сватовства царя к Глинской ее дядя сидел в тюрьме за попытку сдать обратно Литве Смоленск: так он хотел отомстить царю за недостаточное, на его взгляд, вознаграждение. И его племянница, полька-иноземка, должна была занять русский престол!

Но Василий третий не желал никого слушать. К неудовольствию бояр, но в угоду молодой жене, воспитанной в европейских традициях, он сбрил бороду и начал приготовления к свадьбе. Ее пышность была невиданной по тем временам. Как будто бы роскошью и помпезностью царь хотел подчеркнуть законность своего шага.

...Свадебный поезд въехал Москву. С ним не шли в сравнение ни византийская пышность венчания Софьи Палеолог, ни приемы заморских послов. Василия третьего можно было понять. Елена Глинская была женщиной редкой красоты. Не так давно эксперт-криминалист Сергей Никитин провел реконструкцию внешности Глинской по ее останкам. Ее гипсовая скульптура не оставила равнодушных. Это была женщина с правильными тонкими чертами лица польско-литовского типа. На худощавом лице выделялись большие миндалевидные глаза. Глинская была рыжей: в гробнице сохранилась ее коса и реснички рыжего цвета.

Но триумф Елены в Московском Кремле был недолгим. Уже через год после свадьбы злые языки заговорили о том, что, дескать, и молодая царица бесплодна, или сбывается проклятие развенчанной Соломонии. До Глинской дошли и слухи о рождении в монастыре, у Соломонии, сына Георгия. Прознав про это, она призвала к себе боярина Шигону и приказала убить младенца...

Почти пять лет провела Елена Глинская в тяжких переживаниях и тревогах: беременность у нее не наступала. Никто не знает, на что могла решиться в таком состоянии царица, напуганная историей своей предшественницы, Соломонии... Во всяком случае, если бы не предсказание юродивого из Коломенского, ее будущее вряд ли можно было назвать благополучным.

И семейного счастья не вкусила молодая царица. Через три года после рождения сына Ивана муж ее, Василий третий, простудился на охоте и умер. Тогда-то Глинская и начала появляться на людях со своим фаворитом, Овчиной-Телепневым-Оболенским. Злые языки утверждали, что роман их начался задолго до того, как царица овдовела. В апреле 1538 года Глинская внезапно умерла, оставив восьмилетнего сына. После ее кончины Овчину-Телепнева заточили в острог и уморили голодом. Вскоре был лишен сана и сослан в далекий монастырь митрополит Даниил, разрешивший царю развод с Соломонией.

Опальной царице суждено было пережить всех. Инокиня Софья преставилась в 1542 году. Тлен не коснулся ее тела. Мощи многострадальной Соломонии доныне хранятся в подземелье Суздальского Покровского монастыря. Максим Грек пережил всех участников этой драмы. Он прожил в монастырских тюрьмах около двадцати лет, и только перед смертью переехал в Троице-Сергиеву обитель, где и был похоронен. Он был канонизирован Русской Православной церковью в 1988 году.

О том, как переплелись в российской истории трагедия и счастье, страдание и радость, напоминают две старинные церкви: Усекновения головы Иоанна Предтечи и Вознесения в Коломенском. Сегодня это два древнейших храма не только в Москве, но и во всей России. Менялись времена, правители, государственное устройство. Не менялись лишь две старые церкви, возведенные в честь счастья продолжения рода человеческого.


13.05.2009,
www.viperson.ru

 



Док. 560181
Перв. публик.: 13.05.09
Последн. ред.: 14.05.09
Число обращений: 0

  • Мишина Ирина Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``