В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Донской: Как оценить позицию Назад
Михаил Донской: Как оценить позицию
Михаил Донской, один из авторов программы "Каисса", выигравшей 1-й чемпионат мира среди шахматных программ, - об основах шахматного программирования.

С самого возникновения шахматных программ и до сего дня основным методом их игры является перебор ходов по принципу, известному любому шахматисту: "я - так, он - так, а я потом - так". И так далее. Конечно, 50 лет программирования шахмат даром не прошли, и методы ведения такого перебора сильно изменились.

Проблема в том, как оценить позицию. Есть статистическая оценка. Ее главная составляющая - материальная. Считаются фигуры и пешки на доске, у кого больше, тому и лучше (только в последние несколько лет появились программы, нарушающие принцип превалирования материальной оценки над позиционной). Материальная оценка у всех программ одинаковая. А вот позиционная - у каждой программы своя, и именно она играет важнейшую роль в силе игры. Общий принцип состоит в том, что оценка складывается из различных факторов с приписанными им весами. Например, проходная пешка стоит 30 очков, а удар на поле короля - только 5. Но сами веса, а иногда и факторы являются ценным секретом авторов программ. На заре шахматного программирования все только и пытались построить идеальную позиционную оценку, и лишь потом заметили, что, углубляя перебор, можно выиграть с плохой позиционной оценкой у программ с хорошей оценкой, но маленьким перебором.

На сегодня компьютеры исчерпывающе проанализировали все пятифигурные эндшпили и некоторые шестифигурные. А базами данных шахматных партий пользуются не только программы, но и все хорошие шахматисты. Параллельно шла работа над "железом". Мало того, что в несколько раз увеличилась скорость универсальных компьютеров, но и создавались специальные шахматные процессоры; в последнее время даже специализированные многопроцессорные системы, примером каковой является "Дип Блю".

Совершенно очевидно, что, когда борьба за первенство мира снова вернется из мира политики в мир спорта, ограничение пользования компьютерами станет главной заботой организаторов. Уже сегодня пришлось забыть о классическом формате с откладыванием партии после 40 ходов - это выглядело бы просто как передача хода машине и соревнование анализирующих компьютеров, а не играющих людей. Мне в этой связи очень симпатична позиция Бронштейна, изложенная в его книге, где он совсем из других соображений, но тоже склоняется к целесообразности уменьшения времени на партию.

Из книги Давида Бронштейна и Сергея Воронкова "Давид против Голиафа".


27 марта 2003, N55(16003)     Глуховский М.
www.sovsport.ru

Док. 559976
Перв. публик.: 27.03.03
Последн. ред.: 13.05.09
Число обращений: 0

  • Донской Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``