В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Андрей Макаров: Вопросы организации дорожного движения надо решать комплексно. Назад
Андрей Макаров: Вопросы организации дорожного движения надо решать комплексно.
Интервью и.о. генерального директора государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия (ГОССМЭП) МВД России Андрея Макарова.

 


Ситуация на российских дорогах ежегодно ухудшается. За последние годы количество автомобилей в стране резко возросло - в течение 1995-2008 года уровень автомобилизации в России вырос почти в 2,5 раза, и в ближайшие годы, по некоторым оценкам, темпы роста сохранятся. В то же время развитие улично-дорожной сети существенно отстает от потребностей участников дорожного движения, в результате чего дорожные заторы становятся частым явлением.

Немаловажную роль в организации дорожного движения играет "Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие (ГОССМЭП) МВД России" - именно оно строит и обслуживает светофорные объекты, устанавливает дорожные знаки и пешеходные ограждения, наносит разметку и выполняет проектные работы в сфере организации дорожного движения, и, соответственно, контролирует бесперебойную работу своих систем почти в 40 субъектах Российской Федерации.

На вопросы корреспондента "Мир дорог" отвечает и.о. генерального директора ФГУП ГОССМЭП МВД России Андрей Макаров, проработавший в данной структуре 25 лет, и уже три года возглавляющий ее.

- Андрей Фридрихович, расскажите о вашей организации. Давно ли она существует, чем занимается, какие у организации цели и задачи?

- Возраст у нашей организации солидный - 37 лет. История ГОССМЭП началась в 1972 году, когда при областных ГАИ были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные подразделения - СМЭП, часть которых в целях освобождения милиции от несвойственных ей функций в 1995 году была реорганизована в ГОССМЭП МВД России. В 2003 году наша организация претерпела еще одну реорганизацию путем присоединения к ней ее дочерних предприятий.
Основной целью деятельности ГОССМЭП является оказание всего спектра услуг по организации дорожного движения - от проектирования схем организации дорожного движения до внедрения и эксплуатации автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУД) и интеллектуальных транспортных систем. ГОССМЭП выполняет большой объем работ по строительству и обслуживанию светофорных объектов, установке дорожных знаков, искусственных дорожных неровностей и направляющих пешеходных ограждений. Так, сейчас у нас на обслуживании более 7,5 тысяч светофорных объектов по всей стране, свыше 200 тысяч дорожных знаков.

- Андрей Фридрихович, сейчас все чаще говорят о "комплексном подходе к решению транспортных проблем". На чем основан такой подход в вопросах организации дорожного движения?

- Действительно, сейчас назрела необходимость применения комплексного подхода к решению проблем организации дорожного движения в городах. Современные условия дорожного движения требуют взгляда на город как на единый транспортный узел со всеми входящими и выходящими потоками транспорта. Например, существует устойчивое мнение, что транспортные проблемы можно решить только за счет расширения проезжей части и строительства новых дорог. Но скорость роста количества транспортных средств в городах быстро сводит все попытки властей улучшить таким способом транспортную ситуацию к нулю. Кроме того, несмотря на такого рода мероприятия, в Москве, например, дефицит сети магистральных улиц (в пределах городской черты) составляет по разным оценкам 250-400 км. Возможность постоянного расширения улично-дорожной сети (УДС) также ограничена. Особенности сложившейся транспортной ситуации таковы, что и внедрение системы координированного управления дорожным движением на одной улице или проспекте не поможет решить проблему перегруженности УДС. То есть разовыми и хаотичными "инъекциями" транспортную проблему не "вылечить". Для реального улучшения транспортной ситуации в городах необходимо системно применять различные методы совершенствования уровня организации дорожного движения, такие как:

-    строительство внутригородских магистралей безостановочного движения;
-    системы планирования улично-дорожной сети (в том числе разработка комплексных схем организации дорожного движения в городе);
-    системы моделирования транспортных потоков;
-    автоматизированные системы управления дорожным движением, городским пассажирским транспортом;
-    системы, информирующие водителя о ситуации на дорогах;
-    системы оплаты допуска в центр города.

- Какие технические средства и технологии нужно использовать для реализации такого подхода?
- Прежде всего, необходимы устройства получения информации о транспортном потоке - детекторы транспорта. Детекторы транспорта позволяют получать данные о характеристиках транспортного потока (средняя скорость, интенсивность). Информация о транспортном потоке необходима для управления дорожным движением с учетом количества транспортных средств на УДС города.

Также необходимы современные дорожные контроллеры, которые не только управляют переключением сигналов светофора, но и могут работать в составе АСУД. Большинство существующих контроллеров устарело и способно работать в составе АСУД производства 80ых годов.

Прогрессивным является внедрение технологий прогнозирования транспортной ситуации. Кроме сбора и хранения данных о транспортных потоках в городе необходимо их анализировать. Статистический анализ этих данных по технологии прогнозирования позволит принимать наиболее эффективные управляющие решения. В России технологии прогнозирования в сфере организации дорожного движения в городах не нашли применения по настоящее время. В этом для нас интересен опыт европейских городов.

- Вы хотите сказать, что мы идем по пути европейских стран?

- Я не хочу сказать, что мы полностью копируем опыт других стран. Разумеется, у нас есть свои особенности. Просто многие российские и европейские города имеют схожую застройку, плохо приспособленную для интенсивного движения транспортных средств. Доказательством этому служат исторические центры городов, которые нельзя снести, чтобы изменить структуру улично-дорожной сети. Кроме того, во многих наших городах улицы являются продолжением внегородских магистралей, и технические параметры таких улиц часто не соответствуют уровню транспортной загрузки из-за своей недостаточной ширины. Конечно, совершенствование организации дорожного движения проводится с учетом изучения опыта как европейских, так и американских партнеров нашего предприятия. Например, для России уже разработана адаптивная АСУД на базе итальянской системы "Omnia", которая является основой для построения интеллектуальной транспортной системы. Такие системы являются практически новыми для России, но сейчас внедряются достаточно активно в больших городах Западной Европы. При создании этих систем используются новейшие технологии. Создавать и внедрять их в России позволяют прямые связи ГОССМЭП с мировыми лидерами в области организации дорожного движения, такими как австрийская "Swarco", итальянская "MIZAR", американские "Dialight", "Iteris" и другими.
Кроме того, при решении задач по организации дорожного движения и обеспечению его безопасности нашим предприятием проводится единая техническая политика в данной области.

- Вы могли бы подробнее рассказать про единую техническую политику ГОССМЭП, в частности, про проектные работы?

- Для координации проектных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ проводимых предприятием в октябре 2006 года был создан проектно-изыскательский центр (ПИЦ). В функции ПИЦ входит контроль над соблюдением филиалами стандартов на вышеуказанные виды работ.

Разработанная специалистами ПИЦ единая техническая политика ГОССМЭП позволяет избежать несогласованности действий филиалов в области предоставления услуг в сфере организации дорожного движения, что немаловажно для развития предприятия, как единого механизма в условиях рыночной экономики.
Единая техническая политика ГОССМЭП определяет основные требования к качеству выполнения проектных и строительно-монтажных работ, осуществляемых предприятием.

Специалистами ПИЦ выполнен и успешно защищен ряд научно-исследователских работ в рамках Федеральной Целевой Программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Кроме того исследования проводятся для нужд самого предприятия с целью последующего внедрения инновационных технологий.

- Есть ли результаты работы проектно-изыскательского центра? Какие проекты планируется сделать в 2009 году?

В настоящее время сотрудники проектно-изыскательского центра выполнили проектные работы по внедрению АСУД в Санкт-Петербурге на Кантемировской улице, планируется внедрение "зеленой волны", как начальной стадии разработки АСУД, в Костроме, а также разработка АСУД в Туле, Волгограде, Саранске. Внедрение такого рода систем особенно важно в условиях невозможности расширения улиц и дорог города. Во многих городах власти только сейчас начинают понимать важность внедрения АСУД. Внедрение АСУД позволит увеличить пропускную способность существующей улично-дорожной сети и обеспечить безопасность участников дорожного движения за счет снижения количества конфликтных ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения. Кроме того, системы позволяют повысить эффективность эксплуатации транспортных средств и уменьшить загазованность воздушного бассейна города. Процесс это дорогостоящий, но окупается за 2-3 года, благодаря значительной экономии, в результате работы таких систем.
Проектно-изыскательским центром в 2009 году планируется осуществить работы по разработке комплексных схем организации дорожного движения (КСОД) в Саратове и Саранске. Проектирование КСОД соответствующей реальным условиям дорожного движения в городе позволяет достигнуть значительного снижения количества конфликтных ситуаций и увеличить эффективность функционирования улично-дорожной сети города.
Особое внимание уделяется изучению эффективности использования компонентов интеллектуальных транспортных систем (ИТС). ИТС - это сложные системы, которые решают не только задачу светофорного регулирования, привязанную к конкретной ситуации на дороге, но и ряд не менее важных задач:
-    по организации приоритетного пропуска общественного транспорта во избежание его опозданий;
-    по обнаружению нарушений ПДД системами фото - и видеофиксации;
-    измерению экологических параметров с помощью датчиков.
Начиная с 2008 года, мы предлагаем услуги по внедрению, и эксплуатации систем фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

- То есть ваше предприятие предлагает не только устанавливать такие системы, но и имеет возможность эксплуатировать и обслуживать их?

- Да. Сейчас нашим проектным центром ведутся работы по подготовке к процессу массового внедрения систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Внедрение таких систем позволит решить задачи не только по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, ликвидации и профилактики возникновения очагов аварийности, но и повысит эффективность управления дорожным движением в городе. Системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД - это системы аналогичные АСУД по информационному содержанию и структуре. ГОССМЭП обладает той технической базой, которая может справиться с эксплуатацией и обслуживанием этих систем. Пока проблемы эксплуатации остро не встали, так как прошло несколько месяцев с момента принятия закона о видеофиксации нарушений ПДД. Мы понимаем, какие проблемы могут возникнуть при их эксплуатации и внедрении. Очевидно, что для массового внедрения нужен системный подход, реализовать который может только крупная организация, имеющая квалифицированных специалистов и производственные базы в тех регионах, в которых будет внедрена система видеофиксации.

- Андрей Фридрихович, Вы упомянули, что ваши исследовательские работы проходят в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения. С недавнего времени Вы являетесь членом экспертного совета при ФГУ "Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Расскажите об этом.

- На мой взгляд, те компании, которые иногда выигрывают конкурсы на выполнение научных работ (в рамках ФЦП) по повышению безопасности дорожного движения, к сожалению, зачастую являются случайными, и сам принцип конкурсности порой идет во вред качеству выполняемых работ, ведь основным критерием здесь является цена. Другими словами, выигрывают компании, предлагающие выполнить работу за более низкую цену. В этом году руководством ФЦП, на мой взгляд, проведена очень большая работа по усилению требований при приемке работ. Более жесткая экспертиза принимаемых работ должна повысить качество сдаваемых работ. На мой взгляд, научная деятельность в рамках ФЦП должна дать толчок к развитию инновационных направлений в организации дорожного движения.

- Сейчас многие отрасли финансируются из смешанных источников: федерального, местного уровня и субъектов Федерации. На Ваш взгляд, это актуально для сферы организации дорожного движения, или главным его источником финансирования должен быть федеральный бюджет?

- Говорить о том, что государство должно полностью финансировать весь комплекс по организации дорожного движения, я считаю, неверно. При финансировании должен использоваться смешанный подход. Государство должно являться катализатором и формировать определенную среду, которая реально бы позволила привлечь частные инвестиции, и в этом плане нашими экономистами разработан ряд механизмов, которые позволяли бы финансировать мероприятия за счет сложных схем привлечения различных негосударственных организаций, в том числе зарубежных. Достаточно большой шаг будет сделан после акционирования ГОССМЭП - появится возможность создания организаций, в которых учредителем была бы частично наша компания, частично городские и областные администрации, а частично - частные инвесторы. На мой взгляд, результат такого взаимодействия будет эффективным, поскольку федеральный уровень власти через ГОССМЭП может проводить единую политику в сфере организации дорожного движения в городах. Единая государственная политика в сфере организации дорожного движения в городах РФ позволит избежать несогласованности действий заинтересованных ведомств по совершенствованию уровня организации дорожного движения, путем применения единых требований и стандартов качества к проводимым в данной области работам. Это немаловажно для обеспечения деятельности по эффективному развитию транспортной инфраструктуры городов. Долевое участие Администраций городов и субъектов позволит им контролировать средства, которые направляются на решение вопросов по организации дорожного движения. В тоже время такая модель откроет возможность частных инвестиций в эту отрасль, что даст возможность создания более глобальных проектов, в отличие от того, что происходит сейчас, когда источники финансирования разделены и ограничены доходами бюджетов. Это тем более важно, если учитывать тот факт, что многие регионы нашей страны являются дотационными и не имеют возможности выделять значительные средства для решения проблем организации дорожного движения. Привлечение достаточно серьезных инвестиций при соблюдении комплексного подхода к организации дорожного движения позволит создавать сложные системы, которые, в свою очередь, позволят эффективно решать более широкий спектр задач по организации дорожного движения. Важно, что они будут интересны частным инвесторам, так как дадут возможность зарабатывать деньги и получать прибыль.

- В завершение - чтобы Вы хотели пожелать участникам дорожного движения?

- Более бережно относится к техническим средствам организации дорожного движения, особенно, к светофорам и дорожным знакам. В Японии сесть в тюрьму на 5 лет можно за сбитый светофор, у нас же подобное нарушение остается безнаказанным. В некоторых регионах в месяц приходится менять до 15% дорожных знаков внепланово. Отмечу, что один знак со стойкой стоит 2,5 тысячи рублей, а светофор со стойкой - около 45 тысяч.

13.05.2009,
www.viperson.ru



Док. 559963
Опублик.: 13.05.09
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``