В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по повышению эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии. Назад
Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по повышению эффективности использования природных ресурсов Центральной Азии.
Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ. 06.05.2009.



Несмотря на сохраняющийся комплекс сложных проблем, у стран Центральной Азии (ЦА) есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга. Однако, как представляется, главным и непреложным условием этого является форсирование процесса экономической интеграции в системе "Россия - Центральная Азия".



Очевидно, что в пределах постсоветского пространства только Россия, учитывая масштабы ее экономического и геополитического потенциала, способна взять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции и формирования зоны безопасности. Однако для этого России необходимо отказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как "убыточных" и "дотационных" и осознать, что при грамотной экономической политике те же страны ЦА способны стать объектами эффективного приложения российского капитала и сыграть важную роль в возрождении экономической мощи России и постсоветского пространства в целом.



Причем необходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в системе "РФ - ЦА" необходимо сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этого нужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокой политической воли всех государств - участников процесса, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза.



В рамках вышеуказанного подхода предлагается следующий комплекс взаимосвязанных друг с другом рекомендаций:



o Рекомендация N1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества.

o Рекомендация N2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества.

o Рекомендация N 3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества.



Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/203.html



* * *

В целом, интенсификация многостороннего и разнопланового экономического сотрудничества между РФ и ЦА, ориентированного на инновационно-промышленное развитие, даст существенный экономический эффект. Более того, учитывая, что все эти страны (за исключением Кыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то их совместным отраслевым холдингам на период их становления может быть легко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой на мировом рынке посредством различного рода преференций (льготное налогообложение, таможенная защита и т.п.).



В результате все это привело бы к формированию и кардинальному усилению регионального экономического блока между РФ и ЦА, что создало бы условия для становления общего рынка и единой валюты, заложило бы основу для последующего выстраивания взаимовыгодных отношений с другими партнерами. Поэтому только тогда, когда совместные отраслевые холдинги окрепнут и обретут конкурентоспособность на мировом рынке, можно будет ставить вопрос об ослаблении (но не о снятии!) протекционистских мер защиты.



Как представляется, сегодня у РФ, стран ЦА, других постсоветских государств нет разумной альтернативы восстановлению единого экономического пространства. Только этот путь позволит им с максимальной эффективностью использовать свои природные ресурсы в интересах поступательного развития своих экономик, стать единым и одним из влиятельных центров силы в продолжающем формироваться новом мировом порядке.



Если всего этого не произойдет, то РФ и странам ЦА не кого будет винить, кроме самих себя в том, что основные сценарии и перспективы их будущего развития скорее всего будут крайне негативными.



Во-первых, наиболее вероятно, что природные (и иные) ресурсы ЦА и РФ, так и не задействованные ими для целей своего же комплексного экономического развития и, соответственно, обеспечения долгосрочной социальной стабильности и безопасности, со временем будут "поглощены" другими более грамотными глобальными игроками. В принципе это уже постепенно происходит.



Во-вторых, возможно и то, что если РФ и в дальнейшем будет игнорировать принципиальные условия своего развития и, по-прежнему, не будет извлекать уроки из своей истории, то к власти в этой стране рано или поздно (возможно даже революционным путем) придут совсем другие политические силы, скорее всего радикального толка. И очевидно, что в отличие от прежних элит эти силы будут готовы к более решительным - даже революционным действиям по переформатированию Евразии. Такое уже было в российской и центральноазиатской истории ХХ века. Сейчас этот сценарий может показаться утопией, но кто точно знает, что произойдет с РФ даже в ближайшие несколько лет?



В-третьих, как бы там ни было, но и для самой Центральной Азии скоро уже не останется "ни времени, ни и пространства, ни сил" для продолжения своей многовекторной политики - этого многосложного геополитического и геоэкономического маневра между Россией и другими основными глобальными игроками. Иначе страны ЦА могут быть просто "разорваны" (даже на национальном уровне) на сферы и сектора внешнего влияния. Поэтому уже в ближайшее время Центральной Азии все же придется определяться на предмет того, с кем строить совместное будущие (или, по крайней мере, магистральный вектор развития): с Россией или с другими игроками? А если с Россией, то с какой именно?



Статья подготовлена на основании доработанного доклада авторов "Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в сфере освоения природных ресурсов: взгляд из Узбекистана". Доклад выполнен в рамках проектов Фонда стратегических исследований Центрально-Азиатского региона "Азия.Стратегия" (Россия).

Док. 559902
Перв. публик.: 06.05.09
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович
  • Строков Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``