В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Ананьев: `В депутатской работе критерий один - избиратели` Назад
Сергей Ананьев: `В депутатской работе критерий один - избиратели`
Сургутскому управлению буровых работ N3, где Сергей Ананьев начинал работать помощником бурильщика, уже 25 лет. И для предприятия, и для человека четверть века - это большой кусок жизни. В человеческих биографиях годы всегда как-будто обесцениваются: пять лет учился, десять лет работал, семь лет руководил. Но если вдуматься ... - сколько событий, сколько слов и поступков, сколько удач и поражений, сколько минут ликования и горьких минут кроятся за напечатанными компьютерными строчками. Строчка - год жизни. Абзац - десятилетие. И все-таки хочется, чтобы читатель ощутил "вкус жизни" человека, о котором пойдет речь в этом материале, энергетику его личности, услышал интонации голоса, по которым всегда читается характер. Знакомьтесь - Сергей Алексеевич Ананьев, начальник НГДУ "Федоровскнефть" и депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа третьего созыва.

Фундамент нефтяной карьеры "заливается" на буровой

"Я не карьерист, я - "барьерист", - сказал Сергей Ананьев, - мне нужно преодолевать барьеры, цель нужна!". Наверное, это люди определенного "сословия" - те, которых препятствия не пугают, а вдохновляют, дразнят. При этом Сергей Алексеевич Ананьев совершенно не производит впечатления эдакой "производственной машины", начальника-трудоголика. Напротив, мы общались с человеком, который живет яркой жизнью, всем интересуется, о многом рассуждает, за многое переживает. Он искренне волнуется как за судьбу работяги, побывавшего вчера у него на приеме, так и за будущее всей страны. Неравнодушный человек. Таких - единицы. И, похоже, все они - в "Сургутнефтегазе"... Шучу.

Сергей Алексеевич Ананьев руководит одним из старейших нефтегазодобывающих управлений "Сургутнефтегаза" - "Федоровскнефть" - седьмой год. Его депутатский "стаж" чуть больше, начинает свой отсчет с 1990 года, еще с Советов народных депутатов, в новом качестве продолжается с 2001 года, когда Сергей Ананьев был избран депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа.

У Сергея Алексеевича самый нестандартный список наград. В нем есть, например, такие - "Золотые руки", или "Молодой нефтяник", есть орден "Дружбы народов" и знак "За отличие в труде", а еще Госпремия СССР и премия Ленинского комсомола.

Несмотря на сей почетный ряд, а также десятки табличек с благодарностями, которыми увешаны стены кабинета, к себе Сергей Алексеевич относится с юмором и легкой ироний. Говорит "киношным" тембром: "Я - тамбовский..." и очень серьезным - про родителей. Они в его жизни занимают особое место.

"Ходить "по прямой дорожке" меня научила мать. Мои родители хорошие люди. Научили меня всему, что знали сами. А принцип: если ходишь по прямой, то меньше возникает проблем, - действует, потому что, когда начинаешь сворачивать, то цели не добьешься".

Сергей Алексеевич закончил Куйбышевский "политех" по специальности "Бурение нефтяных и газовых скважин". В Сургут приехал в 1982 году. Несмотря на тридцатиградусный мороз, город показался молодому специалисту "теплым": "...потому что город воспринимаешь по людям, а люди встречались хорошие".

"В роду у нас нет никаких нефтяников, - раскрывает карты Сергей Алексеевич, - родители долгое время работали в сельском хозяйстве. Я очень хорошо помню, как матери давали полоть свеклу по 8 гектаров земли, отец работал трактористом в колхозе.

И вообще я мечтал военным стать! Когда же нужно было принимать решение после десятого класса, мы с мамой долго думали и решили остановиться на Куйбышевском политехническом. Я поступил на нефтяной факультет, но сначала на специальность "машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов". Отучившись год, я понял, что мое место не здесь, а в бурении, и перевелся".

"Я, действительно, люблю свою профессию, - говорит Сергей Ананьев, - она позволила мне реализовать собственные амбиции, в том числе мужские - приносить нормальную зарплату, быть кормильцем, содержать семью. Бурение мне помогло состояться и в профессиональном плане, потому что нефтяная карьера должна иметь хороший производственный фундамент, тот, который "заливается" на буровой".

"Нельзя созидать и воровать одновременно"

"Мне сегодня не нужно ничего объяснять, я приеду на куст, осмотрюсь вокруг, и мне все станет ясно, - объясняет преимущества своих трудовых "университетов" Сергей Алексеевич, - точно также и в быту: мне не надо рассказывать, как плохо жить в вагончике, я сам в нем жил. Неужели я могу на сегодняшний день об этом забыть? Нет, конечно. Если некоторые забывают, то мне кажется, что они это себе "придумали". Не верю этому, потому что ничего не забывается".

Действительно, ничего не забывается. А большинству людей не дают забыть обстоятельства, потому что в Сургуте десятки тысяч людей до сих пор живут в таких же балках и вагончиках, неблагоустроенном и вредном жилье, построенном двадцать- тридцать лет назад на скорую руку".

"Сейчас говорится, мол, неправильно Север осваивался, надо было по-другому. Я по этому поводу всегда говорю, "каждый мнит себя стратегом, видя бой издалека". Наверное, в чем-то можно было и по-другому, а в чем-то - нельзя. Но кого сейчас критиковать, обвинять в том, что эти вахтовые поселки, которые строились, до сих пор стоят, и люди в них живут? Я считаю, что сегодня незачем искать виновных, нужно спокойно приводить все в соответствие.

"...Другой вопрос: насколько сегодня с точки зрения современных условий экономики необходимо развитие новых городов, новых поселков? Здесь я готов подискутировать, потому что, действительно, здесь в основе решения должен лежать жесткий экономический расчет и прогноз. Лучше потратить деньги на привлечение специалистов, которые нарисуют реальную перспективу. Нужно думать, прежде чем забивать первый столб. А то пройдет 10 лет, и люди нам помоют косточки..."

Страсти по Северу

Общаться с Сергеем Алексеевичем Ананьевым - одно удовольствие. Вопросы моего интервью были временно отодвинуты в сторону. Редко когда беседа "с начальником" течет так, словно мы сидим за чашкой чая и рассуждаем о "судьбах мира сего". Благо была суббота. За окном - пасмурный Сургут. Темы цеплялись одна за одну. И я, конечно, заговорила про "севера"...

- Сергей Алексеевич, как вы относитесь к идее пересмотреть "северные" надбавки, точнее, ограничить территории, их получающие?

- Как я могу относиться к этому? Я же депутат окружной Думы, а не "засланный казачок"! Я здесь оставил самые хорошие и самые трудные годы жизни. Но, к сожалению, объяснить это чиновнику, сидящему в Москве, невозможно. Для этого нужно приехать сюда, оставить здесь свое здоровье, помесить грязь, покормить комаров. Конечно, я против всех этих предложений. Что значит - убрать?! Привести к каким-то другим нормам? Надо четко понимать, можно отнять "северные", обосновав это решение, но природно-климатические условия от этого не изменятся. Ведь все знают, что такое арктическое дизельное топливо, то есть у нас даже солярка, которую мы завозим, содержит наполнитель, не позволяющий ей замерзнуть.

Любое производство учитывает климатические особенности. Значит, что получается: на машины климат влияет, а на человека нет? И второе: можно обустроить быт, покрыть все зеленью, насадить цветов, но все равно человек будет испытывать психологический и эмоциональный дискомфорт от долгой зимы, от того, что не видит, как желтеют листья, не слышит запахов весны... Он будет иметь проблемы со здоровьем от отсутствия солнца, пониженной влажности. У нас же на Севере сплошной "экстрим" - то морозы, то сухое жаркое лето, то дожди неделями.

- При какой температуре, например, не ведутся работы на буровой?

- Процесс непрерывный, остановить работы нельзя.

Как становятся депутатами?

Сергей Ананьев "депутатствует" с 1990 года. "Боевое крещение" пройдено еще в Советах народных депутатов. Более весомый законодательный опыт был приобретен в конце 1990-х, когда Сергей Алексеевич был одновременно депутатом в Тюменской областной Думе и Думе округа. Причина, по которой судьбой был выбран еще один жизненный путь, связанный с общественной работой, это...

- Неравнодушие?

- Было бы неправильно и нечестно так говорить. Не только неравнодушие. Здесь комплекс причин. Мое решение объясняется и активной жизненный позицией, такая "программа" у меня в голове - мне все надо..., и интересами моей компании - "Сургутнефтегаза", и возможностью, будучи в Думе, понимать, что происходит и почему это так происходит.

Мне важно также видеть, как реализуется налоговая политика, разбираться с бюджетными вопросами. Я хочу, чтобы мое понимание процессов, происходящих в нашей жизни, было не дилетантским. Еще одна причина - живя в городе Сургуте, мне небезразлична его судьба, я хочу участвовать в тех вопросах, с которыми связана судьба этого города. К сожалению, работа депутатов не всегда заметна, особенно тех, кто не кричит на каждом углу о своих "победах". Но считаю, что критерий тут один - избиратели. Они разберутся и, когда нужно, скажут свое слово.

Количество проблем, в отличие от количества денег, надо озвучивать

Несмотря на такой напряженный ритм жизни, загруженность и отсутствие полноценного отдыха, Сергей Алексеевич, по его собственному признанию, не чувствует себя в "цейтноте". Видимо, помогает собственный "генератор" энергии - некоторым людям не хватает и на самого себя, а некоторые щедро делятся с окружающими. Сергей Алексеевич - из последних.

- Как вы отдыхаете?

- Почти никак, весь отдых - в работе. В этом смысле "похвастаться" нечем. Я - не рыбак и не охотник. Но спорт люблю! Раз в неделю позволяю себе побегать, подвигаться, сходить в баню. Я люблю общение, люблю собираться с друзьями молодости, с коллегами. Люблю почитать, всегда выкраиваю для этого время, чаще всего, беру что-нибудь из классиков.

- За что у вас сегодня больше всего сердце болит?

- Надо больше обращать внимание на наши проблемы, а не на наши деньги. Как говорится, деньги любят тишину. А проблем не счесть. Надо, если можно так сказать, больше кричать и шуметь, перед какими проблемами стоит нефтяная отрасль. Сегодняшний процесс добычи более цивилизованный в плане обустройства, инфраструктуры. Но пришли другие проблемы. Еще хуже. Но они не озвучены, не обозначены. И сегодня хоть весь заработанный рубль забери в виде налогов и при этом заставь обеспечить добычу нефти "дешевыми" технологиями - толку не будет, а будет наплевательское отношение к будущему страны.

Поверьте мне на слово - сегодня добывать нефть в два раза труднее. Нужны новые технологии, а они очень затратные. Более того, наш регион с точки зрения добычи нефти нуждается в очень хорошей экспертизе и профессиональном анализе. Прогнозов много. Но месторождение, я говорю, чтобы вы поняли, оно живое... Оно, как человек, дышит, у него появляются то "хрипота", то "кашель", то "простуда", оно "болеет" и "стареет". Нужен хороший "доктор" - наука, а "хороший доктор" в отличие от плохого, стоит дорого.

Нина Попкова

07,07,2007
www.admhmao.ru

Док. 559819
Перв. публик.: 07.07.07
Последн. ред.: 12.05.09
Число обращений: 0

  • Ананьев Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``