В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Однажды выбранное навсегда (строка биографии)` Назад
`Однажды выбранное навсегда (строка биографии)`
Недавно мне попала в руки интересная книга о дорожном строительстве в нашей области и о людях, участвовавших в становлении этого направления послевоенного подъема народного хозяйства. Книгу эту написал начальник Алексеевского дорожно-строительного управления (ДСУ-2) Мутрал Хажисуфович Дзахмышев, и называется она "Дороги - судьба моя".

Автор более 26 лет возглавляет дорожное управление и в книге пишет, как может показаться на первый взгляд, о своей судьбе. Однако, осмысливая прочитанное, понимаешь, что главным является повествование о людях, в первую очередь тех, кто много лет работал бок о бок с автором при строительстве автомобильных дорог в юго-западном регионе нашей области.

Возникает вопрос - почему мною было обращено пристальное внимание к книге ветерана-дорожника, чем вызван интерес? Ответ очень прост - начинал свою трудовую биографию, участвовал в создании ДСУ-2 и был ее начальником много лет подряд в далекие 70-е годы молодой выпускник Харьковского автодорожного института (ХАДИ) Анатолий Митрофанович Гридчин - нынешний ректор Белгородской государственной технологической академии строительных материалов.

М. Х. Дзахмышев в своей книге тепло отзывается о многих людях, работающих рядом, но особое место занимают строки, посвященные, по его словам, учителю и наставнику А. М. Гридчину.

Дорожно-строительное управление переехало 17 января 1967 г. в Алексеевку из Старого Оскола практически в голое поле, не было ни производственной, ни технической базы. Конторой служил старый полевой строительный вагончик. Второй вагончик служил ремонтной мастерской. Там имелся один старенький токарный станок. Из специалистов в Алексеевку вместе с управлением переехало только два человека. Начальник управления Заикин переезжать на постоянное место в Алексеевку отказался. Поэтому (цитирую): "...все тяжести "новоселья" легли на плечи главного инженера Анатолия Митрофановича Гридчина. Он все сам "утрясал", решал, добивался...". Вскоре А. М. Гридчин был назначен начальником управления. В 1967-1975 г.г. под руководством Анатолия Митрофановича происходило становление и формирование коллектива управления, укрепление его материальной базы.

Как отмечает в своей книге М. Х. Дзахмышев: "...Анатолий Митрофанович закончил Харьковский автодорожный институт, был грамотным инженером, хорошо разбирался в дорожном строительстве. Поэтому сам учил людей, почти круглосуточно находился на рабочем месте, доходил до каждого рабочего, интересовался их бытом и жизнью. Еще, будучи главным инженером, показал себя прекрасным организатором производства, знающим тонкости дорожного строительства, разбирающимся в технике, умеющим работать с людьми. Поэтому, когда стал вопрос о начальнике управления, областное и районное руководство без колебаний остановило выбор на нем. И Анатолий Митрофанович никого не подвел, сделал все, чтобы ДСУ-2 быстрее прочно встало на ноги...". И уже тогда, в те далекие годы все чаще и чаще мысли молодого дорожника возвращались к необходимости заниматься наукой, внедрять ее передовые достижения в производство. Накапливался опыт, накапливались и анализировались результаты новых решений и исследований.

Успехи в работе нового молодого начальника управления и всего коллектива были на лицо. Хочется вновь обратиться к словам Мутрала Хажисуфо-вича: "...во всех успехах дорожного управления большая заслуга А. М. Гридчина. На должности начальника раскрылся его талант руководителя и организатора, он показал большую волю, затратил много сил, чтобы сделать ДСУ-2 таким, каким оно сейчас есть: наши дорожники занимают ведущее место в отрасли, с нами считаются в районе и области. Анатолий Митрофанович был строг и требователен, любил производственную дисциплину и сам ее соблюдал, поддерживал инициативу инженерно-технических работников, не терпел обмана и ненужных разглагольствований. Планерки, совещания проводил краткие, ставил перед каждым из нас конкретные задачи и в течение дня обязательно проверял, как выполняются его указания. У него был армейский порядок - расхлябанности, нерасторопности, беспорядка не любил. У А. М. Гридчина был большой авторитет в коллективе, среди руководителей предприятий и колхозов, он умело строил работу с партийными и советскими органами. Со своих работников спрашивал, но в обиду не давал. С ним легко было работать. Анатолий Митрофанович далеко видел вперед, правильно оценивал возможность каждого работника...".

Управление развивалось, уже насчитывалось почти 500 человек работающих, из года в год наращивались объемы производства. Протяженность построенных дорог составляла сотни километров, сумма освоенных средств достигала несколько десятков миллионов рублей. Укреплялась материальная база, особое внимание уделялось бытовым проблемам, одной из главных задач была забота о человеке.

Вчитываясь в строки заслуженного аксакала (Мутрал Хажисуфович Дзахмышев - кабардинец), узнаешь сегодняшнего Анатолия Митрофановича - тот же профессиональный подход к делу, та же требовательность к себе и подчиненным, взвешенность принимаемых решений, желание докопаться и вникнуть в саму суть проблемы.

Подтверждением сказанного в книге об Анатолие Митрофановиче служит его дальнейший жизненный путь: председатель Алексеевского городского Совета народных депутатов, первый секретарь Щебекинского, а затем Белгородского горкома КПСС, заместитель губернатора области, ректор академии.

Однако никакие занимаемые ответственные посты, высокие должности не принизили любовь Анатолия Митрофановича к выбранному однажды дорожному делу. При катастрофическом дефиците времени была подготовлена и защищена, в том же ХАДИ, кандидатская диссертация, все больше внимания А. М. Гридчин уделял педагогической деятельности, понимая, что за молодежью будущее. При этом пишутся научные статьи, монографии и учебные пособия, в которых передаются накопленные знания и опыт. Что касается Алексеевского ДСУ-2, то при каждой возможности Анатолий Митрофанович приезжает в управление, постоянно интересуется делами коллектива, помогает словом и делом.

Узнав больше об Анатолие Митрофановиче, о его любви к дорожному строительству, начинаешь отчетливо понимать, почему в нашей академии была своевременно открыта по его предложению специальность "Строительство автомобильных дорог и аэродромов". При всей своей занятости (Анатолий Митрофанович в то время работал заместителем губернатора области) он создал и лично возглавил кафедру, подобрал кадры, оснастил ее материально, став к этому времени профессором. Специальность успешно проходит аккредитацию Британским институтом гражданских инженеров, а дипломы выпускников теперь признаются более чем в 100 государствах Европы. Как не согласиться с Мутралом Хажисуфовичем о том, что приоритетным в жизни Анатолия Митрофановича было и остается дорожное строительство и дорожники.

Вновь и вновь перечитывая строки об Анатолие Митрофановиче Гридчине, сравниваешь его дела четверть века назад и сегодня. Перед глазами встает все сделанное им в академии с апреля 2000 г., когда он был избран руководителем нашего коллектива. С приходом Анатолия Митрофановича существенно активизировалась научная деятельность в академии: увеличился объем хоздоговорного и госбюджетного финансирования, расширилась тематика научно-исследовательских работ, открыты и успешно работают специализированные Советы по защите диссертационных работ (четыре докторских и один кандидатский). Радует то, что все больше студентов занимается научной работой, причем оплачиваемой. Впервые в истории академии проведена Международная студенческая конференция, создана общественная организация "Совет докторантов и аспирантов". В настоящее время рассматривается вопрос о новой системе оплаты труда преподавателей, которая должна повысить их доходы.

За небольшой срок работы Анатолия Митрофановича в должности ректора меняется лицо академии - это и грандиозное по масштабам благоустройство территории, и начатое строительство жилого дома, и ремонт учебных корпусов и студенческих общежитий, и обновленный парк автомобилей, и многое другое.

При всем этом Анатолий Митрофанович не забывает, находит время поздравить с днем рождения своих подчиненных - когда рукопожатием, когда телефонным звонком. При встрече непременно спросит о здоровье, об успехах, о проблемах.

Вспоминаются слова Мутрала Хажисуфовича Дзахмышева об открытости А. М. Гридчина, Видим мы это и сегодня. Приведу хотя бы такой пример -теперь о результатах работы за год ректор отчитывается гласно перед трудовым коллективом академии. На конференциях трудового коллектива обсуждаются и планы на будущее.

Многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать: построить стадион, бассейн, придать академии статус Российской, улучшить быт преподавателей и сотрудников и многое другое. Зная Анатолия Митрофановича, зная его опыт и профессионализм - верится в успех его планов.

И вот еще о чем хотелось бы сказать в заключении - особенностью жизненного пути, характера Анатолия Митрофановича Гридчина является прохождение всех ступеней служебной карьеры. Так и в науке, так и в педагогической деятельности - аспирант, кандидат технических наук, старший преподаватель, доцент, профессор, академик Международной академии минеральных ресурсов (МАМР). Только так, при таком подходе можно познать тонкости работы, стать профессионалом.

В анкете Анатолия Митрофановича Гридчина работе в Алексеевском ДСУ-2 отведена всего лишь одна строка, но стоит за ней целая жизнь, судьба.

С. А. Погорелов,
заместитель заведующего кафедрой
строительного материаловедения,
изделий и конструкций БелГТАСМ,
доцент, канд. технических наук

1 сентября 2001 г.
sv.intbel.ru

Док. 559194
Перв. публик.: 01.09.01
Последн. ред.: 06.05.09
Число обращений: 0

  • Гридчин Анатолий Митрофанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``