В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Косилов: Нужен закон, который бы распределил в цене готовой продукции долю каждого участника рынка молока Назад
Андрей Косилов: Нужен закон, который бы распределил в цене готовой продукции долю каждого участника рынка молока
Ситуация на молочном рынке Челябинской области за последние дни спровоцировала горячие споры. Ссылаясь на сезонный фактор и снижение покупательского спроса, сразу три крупнейших молокозавода Южного Урала объявили о снижении закупочных цен на сырое молоко. В ответ областные власти обвинили переработчиков в ценовом сговоре и инициировали антимонопольное расследование. В беседе с журналистом Агентства новостей "Доступ" первый вице-губернатор Челябинской области Андрей Косилов заявил о том, что доля сельхозтоваропроизводителя в цене готового молока не может быть ниже 55%.

- Иначе получается, что та помощь, которую мы оказываем сельхозтоваропроизводителям, - говорит Андрей Косилов, - а это не только субсидии на производство продукции, которые в этом году с учетом федеральной поддержки должны составить три с половиной рубля на килограмм продукции, - перераспределяется в сторону молокозаводов и торговых сетей. Если закупочная цена на молоко в течение года снизилась на четыре рубля, то и на прилавке она должна опуститься, и не на рубль-полтора, а гораздо больше. А пока этого не происходит, мы будем предпринимать шаги по развитию торговли молоком с цистерн. Сельхозпроизводители должны получить беспрепятственный доступ к торговым местам на рынках, а потребители - качественный продукт по доступной цене.

- Вы считаете несправедливой политику перерабатывающих предприятий по отношению к селянам?

- Абсолютно. В цепочке "производство - переработка - реализация" на сегодня нарушен принцип справедливого распределения экономического результата труда между участниками процесса. Темпы роста цен на промышленные товары для села, особенно на энергоресурсы, которые за последнее двадцатилетие в пять раз превысили рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

- А из чего складывается цена упаковки молока на прилавке магазина?

- В рыночной цене молока выделяются доля сельского хозяйства, доля переработки и торговли, а также доля государственного налога на добавленную стоимость.

Сегодня в России по сравнению со многими развитыми странами наиболее высокая розничная цена на молоко. В среднем по стране она составляет 99 долларов за 100 килограммов. В соседних Украине и Белоруссии она, к примеру, равняется 67 и 39 долларам за центнер. При этом закупочная цена на молоко в России в 2007 году составила 38 долларов, или 39 процентов от розничной цены. В странах Евросоюза крестьянин получает за сырое молоко в среднем 49 долларов. Таким образом, его доля в цене готового продукта с учетом всех торговых надбавок и налогов - 55 процентов.

Ниже, чем в России, закупочная цена на молоко только в Литве, на Украине и в Белоруссии. Но и розничные цены на молоко в этих странах значительно ниже, чем у нас. Они больше соответствуют уровню доходов населения этих стран. К тому же, на Украине и в Белоруссии продовольственный рынок в большей степени регулируется государством, чем в России. По мнению серьезных экспертов, закупочная цена на молоко в России может быть повышена на 15-20 % без изменения розничных цен на молочные продукты.

- Но в Челябинской области происходит иначе. Молокозаводы объявили о снижении примерно на треть закупочных цен на сырое молоко. В то же время молочные продукты на прилавках подешевели совсем незначительно и только после того, как первые лица области заговорили об этой проблеме.

- Я бы предложил взглянуть на проблему с точки зрения рядового потребителя. В чем его интерес? Получить качественный продукт по доступной цене. Возможно это, на мой взгляд, при соблюдении двух условий: наличии конкуренции и государственного регулирования этой отрасли.

Что мы сегодня видим? Цену сырого молока переработчики уронили на четыре рубля. Найдите мне хоть один магазин, где пакет молока подешевел хотя бы на три рубля. Не найдете.

С другой стороны, ущемлены интересы крестьян. У нас в области переработчики и торговля забирают большую часть от розничной цены. К примеру, на сегодня у крестьян молокозаводы берут молоко за восемь рублей 50 копеек, в торговлю выставляют по цене 23-24 рубля. Таким образом, получается, что крестьянину достается максимум 30-35 процентов от конечной цены. Нигде в мире такой ситуации нет.

Именно поэтому я считаю, что на федеральном уровне необходимо как можно скорее принять закон о торговле, который бы предусматривал наличие трехсторонних соглашений между крестьянами, производителями готового молока и торговлей и зафиксировал долю сельхозтоваропроизводителя в цене готового молока на уровне не менее 55 процентов. Кроме того, думаю, что государство могло бы освободить социальные продукты питания от НДС, чтобы сделать их более доступными для потребителей.

- Представители крупнейших молокозаводов области заявляют о том, что цены на их продукцию снизились на 10 процентов...

- Это лукавство. Мы провели мониторинг, посмотрели прайсы: в реальности цены снизились всего на пять-семь процентов. Но и это еще не вся правда. Кое-кто предпочитает сейчас не вспоминать о том, что в первом квартале Челябинский молочный комбинат поднял цены на пять процентов. Таким образом, получается, что при падении цен на сырое молоко более чем на 30 процентов готовые молочные продукты подешевели всего на два-три процента.

Нас не устраивает подобная политика производителей молока и торговых организаций, которая приводит к сохранению для конечного потребителя запретительных цен на молоко. Еще раз подчеркну, что в такой ситуации выделение государственных дотаций не приводит к снижению цен на готовую продукцию, а способствует дальнейшему обогащению торговых сетей и переработчиков.

- Возможно, необходимо принятие закона о предельной торговой надбавке на молочные продукты?

- Я не вижу в этом необходимости. Обойти такие ограничения легко, если поставить между производителем и торговлей пару посредников. В итоге в плюсе опять окажутся переработчики, но никак не крестьяне и конечные потребители.

С другой стороны, как показали последние дни, даже публичное обсуждение этой проблемы способно принести положительные результаты. Обратите внимание, после того, как мы заговорили о сложившейся ситуации, цены на молочные продукты в большинстве торговых сетей поползли вниз.

Возьмем для примера, как менялась стоимость литра расфасованного в пленку молока жирностью два с половиной процента производства Челябинского городского молочного комбината. В сети "Дикси" 17 апреля торговая наценка на него составляла 20 процентов, а 20 апреля - уже 9,1 процента. В "Пятерочке" наценка за этот же период упала с 20 до 9,5 процента. В качестве положительного примера можно привести розничную политику сети "Магнит", в которой наценка составляет всего 8,1 процента. Зато в сети магазинов "Проспект" торговая наценка на тот же продукт как составляла 16,2 процента, так и осталась том же уровне.

Хлеб и молоко - самые выгодные для торговли продукты. Даже при небольшой рентабельности в два-три процента деньги, вложенные в их производство и реализацию, оборачиваются многократно. А крестьянину, чтобы получить молоко, надо три года растить и кормить корову. И все это время селянин, в отличие от перерабатывающих предприятий и торговли, несет только затраты.

В ближайшее время мы намерены вернуться к существовавшей несколько лет назад практике подписания трехсторонних соглашений между торговыми и перерабатывающими предприятиями и сельхозпроизводителями. Напомню, еще три года назад подобные соглашения позволяли нам удерживать долю крестьян в цене конечного продукта на уровне около 53 процентов, а торговых сетей - 10 процентов.

- А если переработчики и торговля посчитают для себя подобные условия невыгодными?

- Будем инициировать антимонопольные расследования. Ведь согласитесь, когда предприятия, контролирующие почти 70 процентов молочного рынка области - а это челябинский, чебаркульский и магнитогорский заводы - в первом квартале согласовано пересматривают прайсы на свою продукцию, а следом опускают на два рубля закупочные цены, это должно настораживать антимонопольное ведомство.

За последний год молокозаводы понизили цены для сельхозпроизводителей дважды: первый раз - на два рубля, теперь они снижают закупочные цены на сырое молоко с 10 рублей 50 копеек до девяти и восьми рублей, а на молоко, сдаваемое сверх установленного контрактом объема, даже до семи рублей за литр.

Я думаю, что в данной ситуации есть все основания говорить о ценовом сговоре и необоснованном обогащении за счет монопольного положения на рынке.

- На Ваш взгляд, организация торговли молоком с цистерн на рынках способна изменить ситуацию на рынке?

- Я считаю, что нужно более активно развивать альтернативную торговлю, выходить на фермерские рынки, которые сейчас открываются, чтобы крестьяне могли самостоятельно заниматься реализацией молочной продукции, а не сдавать ее туда, где их "обдирают догола". В ближайшее время планируется значительно увеличить количество точек торговли молоком с цистерн. И пусть кто-то говорит про то, что торговля молоком "с колес" - это прошлое. Мы эти меры применяли в кризисные для страны и области 90-е годы, и сегодня это единственный выход для малоимущих слоев населения и способ выживания для небогатых сельхозтоваропроизводителей. При этом мы гарантируем качество этого молока и сделаем все, чтобы никто из потребителей не пожалел о своем выборе.


29 апреля 2009 года
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ".

Док. 559067
Перв. публик.: 29.04.09
Последн. ред.: 06.05.09
Число обращений: 0

  • Косилов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``