В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марк Болдов: Всех денег не проешь. А Бог велел делиться Назад
Марк Болдов: Всех денег не проешь. А Бог велел делиться
В эпоху финансового кризиса бизнесу не до благотворительности. Предприятия экономят на всем - сокращают зарплату, массово увольняют сотрудников, замораживают инвестиционные программы. На этом фоне особенно удивляют новости, когда руководство завода не только не ущемляет своих работников, но и не отменяет статьи расходов на добрые дела.

Руководство ООО "Фасад" бесплатно ставит пластиковые окна ветеранам и инвалидам Ленинского района, ремонтирует Дом ребенка в Челябинске, фактически содержит детдом в поселке Тюбук. Руководитель и учредитель компании Марк Болдов убежден: благотворительность - это такая форма городского патриотизма состоятельных людей, когда капитал уже заработан, а уезжать в Москву или за границу не хочется. О том, сколько денег нужно для жизни, как с помощью ножниц определить будущего успешного бизнесмена, и как удары судьбы могут обернуться будущим процветанием - Марк Болдов рассказал корреспонденту Агентства новостей "Доступ".

- Марк Юрьевич, Вы объявили, что к Новому году ветеранам и инвалидам Ленинского района бесплатно поставите пластиковые окна, впряглись в ремонт Дома ребенка. Сейчас, когда в стране такое творится, денег не жалко?

- Мне очень нравится фраза "Жизнь длиннее кризиса". Что бы ни происходило, о главном не стоит забывать. Когда ты можешь себе позволить помочь детям и старикам, то почему этого не сделать? Мы, я и мои партнеры, несколько лет пахали, чтобы поднять и раскрутить наше производство - завод пластиковых окон и фасадных конструкций. Теперь денег столько, что просто их не проешь. А кроме того, Бог велел делиться.

Мы еще шесть лет назад решили - надо выбрать какой-нибудь детский дом, чтобы не распыляться по мелочам, и постараться ему помочь по максимуму. Сначала объездили Челябинск, но тут детдома, обласканные властями и спонсорами. Мебель и игрушки новые. А мы хотели такой найти, как из фильма " Республика ШКИД" - чтобы кровати с панцирной сеткой.

Подсказали: в Тюбуке есть такой детдом. Богом забытая деревня между Челябинском и Екатеринбургом, помощи ниоткуда нет. Семьдесят восемь детей живут в бревенчатых избушках. Приезжаем к директору, мол, хотим вам привезти телевизоры- видеомагнитофоны. А она на нас посмотрела и говорит - "Ребята, какие телевизоры... Нам мыло нужно, зубную пасту, колготки, обувь вон у детей каждые три месяца рвется. А продавленные подушки-матрасы, которые неизвестно когда закупались... Мелочи вроде, а вы умножьте на семьдесят восемь..." Мы тогда поняли, что насущные проблемы нужно решать. То аккумулятор для школьного автобуса, то "лысые" покрышки поменять. Так и решаем уже шестой год, каждый квартал у нас - особая статья расходов. Сейчас вот подарки закупаем к Новому году: санки, лыжи, коньки.

А с челябинским Домом ребенка, что на улице Энергетиков, по-другому получилось. Там обратился мой друг еще с армии, глава Ленинского района Вячеслав Истомин: надо помочь. Ремонт в зале начали, где спортивные и общие мероприятия проводятся. Но с таким ущербным бюджетом не разбежишься. Ну, вот, сейчас мы поставили окна, двери поменяли, линолеум перестелили...

- То есть отношение к тратам на благотворительность у вас спокойное...

- Деньги зарабатываются для того, чтобы их тратить. Лично мне, Болдову Марку, для жизни нужно сто рублей в день. Зарабатывать больше толкают другие факторы. Ответственность перед семьей - детьми, женой, пожилыми родителями. Ответственность перед своими сотрудниками - а их у меня тысяча двести человек. У каждого из них есть близкие. Я не могу платить рабочим по десять тысяч рублей в месяц, понимаю, что это не зарплата. Пытаюсь делать ее больше. Когда эти обязательства перед всеми выполнены, тогда я начинаю относиться к деньгам, как к удобрению - разбрасывай его вокруг себя, и взойдет что-то хорошее...
"Патриот по-челябински": тот, кто отсюда не уехал

- По одной из теорий есть две модели жизненного успеха. Условно говоря, "московская" и "питерская". Первая - это когда человек уезжает из своего города "покорять" столицу или заграницу. Вторая - когда, оставаясь там, где родился, стремится сделать окружающее пространство максимально комфортным и "подтянуть" его до более высокого уровня. Судя по всему, Вы яркий представитель второй модели. А добиваться успеха в родном городе - это труднее или проще?

- Наверное, все-таки труднее, потому что ответственнее. За 15 лет деятельности в Челябинске нет, наверное, ни одного клиента, с которым у меня отношения "подрядчик - заказчик" не переросли бы в отношения дружеские. В городе меня многие знают, и я многих знаю. Когда берешься за заказ, уже есть моральные обязательства выполнить его качественно и в срок. Ведь вечером я могу встретить этого человека где угодно - просто чашку чая зайти выпить в кафе и наткнуться. И мне будет стыдно смотреть ему в глаза, если что не так. Половина заказов в Челябинске передается из уст в уста. Если ты на самом деле работаешь на совесть, то число твоих клиентов удваивается, утраивается. Будешь делать плохо - никто к тебе не придет, какую бы рекламу ни давал.

А еще почему труднее... Возьмем московский бизнес и челябинский. Два руководителя пришли на работу в девять утра, каждый физически за рабочий день может успеть провести две оперативки и пять деловых встреч, сделать двадцать два звонка по телефону. Только в Москве директор сделал один звонок, а цена вопроса - миллион рублей, провел три встречи - на каждой заработал еще по миллиону. В Челябинске нет московских оборотов, амбиций бизнеса, мы все-таки живем на периферии. Я, сделав те же пять встреч и двадцать два звонка, заработаю меньше. Стоимость моего времени меньше. Чтобы заработать такие же деньги, как в Москве, я должен стараться в сто раз больше. Доходность разная, а затраты на производство, они везде одинаковые: что там, что здесь.

- А уехать из Челябинска никогда не хотелось?

- Один раз было, лет пять назад. Я тогда очень устал, сбежать просто хотелось. Разложил карту перед собой и начал думать, что я приобрету с отъездом, а что потеряю. Вся моя жизнь связана с Челябинском. Здесь живут мои родители, ходят в школу дети, все мои друзья здесь...

В результате, уезжать передумал. И с тех пор ни разу не пожалел об этом своем решении. Стараюсь, как могу, чтобы в этом городе было хорошо. Я очень много поездил по миру - по работе, в поисках технологических решений, чтобы понять, как что-то делают умные европейцы или еще кто-то. Я знаю, как должно быть правильно. Да, Челябинск не центр новых технологий. Но я их сюда завожу. А так как поставить технологическую линию в разрушенном цехе не могу - приходится делать современные площади. Потом - подъезд к офису и даже газоны вокруг него... Мне хочется, чтобы все было на одном - достойном - уровне.

- Такое ощущение, что у нынешних челябинских бизнесменов действительно есть такой своеобразный патриотизм. Хочется выйти из положения вечной вторичности, в котором всегда пребывал наш город по сравнению с тем же Екатеринбургом...

- Было несколько периодов, когда страна жила хорошо. Например, с 95-го по 98-й год. Тот, кто сумел заработать хорошие деньги и уехать из Челябинска, это сделал тогда. Второй такой период - путинское правление: стабильность, уверенность , опять же возможность сколотить капитал. Тоже появилась плеяда людей, которые поднялись. И они также разделились на тех, кто уехал, и тех, кто остался. Сегодня 99 процентов людей, которые здесь живут и работают, коренные жители Челябинска навсегда. Они уже не думают: вот чуть-чуть заработаю, и уеду. Они заработали и не уехали. И теперь хотят сделать лучше то место, где живут.

- Вы ведь родом из Ленинского района Челябинска? Не самая, как бы помягче сказать, престижная часть города...

- Я прожил в Ленинском районе всю жизнь. Учился в 37-й школе, занимался народными танцами во дворце культуры "Станкомаш". Детство, студенчество, первый бизнес - все там. В Ленинском сейчас находится и мое предприятие.

Район сейчас очень изменился. Привели в порядок центральные улицы, много освещения появилось, облагородили центр района - у "Авроры". Строятся серьезные транспортные развязки. Вокруг трубопрокатного завода большие изменения, вокруг их Дворца культуры.

И вот это отношение - что район, мол, непрестижный - оно уже преодолено. Возьмите газету 90-х годов, в которой есть объявления о купле- продаже жилья. Там постоянно читали: "Куплю квартиру, Ленинский район не предлагать". Сегодня мы таких объявлений не увидим вообще. Это говорит о том, что Ленинский идет в общем статусе престижности, как любой другой район Челябинска. Это, конечно, бытовой показатель, но очень яркий.

Ленинский район расцветает. Его заселение ведь было связано с развитием двух старейших заводов - "Станкомаша" и Трубопрокатного. Соответственно, основные жители Ленинского района - работники этих заводов. И к 90-м годам основная масса жителей оказалась предпенсионного или пенсионного возраста. Некоторые микрорайоны, целые улицы превратились в улицы пенсионеров. А в силу непопулярности района туда не ехала молодежь. Да еще и заводы в кризисный период порушились, заработка не было.

Сегодня это все преодолено. Улицы стали заполнятся молодежью, которая более активна, в район пришла новая энергия, опять стали пользоваться спросом магазины, кафе, дворцы культуры, школы... Стало все востребовано, и кровь в жилах потекла.

Ножницы как экзамен для будущего руководителя

- Вы принадлежите к тому поколению людей, которые в начале 90-х в силу обстоятельств получили возможность катапультироваться в верхние слои бизнеса. Современная молодежь часто сетует на то, что сейчас "все ниши заняты", а без богатых родителей не пробиться. Среди старшего поколения тоже распространено мнение, что в нынешнем обществе отсутствуют так называемые социальные лифты - которые в советское время могли из простого парня сделать директора завода. Как Вы думаете, успех в карьере - это дело индивидуальное или зависит от внешних - общественных, исторических - факторов?

- Я расскажу случай с моим армейским наставником. Когда я оказался в части вместе с другими молодыми бойцами, "дед" поставил перед собой десять новобранцев и сказал нам: "Принесите ножницы". Все разбежались, а он засек время.

Первый прибежал через десять минут: "Ножниц нет". - "А где ты смотрел?" - "В бытовке первой роты".

Шестой прибежал через полтора часа: нет ножниц. А ведь где только ни смотрел - в бытовках, в медсанчасти, на КПП-1.

Я прибежал десятым - через три часа, но с ножницами: заглянул на КПП-1, на КПП-2, во все бытовки, в медсанчасть, в столовую, на телецентр, в узел связи. " А где нашел?" - спрашивает. Отвечаю: "У жены комбата дома". И он меня выбрал своим преемником, чтобы, как говорится, всю военную премудрость передать.

Так вот первые пять человек - они запрограммированы на работу рядовых сотрудников, которым в голову приходит мало вариантов. С шестого по восьмой - это менеджеры среднего звена. Они проявляют большее усердие при выполнении поставленной задачи. А вот девятый и десятый - это будущие руководители: у них другой ход мысли, способ принятия решений, невозможность не выполнить задачу. Сдаться - даже в голову не приходило, бились до последнего. Так что есть некая генетическая запрограммированность на успех.

Ну, а еще должно в жизни очень повезти с деловыми партнерами, со спутниками по бизнесу, которые тебе помогут развить эти качества. Мне повезло с моим первым начальником. Он брал меня с собой на переговоры, показывал, как можно решать проблемы, заставлял участвовать в принятии решений.

Чтобы добиться успеха, человек просто сам должен не бояться менять свою жизнь, пробовать что-то новое, учиться всему постоянно. Но и элемент везения тоже существует. Говорят, терпение и труд все перетрут, но этого мало. Звезда удачи должна быть. У меня она есть.

- Вот сейчас без обид. У большинства людей, кто пережил "капитализацию" страны полтора десятилетия назад, твердый стереотип - все большие состояния нажиты неправедным путем. В их основе - либо "прихватизация", либо криминал...

- Само в руки ничего не упало. Заводы не приватизировал, наследство не получал. Мне сорок один год. С тех пор как я стал жить успешно - года три как. До этого я вкалывал, честное слово. Не рисковал, никого не обманывал.

Жизнь по мордам меня била редко. Но сильно. Когда в 1991 году у меня родилась дочь, у нее обнаружился порок сердца. Врачи нам прямо с женой говорили, когда я их в роддоме встречал: "Вы люди молодые, рожайте второго, этому ребенку немного осталось жить. В России врачи от дочери отказались, сказали, что неоперабельна. Через два года мы сделали ей операцию в Лондоне. Пришлось пройти многочисленные исследования, в Москве перетоптали все больницы. Операция была недешевая - сорок тысяч фунтов стерлингов. А я тогда только со студенческой скамьи. Тогда мне многие помогли, и я старался с лихвой им вернуть это.

Может быть, обстоятельства и подстегнули работать, невзирая ни на что. У меня такого понятия, как суббота-воскресенье, не существовало. Надо было отрабатывать взятые деньги. Я понял: беда может постучаться всегда, и материальная обеспеченность делает тебя более независимым и защищенным. Это несчастье придало мне такое ускорение, что и потом уже темп не снижал.

- А как заработали свой первый миллион, можете рассказать?

- Сознательную жизнь в бизнесе я начал в 91-м году, работая в фирме "Янкс". Это первый авторизированный дистрибьютор французской косметики и парфюмерии Л`Ореаль в России. В Москве просто покупали самые красивые тюбики и скляночки, привозили сюда и выставляли на витрины, а к вечеру прилавок был просто сметен вместе с товаром.

Поначалу была стандартная схема купи-продай. А к производству мы перешли так. У нас был офис на проспекте Ленина, зал в четыреста квадратных метров. Директор говорит: "Ребята, надо сделать здесь кабинеты по-европейски: с прозрачными стеклянными перегородками. Я съездил на Воронежский завод алюминиевых конструкций, разобрался в системе этих перегородок, привез их в Челябинск. А наши клиенты - директора магазинов, которые парфюмерию покупали, когда увидели у нас эти прозрачные сооружения - просто ахнули: мол, как за границей, мы такие же хотим, кто вам делал? - Да мы сами...

И отпочковался новый сегмент бизнеса, который отвечал за эти конструкции, а я его возглавил. Потом это все переросло в создание дверей, витражей и т.д. Спрос сам подсказал, так я и начал этим заниматься.

Потом в Москве, в одном из магазинов увидел красивое торговое оборудование - иностранное, на алюминиевом профиле, стеклянное. Я в него прямо влюбился. Говорю: "Где взяли?" Они: "В Эмиратах". Смотался в Эмираты, нашел этого производителя. Привез образец сюда, распилил на кусочки и изучил. Поехал на завод алюминиевых конструкций: "Можете мне такое сделать?" - "Да, только чертежи давай". Крепежи для профиля заказал на АМЗ, а чертежи и матрицы для отливки - на военном заводе в Свердловской области.

Потом мне понадобилось особо тонкая ДСП. Ее в Австрии выпускают, и я первый ее в Россию привез. Так появилось еще одно направление в бизнесе - производство торгового оборудования. Через пять лет, производя такое оборудование, я и заработал свой первый миллион.

- Такой, небыстрый, прямо скажем, миллион. Не шальной...

- Он сложился из того, что мы осваивали новые технологии, привозили их в Челябинск... Это для меня тогда была идея фикс, я просто загорелся этим производством. Потом, чтобы загрузить станки, начали развивать мебельное производство.

А первые свои большие деньги заработал так. Опередил просто конкурентов в Челябинске. Я посещал очень много выставок: в Москве и за рубежом. Заметил: все, кто выставляется из России, - всегда пытаются продавать конечный продукт. А зарубежные участники выставок, они выставляют некие разработки, технологические линии, программы.

Тогда строительный рынок в Челябинске стал развиваться, и люди захотели не просто какую-то перегородку, не просто какие-то двери, какой-то витраж, а с серьезным техническим конструктивом. И я тогда опередил своих конкурентов в организации большого конструкторского отдела, который стал серьезно разрабатывать сложные строительные конструкции. В Челябинске здания, построенные с помощью нашего остекления, - это Краеведческий музей, пригородный вокзал, купол Мизара, практически все крупные автосалоны. Внутри ледового дворца "Молния" - наши конструкции, все перегородки. Сегодня последний объект, который мы сдаем, - Ледовая арена "Трактор". А на проспекте Ленина, мы недавно прикинули, нет вообще ни одного здания, где бы не было установленных нами окон.

Александр Патан

21.11.2008

www.dostup1.ru

Док. 559061
Перв. публик.: 21.11.08
Последн. ред.: 06.05.09
Число обращений: 0

  • Болдов Марк Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``