В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Министр юстиции выступает за реформирование института помилования Назад
Министр юстиции выступает за реформирование института помилования
Министр юстиции Александр Коновалов, выступая на дне открытых дверей в Российской академии правосудия, сообщил, что институт помилования "нуждается в развитии и сейчас обсуждаются механизмы, как сделать это развитие перспективным". По мнению главы ведомства, сейчас он "довольно громоздкий", а значит, необходимо его упрощать, в том числе и по срокам рассмотрения прошений.
"Одна из основных проблем состоит в том, что институт помилования претерпевает довольно серьезную конкуренцию со стороны института условно-досрочного освобождения из-за того, что институт помилования довольно громоздкий" - пояснил министр.
Напомним, что на сегодняшний день действует Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ, утвержденное в 2001 г. Указом Владимира Путина. Оно предусматривает следующую схему: письменное ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Затем оно направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Территориальный орган не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту представление о целесообразности применения акта помилования. И лишь после этого документы поступают к Президенту.

Вопросы для комментирования:
Как Вы считаете, нуждается ли институт помилования в реформировании? Действительно ли его неэффективность на сегодняшний день вызвана не политическими факторами, а именно установленной сложной схемой реализации?
Нужно ли, на Ваш взгляд, упрощать механизм помилования, сокращать сроки рассмотрения прошений? Что именно Вы бы порекомендовали изменить? Нужно ли процедуру помилования закреплять в федеральном законе или утверждение механизма помилования должно быть прерогативой Президента?
    Прежде всего, вряд ли можно согласиться с якобы существующей конкуренцией между институтом помилования и институтом условно-досрочного освобождения. Это совершенно разные институты уголовного права, в чем можно убедиться даже при простом сравнении статей 79 ("Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания") и 85 ("Помилование") Уголовного кодекса РФ. Таким образом, реформировать институт помилования исключительно по указанной причине не надо. Можно ли утверждать о его громоздкости по срокам? Давайте считать. Если соблюдать установленные сроки, то процесс должен занять 72 дня до момента поступления документов на стол Президенту. Долго это или быстро? По нашему мнению, это вполне приемлемый срок. Не может, например, комиссия представить заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного ранее 30 дней. Надо ведь изучить документы! Подумать, в конце концов, собравшись вместе! Можно допустить, что установленные сроки не выдерживаются, и вся процедура занимает полгода, а то и больше. Непорядок! Рекомендуем соблюдать установленные сроки! Тогда отпадет необходимость упрощать механизм помилования. Напомним, что во времена Бориса Ельцина существовала федеральная комиссия, которую возглавлял Анатолий Приставкин. (Нам кажется, что нагрузка у федеральной комиссии в силу количества прошений была просто запредельной.) Позже, как раз в целях упрощения механизма помилования, были созданы региональные комиссии. Больше упрощать некуда! Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил: "Ведь если в Конституции есть право человека просить о помиловании, а региональные комиссии такие просьбы фильтруют, то получается, что мы не удовлетворяем надежды людей - законные они или нет. Однако главное, что в этом случае мы дискредитируем конституционные нормы и о праве гражданина, и о праве президента". Однако дело в том, что по-другому нельзя. Комиссия (неважно, федеральная или региональная) все равно должна фильтровать прошения. Нельзя же передавать просьбы о помиловании напрямую Президенту! Иначе он будет вынужден день и ночь этим заниматься! В этой связи никакой дискредитации конституционных норм о праве Президента помиловать индивидуально определенное лицо, на наш взгляд, нет. В свою очередь, у осужденного есть право просить о помиловании и он его реализует, подав соответствующую просьбу. Нам представляется, что процедуру помилования можно закрепить в федеральном законе. Доводы, что это исключительное полномочие президента России, и его нельзя регулировать даже законом, пожалуй, принять нельзя. Федеральный закон будет регламентировать саму процедуру помилования, а не полномочия Президента по вопросу помилования. Кроме того, в законе, чтобы не регламентировать полномочия Президента, можно прямо предусмотреть, что Президент имеет право и вне установленных процедур помиловать любое конкретное лицо.

А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии.РУ
Агентство комментариев

03.05.2009

Док. 558431
Перв. публик.: 03.05.09
Последн. ред.: 05.05.09
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``