В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Язев: `Nоrd Strеаm - не угроза Украине` Назад
Валерий Язев: `Nоrd Strеаm - не угроза Украине`
- Валерий Афонасьевич, президент Украины Виктор Ющенко раскритиковал проекты "Газпрома" "Южный поток" и "Северный поток", назвав их чисто политическими. По его мнению, Россия никогда не сможет отказаться от транзита газа через территорию Украины. Как Вы оцениваете это заявление Ющенко? Это очередной "транзитный шантаж"? Или же жест отчаяния?

- В данном случае никакого шантажа с его стороны нет. Просто Ющенко - не эксперт в вопросах транзита. Кроме того, он, похоже, представления не имеет о балансах газа. Так, идет увеличение потребления на 195 млрд кубов газа в год, и наш Nord Stream, скажем, 55 млрд - это четверть того роста, который планируется в Европе. "Южный поток" - еще 30 млрд, ну, может быть 45 млрд. Поэтому строительство "Северного потока" и "Южного потока" просто необходимо. Кроме того, сейчас стали активно говорить о второй очереди "Голубого потока". И это совершенно не связано с уменьшением и тем более прекращением транзита через Украину. Если там уже трубы есть, то почему же их не эксплуатировать? Более того, трубопроводы, поставляющие газ в Европу, идут из России. Если мы прекратим транзит, эти наши трубопроводы тоже без работы останутся.

Подчеркну, что "Северный поток" - не конкурирующий с украинским путем транзита проект, это проект, направленный на диверсификацию маршрутов поставок газа в Европу. Nord Stream - самый короткий путь подачи газа в Европу, от месторожений Ямала, Штокмана, освоение которых мы уже начинаем, через Балтику, Германию, в район наибольшего потребления российского газа.

А заявление президента Украины - непрофессионально. Оно чисто политическое и отражает его желание, вполне понятное, сохранить монополизм Украины в транзите российского газа в Европу.

- Как Вы считаете, чем закончится история с Брюссельской газовой декларацией?

- Декларация, безусловно, вызывает удивление. Еще большее удивление вызывает, что Евросоюз пошел на подписание этого документа без учета мнения России. Мы основные поставщики газа, по сути, единственные поставщики, и без нас планируют модернизацию, реконструкцию и расширение системы газопоставок. Это нонсенс! Я понимаю, если бы речь шла только о ремонте украинской газотранспортной системы. Нас всех волнует ее изношенное техническое состояние, ее нужно ремонтировать, мы бы только рады были. Но когда разговор ведется об увеличении ее пропускной способности, о каких-то реконструкциях, об изменении параметров - меня это удивляет. Ну, просто глупо делать такой масштабный, финансоемкий проект без учета мнения России. Конечно, мы не можем изменить, отменить декларацию. Но мы можем реагировать, предпринимать определенные действия, имея в виду факт ее появления. Мы должны себя обезопасить от рисков, связанных с украинским транзитом, в будущем.

- Газопровод "Северный поток" включен в число так называемых европейских энергетических приоритетов. Будет ли удостоен аналогичного статуса со стороны Европы и газопровод "Южный поток"?

- Вопрос, конечно, больше не ко мне, а к европейским комиссиям и Европарламенту. Я считаю, что "Южный поток", учитывая его масштабы, может соответствовать требованиям, предъявляемым к приоритетным проектам и тоже получить такой статус, как Nord Stream. Этого нужно добиваться. Я на днях встречался в Милане с руководителями ряда крупных европейских энергетических компаний, мы касались и этого вопроса. Хотя, конечно, "Южный поток" менее проработан, чем Nord Stream. В любом случае, пришла пора позиционировать Европе и "Южный поток".

- В принципе Европа заинтересована в повышении надежности и поставок российского газа его потребителям?

- Безусловно, европейские страны заинтересованы в диверсификации и стабильности поставок. Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил - для меня удивительно подписание брюссельской декларации, которая, если ее понимать буквально, усиливает монополизм Украины как страны-транзитера. В результате у европейских потребителей нарастают риски. Прерывание транзита со стороны Украины уже привело в январе к перебоям в поставках газа в Европу. И три фундаментальных проблемы, которые стали причиной этого, никуда не делись. Первая - монополизм Украины, он декларацией только усиливается. Вторая - политическая нестабильность. И третья - это отсутствие эффективных международных регуляторов, которые могли бы пресечь эти действия Украины. Мы все апеллировали к Договору к Энергетической Хартии, т.к. думали, европейцы выступят с осуждением Украины, которая ворует транзитный газ. Но этого не произошло. И в этих условиях расширять трубопроводные мощности Украины, на мой взгляд, это дополнительные для Европы риски. Почему они на это пошли? Я думаю, что это политический шаг, может быть, некий элемент давления на Россию в каких-то других вопросах.

- "Газпром" официально признал, что ждет сокращения европейской выручки почти на $29 млрд по сравнению с 2008 годом. Будут ли в этой связи временно "заморожены" ряд амбициозных проектов "Газпрома"?

- Сейчас "Газпром" официально признал, что идет сокращение потребления газа в Европе. И, соответственно, будет снижаться выручка. Однако, что касается внешних крупных проектов "Газпрома", то они не будут "заморожены". Скажем, если речь идет о Nord Stream, или "Южном потоке", то они строятся на заимствованные деньги. Мы недавно провели межпарламентскую конференцию по Nord Stream в Санкт-Петербурге, и вот директор Генеральной управляющей компании господин Варниг, выступая там, заверил, что сегодня нет проблем с привлечением финансовых ресурсов для реализации этого проекта.

В отношении внутрироссийских проектов в "Газпроме" будут проводиться некоторые корректировки. Так, недавно прошла встреча Владимира Путина и Алексея Миллера, где однозначно прозвучало, что внутренняя инвестпрограмма будет корректироваться, без этого не обойтись. Однако программа газификации не будет уменьшена. Кроме того, не будет уменьшена и программа ввода новых газовых мощностей. А, если у "Газпрома", скажем, не хватит финансовых возможностей, то государство подставит плечо. Если в инвестиционных программах "Газпрома" и был какой-то там "жирок", они его подберут и сметы подкорректируют.

-А что касается программы газификации страны. Как продвигается этот проект?

- Программа успешно реализуется. На сколько я знаю, все больше регионов присоединяются к ее софинансированию. Это все же социальная программа. Плюс ко всему, сейчас необходимо расширять базу внутреннего спроса и увеличивать потребление газа внутри России. Тем более в условиях, когда Европа сокращает потребление и падает выручка "Газпрома". Поэтому надо расширять газификацию именно в России.

- Но при этом сейчас население России тоже не очень платежеспособно и сокращает потребление газа.

- Нет. Это не так. Население не сокращает потребление. Кроме того, говоря о газификации, мы имеем в виду не только домовладения, но и сельское хозяйство, крупные города и т.д. И население готово потреблять газ, который для людей обходится дешевле. При этом газ экологичней, чем другие виды топлива. Поэтому интерес к газификации вряд ли уменьшится.

- Не планируется ли в связи с кризисом повышение цен на газ?

- Нет, никакого антикризисного повышения не будет. Более того, мы планировали в соответствии с принятой программой повышение внутренних цен, для того чтобы вывести на равнодоходность цены на газ на внутреннем рынке с экспортом. Однако, с учетом кризиса, мы пошли на сокращение этой программы. Если сегодня предусматривалось повышение порядка 25% в год, то будет всего 16%, и то в четыре этапа. Этот же подход государство применило и в отношении электроэнергии, и по тарифам на перевозки на железнодорожном транспорте. То есть мы существенно уменьшили планируемый рост тарифов.

-А что касается внешних потребителей газа. Для них планируется увеличение?

- Цена на газ для внешних потребителей зависит от цен на нефть и на нефтепродукты на Роттердамской бирже, если мы говорим о Европе. Там цены определяются достаточно объективно. Соответственно, в настоящее время они на газ снижаются, потому что цена на нефть упала. Однако, в данный момент наметился хоть и маленький, но рост цен на нефть. Наверное, к концу года выйдем на 60 долларов за баррель. Может быть в следующем году будет под 80. Это, в свою очередь, вызовет плавный рост цен на газ. А сейчас пока цены будут падать.

- Отразится сокращение выручки на объемах разработки месторождений?

- Не надо путать причину со следствием. Сокращение объемов выручки может быть и вызовет отсрочку ввода каких-то новых месторождений. Ну, просто зачем вводить, если нет спроса на их продукцию. Сейчас и действующие месторождения работают не в полную силу.

Кому-то финансовое положение позволяет сегодня продолжать эту работу, кому-то приходится сокращать инвестиции. Это же жизнь. Поэтому ничего не случится, если сейчас сократилась добыча на 20-30%. Однако все понимают, что к концу года - в начале следующего года спрос нормализуется. Кроме того, существует график выхода действующих месторождений на падающую добычу. К этому времени нужно ввести новые месторождения. Возможно, будет какая-то корректировка по срокам, но нам очень важно, чтобы к выходу из кризиса мы не оказались без нефти и без газа. Это важно самим недропользователям - "Газпрому", "Лукойлу", "Новатэку". Это уже дело их бизнеса, дело прогнозирования, аналитиков и менеджеров этих компаний не провалиться потом по добычам. Но и стране важно, чтобы с добычей нефти, газа все было в порядке.

Конкуренция за энергоресурсы на выходе из кризиса будет серьезная. И наша задача - быть к этому готовыми.

- В Ростехнадзоре считают, что основные причины аварий газопроводов - это их изношенность. Как вы оцениваете износ инфраструктуры "Газпрома"? И что делается для поддержания действующих газопроводов в рабочем состоянии?

- Проблема износа трубопроводной системы страны, а у нас, вы знаете, где-то 220 тысяч километров магистральных трубопроводов, из них газопроводы - это 150-155, около 50 нефтепроводов и около 20 нефтепродуктопроводов, существует. Многим трубопроводам уже больше 30 лет, есть 40-летние трубы, они ветшают. Вместе с тем, "Газпром" порядка 2,5 млрд долларов ежегодно тратит на поддержание и повышение работоспособности и безаварийности трубопроводных систем. То есть каждый год идет дефектация, когда вырезаются дефектные участки или ресурс по которым остался небольшой. Кроме того, методом математического прогнозирования делается переизоляция трубопроводов. Тысячи километров в год переизолируются, электрохимзащита улучшается. Эти работы ведутся постоянно.

А Техрегламент "О безопасности магистрального трубопроводного транспорта внутри промысловых и местных распределительных трубопроводов", к сожалению, так и не внесен правительством в Госдуму. Последний срок после всех переносов был март этого года - он опять не внесен. К сожалению, с разработкой техрегламентов ситуация в целом не простая. Это касается всех видов технических регламентов. Все запланированные сроки не выполняются. Вероятно, работа оказалась неподъемно тяжелая. А, может быть, еще и правительство не с полной ответственностью к ней относится. Мы ждем внесения такого технического регламента, который упорядочил бы вопросы проектирования, строительства, безопасной эксплуатации, вывода из эксплуатации трубопроводных систем. Надеемся, все же мы его примем до конца года.

- Как обстоят дела с Техническим регламентом "О требованиях к безопасности домового газового оборудования" одним из авторов которого Вы являетесь?

- Та же история. Пока правительство не предоставило в Госдуму положительного отзыва. Создана рабочая группа под своим председательством. В нее вошли представители правового управления администрации президента, ряда министерств и ведомств, профильных комитетов Госдумы. Мы приняли решение по доработке законопроекта с учетом замечаний и предложений министерств и ведомств. Эти предложения можно было бы учесть в ходе подготовки ко второму чтению, но правительство не совсем обоснованно, на мой взгляд, настаивает на внесении изменений к первому чтению. Я пошел навстречу, чтобы не создавать патовую ситуацию. Я думаю, что в течение месяца мы его доработаем.

- Как будет контролироваться выполнение технического регламента? В последнее время все чаще газ взрывается в домах. Причем, зачастую не жители виноваты.

-К сожалению, газ в принципе взрывоопасен. Он и в советские времена взрывался. Но надо сказать, меньше. Дело в том, что мы в ходе реформирования ослабили участие государства в надзоре за проектированием, строительством, эксплуатацией, техническим обслуживанием внутридомового газового оборудования. Приняв Жилищный кодекс и Градостроительный кодекс, мы где-то слишком либерализовали эту сферу, вывели из-под юрисдикции Гостехназора, и отдали это областным инспекциям, которые не во всех субъектах качественно работают. Мы разрешили им эксплуатацию и обслуживание. Тендеры на это зачастую выигрывают те, кто меньше денег запросит. А это не всегда подготовленные организации.

Теперь мы в техническом регламенте усиливаем роль государства по сравнению с тем, что было в последние годы. Но это не полный возврат к советским временам. Изменения делаются с учетом сегодняшних реалий. И должно привести к повышению безопасности ВДГО.

- В случае необходимости переоборудования домового оборудования за счет каких средств это будет осуществляться? Не ляжет ли это опять на плечи простых граждан?

- В конечном счете за все платит потребитель. Все закладывается в цену, и повышение качества обслуживания не исключение. Но это будет мизерный рост - доли процента. И мы добьемся самого главного - люди живы, а дома не будут разрушаться.

Впрочем, скажем, 15 лет назад в стоимость газа для населения уже были включены техническое обслуживание и ремонт, но граждане об этом даже не знали. Они знали, куда надо позвонить, чтобы пришел мастер. Потом мы исключили ремонт из платы за газ, но люди за это все равно платили за него, только сумма эта не была заложена в стоимость газа, а шла как бы за вызов ремонтной организации. Сейчас мы упорядочим всю эту систему. Однако здесь надо следить, чтобы не было злоупотреблений. И если кто-то сейчас начнет повышать стоимость и говорить: "мы же ремонт и обслуживание на себя взяли", знайте: нет на это у них оснований!

14 апреля 2009
Елена Фомина
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2008.

Док. 558357
Перв. публик.: 14.04.09
Последн. ред.: 04.05.09
Число обращений: 0

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``