В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Охота на кита Назад
Охота на кита
В начале 2001 г. г-да Неофитиди и Сивков продали свой нефтяной бизнес, а вырученные деньги вложили в приобретение десятка предприятий. В дальнейшем они разделили активы на три дивизиона: пищевой, строительный, торогово-коммерческий. В "пищевку" входят хладокомбинат "Норд", совхоз "Бородулинский", несколько крупных хлебопекарных предприятий и компания "Молочный кит" (Полевской и Камышловский молзаводы).

По словам Дмитрия Устинова, акционеры сделали разумные вложения: рентабельность молочного бизнеса составляет порядка 15%, хлебного - 40%.

До сих пор Устинов сталкивается с тем, что бренд "Молочный кит" прямых ассоциаций с производством молока не вызывает. Компании пришлось выдумать легенду, чтобы оправдать оригинальную торговую марку: Корова не всеми воспринимается позитивно, а кит - всегда только положительный эмоции. К тому же это млекопитающее, а не рыба, как некоторые полагают. Так мы и стали китами.

За два года работы в "Молочном ките" Устинов сделал головокружительную карьеру: с руководителя службы продаж до соучредителя и генерального директора холдинга. Изначально же Сивков и Неофитиди пригласили Дмитрия на конкретную задачу - расширить молочную группу за счет Верхнесалдинского завода. Его предложил "поднять" министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чемезов. Не хватало только человека, который этим займется. Компаньоны выбрали Устинова: Предприятие стояло, рабочие находились в долгосрочном отпуске. Тяжело было всех собрать и уже тем более заинтересовать сельхозпредприятия вести сырое молоко на переработку именно к нам. Этого удалось добиться лишь предоплатой, что до сих пор не делает ни один из переработчиков. В течение месяца мы запустили завод, еще через два - вышли на объем реализации восемь тонн готовой продукции в сутки. Но этого было недостаточно, так как точка безубыточности - 12 тонн. Добиться этих показатели не удавалось, поскольку рынок сбыта был очень локальный - Верхняя, Нижняя Салда и несколько районов Нижнего Тагила. В итоге акционеры решили не включать данный завод в холдинг "Молочный кит". Он достался другому собственнику, который попытался что-то выжать из предприятия, но через год закрыл завод. Собственно этот год предприятие существовало по инерции, которую дали ему мы.

В 2003 г. из компании решил уйти генеральный директор "Молочного кита" Игорь Пехотин. Он же был одним из собственников и основателем компании. Чтобы строить новый бизнес, ему требовались деньги и он готов был продавал свой пакет. Неофитиди и Сивков предложили купить акции Устинову. Конечно, от такой возможности молодой предприниматель не отказался. Правда, для этого ему пришлось продать "Продукты Урала". По его словам, со своим детищем расстался без боли в сердце: Я оставил ее в надежных руках - Максиму Коптяеву, который занимался до этого оперативным управлением, а потом стал собственником.

Перед новым гендиректором Неофитиди и Сивков поставили амбициозные задачи - к 2005 г. компания должна стать лидером в области приемки, переработки и продажи молочной продукции. Сейчас холдинг работает над этим, а в качестве первых шагов решено пересмотреть линейку продукции, заняться маркетингом, и сделать качество стабильным.

* Большую конкуренцию сегодня составляют государственные заводы?
* Они лидеры на рынке по объемам производства. Первое место - Ирбитский молзавод, который производит 90 тонн молочной продукции в день, второе - Верхнепышминский (45 тонн), третье мы делим вмести с Екатеринбургским гормолзаводом и Кушвинским (по 40 тонн). Мы готовы быть и вторым или третьими. Самое главное - делать тот продукт, который всегда будет востребован.
* После неудачной попытки включить Верхнесалдинский молзавод в молочный холдинг, у акционеров осталось желание расширять бизнес?
* Мы всегда в поиске. Сейчас компания ведет переговоры по объединению с некоторыми предприятиями, но пока, к сожалению, какую-то более конкретную информацию разглашать не могу. Точно знаю одно, стратегия к расширению молочного холдинга есть.
* На альянс с другими производителями толкает экспансия федеральных компаний?
* Да, это серьезные конкуренты. Прежде всего, речь идет о компании "Винн-Билль-Данн". В прошлом году они говорили, что хотят построить здесь завод, но так и не возвели его. Вариант строительства мы исключать не можем, поэтому учли его в своем стратегическом плане развития. Чтобы защитить свои интересы от федералов, мы хотим создать некоммерческое партнерство с производителями сырого молока.
* Интересный метод защиты. Главное, отличный от методов госзаводов, которые просят протекции у властей...
* В тот-то все и дело, что барьеры выстраивать можно, но они не вечны: рынок у нас свободный, конкуренция существует. Поэтому если есть компания, которая желает построить здесь и инвестировать большие деньги, почему бы и нет. В любом случае, я за то, чтобы вести свой бизнес честно, а не создавать искусственные барьеры за которые нужно дать взятку тому или иному чиновнику.

Долго сидеть в кресле генерального директора Устинов не намерен. Он придерживается западных стандартов, когда функции собственника и управляющего разведены: Есть желание набрать команду наемных топ-менеджеров. Сейчас же у нас генеральный директор - собственник, финансовый директор Алексей Харлов - собственник, коммерческий директор Екатерина Дункова - собственник. Кстати Алексей и Екатерина вместе с Игорем Пехотиным и организовали "Молочный кит" благодаря приватизации Полевского молочного комбината. Уже потом им потребовались инвестции и ряды акционеров пополнили Александр Сивков и Иван Неофитиди.

Все вместе мы сосредоточимся на решении стратегических задач, наемный директор со своей командой займется оперативным управлением.

Сейчас Дмитрий занимается поиском кандидатуры на пост гендиректора. Уже есть три кандидатуры. Обязательные требований, которые он выдвигает к соискателям, -опыт, незашеренные мозги и обязательно диплом MBA: Считаю, что только эта программа позволяет человеку получить все необходимые теоретические знания для управления бизнесом. Я сам учусь по этой программе. За мной пошел Неофитиди. И с сентября все топ-менеджеры холдинга учатся на MBA.

Устинов уверен, что оставив "Кита", скучать ему не придется. По его словам, в группе еще очень много проектов, которые нужно реализовать. На амбразуру кинут молодого, результативного и креативного.


dkvartal.ru

13.10.2003

Док. 558223
Перв. публик.: 13.10.03
Последн. ред.: 30.04.09
Число обращений: 0

  • Пехотин Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``