В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Особое мнение` О. Неретина и Э. Шульжевского Назад
`Особое мнение` О. Неретина и Э. Шульжевского
Гости в студии - директор департамента образования Министерства культуры РФ Олег Петрович Неретин и актёр, певец Эдуард Шульжевский.

Тема разговора: как защитить талантливых детей от последствий реформы образования.

- После ознакомления с концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в РФ от души можно было закричать "браво". "Браво" потому, что, наконец, среди российских чиновников нашлись люди, которые вступились за детей, представляющих из себя не некий усреднённый контингент, а штучный продукт, который нельзя мерить единым шаблоном. Остаётся надеяться, что авторы данной концепции, которая писалась в течение последних нескольких лет, не останутся одинокими в своём порыве.

В августе 2008 года, по словам О. Неретина, Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ до 2015 года была утверждена правительством. В ней очень детально показывается, как должно развиваться образование в сфере культуры и искусства, чем оно отличается от общего образования и в гуманитарной сфере, и в естественных науках. Соответственно, также был принят план по реализации данной концепции, который во многом построен на том, что стране необходимо немного подправить действующее законодательство для того, чтобы реализовать все те тезисы, которые заложены в документе.

Реализация концепции во многом будет зависеть от настойчивости Министерства культуры, поскольку существует определённое недопонимание со стороны других ведомств, в том числе вполне объективного характера, ибо считается, что для реализации подобных целей в России существует Министерство образования, которое, безусловно, является главным органом исполнительной власти по выработке государственной политики в области образования.

Конечно, здоровый консерватизм должен существовать, но Министерство культуры хочет всем им доказать и добиться таких поправок в законодательство, чтобы образование в сфере культуры и искусства осталось всё-таки на том же уровне, на котором оно было последние несколько сотен лет. А традиции образования в области культуры и искусства складывались в России очень долго. Известно, что ещё при Иване Грозном существовали хоровые училища мальчиков, куда набирали детей для церковных хоров. То есть, традициям отечественного образования в сфере искусства практически уже 500 лет!

- Сегодня все творческие вузы, которые готовят актёров, певцов, художников, музыкантов и режиссёров, подчинены Министерству образования?

По словам О. Неретина, не совсем так, потому что есть ряд вузов, которые реализуют образование в сфере искусства (например, Академия художеств, которая не починяется и не находится в введении Министерства культуры), находясь в ведении Министерства образования. Но подобное сложилось исторически. Кроме Академии художеств и её вузов (Строгановки и т.д.), остальные 45 вузов, которые реализуют образование в сфере культуры и искусства, находятся в ведении Министерства культуры. К ним относятся театральные институты, консерватория, вузы в сфере искусства и в сфере культуры искусства, а также другие художественные вузы.

- Существует мнение, что данные вузы должны быть переподчинены Министерству образования...

Как признался гость, в принципе Министерство образования декларирует тезис, что было бы лучше, если бы все вузы подчинялись ему. Однако пока дело до каких-то жёстких условий не доходит. Тем не менее, мысли об этом бродят, хотя и не очень настойчиво.

Министерство культуры в настоящее время отстаивает свою позицию не потому, что у него забирают вузы, никто их на самом деле не забирает, а добивается того, чтобы условия для приёма студентов в эти вузы немного отличались от системы образования, которая существует в других сферах.

Если взять гуманитарную сферу или область естественных наук, то главный принцип образования в них построен на принципе от общего к частному. Студенту сначала начитывают теоретический курс лекций, затем он сдаёт много-много теоретических знаний, которые были накоплены обществом до сегодняшнего дня, а потом ему предоставляется возможность реализовать полученные теоретические знания в какой-то прикладной сфере. Три года будущие инженеры изучают всё, что связано с физикой, математикой, механикой, а потом из них могут получиться, например, инженеры-программисты.

Что касается сферы искусства, то тут всё происходит наоборот. Всё образование построено на том, что дала человеку природа, то есть на его таланте и одарённости. И процесс образования связан с тем, как имеющийся талант развить. Если взять музыканта, то с 5-6 лет ребёнка учат играть на инструменте. В этот момент он не имеет никаких теоретических знаний в данной области, его просто учат играть на инструменте. Таким образом, образование в сфере музыкально-исполнительского искусства до высшего уровня длится 17 лет (школа - 6 лет, музыкальное училище - 4 года, консерватория - 5 лет, два года - аспирантура). И только после этого считается, что музыкант достиг своего высшего мастерства. Хотя зачастую и после этого музыкант всю жизнь продолжает учиться. Только к моменту завершения 17-летнего периода обучающийся музыке, можно сказать, узнаёт все теоретические основы выбранной профессии. То есть, преобладает как бы обратный подход.

- Раз вузы никто не отнимает у Министерства культуры, что тогда угрожает традициям?

По мнению О. Неретина, традициям угрожают общие требования к приёму студентов, к их образовательному уровню. Если этого не исправить, то в стране могут возникнуть большие проблемы с уровнем отечественного образования в искусстве. Если оставить в качестве вступительных испытательных экзаменов в минкультовские вузы только ЕГЭ, то это позволит поступать в эти вузы всем абитуриентам, которые просто хотят учиться, но ни имеют к этому таланта. Традиционно во всех российских творческих вузах были так называемые "творческие испытания" в виде первого, второго и третьего туров, на которых производился своего рода профессиональный отбор.

Если это хореографическая или вокальная школы, музыкальная консерватория, то всем понятно, что кроме ЕГЭ хорошо бы, чтобы поступающий умел уже что-то, имел какие-то навыки и талант. Поэтому прежде во всех российских творческих вузах были творческие испытания.

Сейчас творческие испытания по закону всего лишь дополнительные испытания, которые вуз может вводить самостоятельно, а может и не вводить. Однако ЕГЭ обязательно.

Возвращаясь к главному принципу отечественного образования в сфере искусства, всегда в России было важным выбрать талантливого человека, а потом его развивать. Нет спора о том, что общеобразовательные предметы человек должен знать, однако в вузах Министерства культуры должен всё-таки быть обязательный творческий экзамен. То есть, у будущего балетного танцора должен быть обязательно талант к танцам.

Актёр и певец Эдуард Шульжевскийo Актёр и певец Эдуард Шульжевский высказал своё мнение по поводу математики для абитуриентов творческих вызов. Он считает, что её знание никому не помешает, однако, вспоминая себя, признался, что для того, чтобы закончить 11-й класс, ему пришлось дополнительно заниматься с репетитором по данному предмету, потому что у него никогда не было способностей к математике. Э. Шульжевскому удалось написать экзамен по математике на "отлично", однако с тех пор он о математике вспоминает только тогда, когда нужно сложить, вычесть, умножить и разделить что-то в обыденной жизни.

Что касается истории театра и истории различных литератур, то это именно то, чего ему в школе не хватало. Эти знания дают именно творческие вузы. И абитуриенты, которые поступают в творческие вузы, должны быть сильны как раз в этом. Потому что на литературе строится любое искусство, любое творчество. Литература - это основа. А ей в школах внимания уделяется гораздо меньше, чем той же математике.

27.11.2008
www.radiorus.ru

Док. 558194
Перв. публик.: 27.11.08
Последн. ред.: 30.04.09
Число обращений: 0

  • Неретин Олег Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``