В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Горячая линия` и социальная реклама как способы борьбы с коррупцией Назад
`Горячая линия` и социальная реклама как способы борьбы с коррупцией
27 апреля в северной столице состоялся монтаж первых крупноформатных плакатов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией, сообщает "Росбалт". В рамках рекламной кампании один из вариантов плаката призывает горожан информировать о фактах коррупции по специальному телефону "горячей линии". Комитет Санкт-Петербурга по вопросам законности, правопорядка и безопасности пообещал рассмотреть каждый звонок, полученный по "горячей линии". Другой вариант плаката будет информировать горожан о том, что коррупция - уголовно наказуемое деяние и карается сроком до 8 лет лишения свободы. Предполагается, что плакат такого содержания заставит задуматься жителей города о случаях мелкого бытового взяточничества и мздоимства, ситуациях, в которых оказывается большая часть российских граждан.

Примечательно в этой связи опубликованное 27 апреля исследование ВЦИОМа, результаты которого сообщают о том, что наши сограждане чаще всего не готовы к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции (29%). Большинство россиян склоняются к мнению о том, что коррупция в принципе непобедима (58%). А причиной коррупции считают жадность, аморальность чиновников, а не несовершенство законодательства и низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения.

Вопросы для комментирования:
Как Вы прокомментируете рекламную кампанию, направленную на борьбу со взяточничеством и коррупцией, проводимую в Санкт-Петербурге? Какова эффективность социальной рекламы в борьбе с данным явлением?
Считаете ли Вы целесообразным рассмотрение заявлений о коррупции, поступивших по "горячей линии" (учитывая невозможность точной идентификации звонящего)? Не приведет ли это к частым случаям заведомо ложных доносов и вынужденности Комитета терять время на их рассмотрение?
Какова, на Ваш взгляд, основная цель создания "горячей линии" - превенция (устрашение возможностью сообщения по горячей линии) или все же раскрытие уже совершенных преступлений? Много ли будет звонков с сообщениями об имевших место фактах коррупции? Реально ли, на Ваш взгляд, выявить коррупционные проявления при помощи "горячей линии"? К каким последствиям может привести такая практика?
    Рекламная компания в Санкт-Петербурге вызывает противоречивые чувства. Думается, что у нее есть плюсы, связанные с напоминанием гражданам о недопустимости давать взятки и устрашением взяточников, но больше, конечно, минусов. Рассмотрим варианты, когда гражданин не скрывает свои данные (это, кстати, вполне возможно). Допустим, законопослушный гражданин позвонил на "горячую линию" и сообщил, что у него просят взятку. Что дальше? Гражданина (через указанный Комитет! Он-то здесь зачем?) пригласят в правоохранительные органы, где предложат написать заявление, в котором он собственноручно укажет, что предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. После этого ему придется участвовать в оперативно-следственных мероприятиях и передавать взяткополучателю взятку. Потом гражданин будет участвовать в следственных мероприятиях, а позже выступать в качестве потерпевшего в суде. Это, конечно, гражданский долг человека, но, насколько нам известно, почти каждый из них, в конце концов, начинает считать, что "зря связался".
Теперь представим, что на "горячую линию" позвонил гражданин, представился и сказал, что он уже дал конкретному чиновнику взятку. Необходимо возбудить уголовное дело и доказать, что взятка реально была передана. Понятно, что чиновник, в подавляющем большинстве случаев, категорически не признает факт получения взятки, поэтому изобличить взяткополучателя бывает очень трудно. Не забудем, что взяткодателя (гражданина) надо освободить от уголовной ответственности, поскольку он добровольно сообщил о даче взятки. Таким образом, процедура для нашего героя, как и в первом варианте, тоже хлопотная. Это мы к вопросу о возможном количестве звонков об имевших место фактах дачи взяток.
Теперь предположим, что на "горячую линию" позвонит аноним. (Оставляем без внимания мотивы позвонившего.) Итак, анонимный гражданин звонит на "горячую линию", говорит, что некий чиновник требует или получил уже взятку, и кладет трубку. Дальше что? В советские времена "горячих линий" не было, но по анонимному заявлению уголовное дело возбуждалось с формулировкой "по заявлению без подписи". Сейчас в части 7 статьи 141 УПК РФ конкретно указано, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Логично, что тем более таким поводом не может служить анонимный звонок. Кажется, все ясно!? Нет!? Тогда на основе уголовно-процессуального законодательства предлагаем прогноз дальнейшего развития событий, чтобы доказать бесперспективность ситуации. Формально, если нет заявления гражданина (взяткодателя) о преступлении или явки с повинной взяткополучателя (похоже, вот этого и не будет никогда!), статья 140 УПК РФ предусматривает в качестве повода для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Далее, статья 143 УПК РФ предусматривает, что такое сообщение принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. (Сотрудник Комитета что ли будет составлять рапорт? Или, в свою очередь, передаст сообщение в правоохранительные органы? Это же профанация борьбы с коррупцией! Но мы идем дальше!) После получения сообщения оно должно быть проверено дознавателем, следователем, и в 3-х дневный срок (может быть продлен до 10 суток) принято решение. Так вот, для возбуждения уголовного дела нужны основания, коими все та же статья 140 УПК РФ признает наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Заявителя у нас нет, возможный взяткополучатель, "приглашенный" для беседы, придет с адвокатом и откажется о чем-либо говорить, сославшись на статью 51 Конституции Российской Федерации. Борьба с коррупцией закончилась!!! Можно снимать плакаты!?

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии.РУ
Агентство комментариев
29.04.2009

Док. 558079
Перв. публик.: 29.04.09
Последн. ред.: 05.05.09
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``