В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Богатырева: Законодательство в сфере массовых коммуникаций: к вопросу о поддержании культурных и нравственных ценностей в российском обществе Назад
Татьяна Богатырева: Законодательство в сфере массовых коммуникаций: к вопросу о поддержании культурных и нравственных ценностей в российском обществе
Среди тех проблем, с которыми сталкиваются современные государства - невозможность удерживать ситуацию с контролем идей и образов, функционирующих в средствах массовой информации, и развития тех содержательных компонентов СМИ, которые нацелены на общественное благосостояние. "Одна нация за другой испытали невозможность удерживать монополию на образы. Как государство может порождать, поощрять сказания, нацеленные на благосостояние общества и не отходить от демократических ценностей? Если государство не способно это делать, стоит вопрос о выживаемости этого государства. Повсюду идет поиск подходящего выражения сути общественной дискуссии о воздействии, общественных ограничениях и эффектах новой технологии"1. При этом в каждой стране этот вопрос решается по-своему, и решения такого рода зависят как от особенностей исторических традиций связей государства и СМИ, так и от изменения форм государственной активности в культурно-информационной сфере, влияния противников распространения насилия и непристойности и пр.Проблему защиты общественной нравственности в условиях ощутимой угрозы, исходящей от публикаций и передач СМИ, необходимо рассматривать в аспекте свободы распространения массовой информации. Главной задачей властей в этой области является защита общественной нравственности с помощью законодательства, направленного против порнографии, культа жестокости и насилия. При этом очевидно, что только путем принятия законов в области СМИ невозможно отладить в целом процессы в общественной сфере.Свобода печати считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Без нее невозможно обеспечить политический плюрализм и культурное многообразие, которые являются важнейшими принципами устройства демократического государства. Хотя свобода часто понимается не в смысле познанной необходимости, а как полное отсутствие ограничений, очевидно, что ничем не ограниченная свобода одних означает безграничное ущемление свободы других. Поэтому в демократических обществах свобода массовой информации всегда имеет как юридические, так и моральные ограничения.Принципы обеспечения права на свободное распространение массовой информации сформулированы во всех странах. Основы права на свободу убеждений и на их свободное выражение, свободу искать, получать и распространять информацию заложила Всеобщая декларация прав человека. Право на свободное распространение массовой информации подтверждается и в других международных правовых актах2.Общепризнанные принципы и нормы международного права при этом допускают ограничения законом свободы получать и распространять идеи и информацию. Европейская конвенция (ст.10) о защите прав человека и основных свобод предусматривает такие основания ограничений свободы слова и печати: в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности; для предотвращения беспорядков или преступлений; для охраны здоровья или нравственности населения; для защиты репутации и прав других лиц; для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально; для поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов. В законодательстве не могут быть установлены иные основания ограничения свободы печати.Различные виды злоупотреблений непосредственно связаны в правовой доктрине, законодательстве и практике деятельности СМИ с запретом цензуры и его гарантиями. Наиболее важным в жизненно-практическом смысле является то, как реально, через какие организационно-правовые механизмы происходит реализация этих общих принципов3. Принцип запрета цензуры, на котором базируется система правовых гарантий независимости СМИ, относится к безусловным принципам. "Игнорирование правовых гарантий запрета цензуры или нивелирование этого принципа в практической деятельности СМИ и их взаимоотношениях с властями противоречит задачам концепции эффективной демократии, как и идее демократии вообще. Слабость или зависимое положение СМИ как института гражданского общества является серьезным провалом в выстраивании демократической инфраструктуры. Исторический опыт показывает, что разнузданность и безответственность свободных СМИ ---- явление лишь временное, исчезающее с ростом профессионализма журналистов и редакторов, а зависимость и подконтрольность государству "ответственных" СМИ - явление постоянное, сопутствующее авторитарному государству вплоть до очередной революции. В случае, если запрет цензуры в законодательстве о СМИ действительно не обеспечен, все остальные правовые гарантии деятельности СМИ бессмысленны"4.В российском обществе об особом внимании к проблеме поддержания культурных и нравственных ценностей в СМИ как со стороны общественных структур, так и со стороны государства, об открытости обсуждения проблемы свидетельствуют выступления ведущих политических и общественных деятелей, творческой элиты. Так, еще в 2002 г. на заседании Совета по культуре Президент России В.В.Путин подчеркнул, что необходимо создать культурные образцы, которые смогут вытеснить из средств массовой информации негативные персонажи и убогие сюжеты, создать созвучные времени системы культурных ценностей, а на ее основе - новую педагогику, способную использовать все ресурсы, "как уже привычные - телевидение, средства массовой информации, так и нетрадиционные - такие, как интернет"5.Об актуальности проблематики свидетельствуют попытки принятия ряда законов. В проекте закона "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера" была реализована давно витавшая в воздухе идея создания советов по нравственности, юридическое определение порнографии, но на этот закон, одобренный депутатами еще в 1999 году, президент наложил вето. В 2000 году в Госдуму был внесен проект закона "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного и радиовещания в Российской Федерации". Госдума одобрила закон, но он не нашел поддержки у Правительства и не был принят на основании несоответствия текста закона Конституции РФ и действующему законодательству. Осенью 2004 г. года Дума одобрила в первом чтении поправки в закон "О СМИ", запрещающей показ в эфире сцен насилия и жестокости, но в результате возражений медиасообщества работа над документом была приостановлена. В частности потому, что юридически не определено, какие сцены следует относить к "сценам насилия и жестокости", что может привести к введению цензуры в телеэфире и стать началом законодательного введения цензуры в России по показу событий, происходящих в стране и мире. Изменение закона о СМИ может стать "полем для политических игр"6.В октябре 2005 г. законодательному регулированию распространения культурных ценностей и формированию нравственных идеалов в средствах массовой информации были посвящены специальные слушания в Госдуме, в процессе которых были высказаны предложения по определению перечня приоритетных проектов законов, направленных на обеспечение распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в СМИ. Правительству было рекомендовано выработать единую государственную политику в области СМИ, направленную на обеспечение приоритетов в развитии России, объективность и полноту информации, распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов, а также защиту от информации, оказывающей негативное воздействие. В ноябре 2007 г. на правительство должен был быть вынесен подготовленный Министерством культуры Минкультуры с участием депутатов Госдумы, представителей МВД, Генпрокуратуры и Минюста проект закона "Об ограничении оборота материалов эротического и порнографического характера". Одна из важнейших задач закона - ограждение детей от влияния продукции, связанной с эротикой и порнографией. При работе над проектом был учтен международный опыт и опыт отдельных зарубежных стран. Суть законопроекта - определение правовых основ государственного регулирования оборота продукции эротического и порнографического характера путем выработки методов ограничения и запрета, а также уголовной и административной ответственности за нарушение установленных норм. Законопроектом должны были быть введены понятия порнографии, эротики, продукции соответствующего характера и её оборота; правила изготовления и распространения такой продукции; запрет на рекламирование любой порнографической продукции и установление ограничений на рекламирование эротической продукции. Были предусмотрены изменения в закон "О средствах массовой информации", предполагающие корректировку действующего порядка распространения эротических средств массовой информации, а также в уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение положений будущего закона. Однако четкие перспективы принятия данного закона не просматривались.В январе 2009 года в Государственную Думу внесены шесть законопроектов, подготовленных в рамках Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности7. Важной составляющей пакета документов является принятие отдельного федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В марте на очередном пленарном заседание Государственной Думы ФС РФ рассмотрен законопроект "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (об ограничении доступа ребенка к печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой детям). Госдума одобрила в первом чтении законопроект, посчитав, что он внесет значительный вклад в защиту ребенка от негативных воздействий печатной и иной продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение и наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Документом предлагается повысить возраст детей, в отношении которых могут быть установлены ограничения законами субъектов РФ в части доступа к указанной информационной продукции, с 16 до 18 лет.О попытках преодолеть жестокость и насилие на телевидении свидетельствуют и другие факты, в том числе создание хартии телевещателей "Против насилия и жестокости". Хартия была разработана представителями СМИ совместно с депутатами Госдумы и подписана в июне 2005 года. В ней говорится, что действуя строго в рамках законодательства РФ, средства массовой информации должны принимать меры к недопущению нанесения ущерба общественной нравственности, распространения информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера или пропагандирующих культ насилия и жестокости.В июне 2006 г. был создан общественный совет по поддержке социально значимых проектов и общественной нравственности в СМИ при Министерстве культуры и Экспертный совет по массовым коммуникациям, основная цель которых - совершенствование нравственности, сохранение культурных ценностей, а также формирование условий для защиты прав потребителей телерадиовещания, включая Интернет. Главная задача советов - стимулировать связанные с "социальным позитивом" начинания через систему грантов и поддержки социально значимых проектов для сохранения культурных ценностей, содействия созданию патриотических, воспитательных, общеобразовательных программ, направленных на укрепление общественной нравственности, содействие доступу граждан к национальным и мировым духовным и культурным ценностям.Возникает закономерный вопрос о том, насколько адекватно действующее сегодня в стране законодательство идеям распространения духовных и культурных ценностей для всестороннего развития общества, плюрализма и демократичности информации. В Российском законодательстве предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Статья 4 закона о СМИ к числу злоупотреблений свободой массовой информации относит использование СМИ для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Некоторые ограничения и гарантии поддержания нравственных ценностей содержатся в статье 37, где содержится специальная норма закона, посвященная СМИ эротического характера.В качестве определенных регуляторов медиасферы можно рассматривать также взимание регистрационных сборов с эротических изданий по повышенной ставке8.В российском уголовном законодательстве отсутствует ответственность за пропаганду культа насилия и жестокости, отсутствует и официальное толкование этих понятий. Что касается порнографии, уголовно наказуемыми являются: незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера9. В то же время действующее законодательство не содержит официального толкования термина "порнография" и не дает четкого ответа на вопрос о том, чем порнография отличается от эротики. В системе федерального законодательства о нравственности в СМИ важны нормы Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в 14 статье которого содержится положение о полномочиях региональных властей в части принятия мер по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.Отметим, что существуют определенные сложности в контексте соотношения регионального и федерального законодательства о СМИ по вопросам нравственности. Права и свободы человека и гражданина в России могут быть ограничены только федеральным законом, но вопросы поддержания нравственных ценностей безусловно должны рассматриваться и регулироваться с учетом местных социокультурных особенностей, что в принципе могло бы взять на себя именно региональное законодательство. Региональные власти сегодня реализуют свои полномочия в данной сфере, принимая меры, связанные с образованием собственных советов по нравственности, предоставлением грантов для производства информационных, публицистических и просветительских материалов и программ по проблемам морали а также реализацией целевых программ для молодежи10.За рубежом существует значительный опыт по урегулированию проблем нравственности. При этом здесь существуют весьма разнообразные подходы и структуры со специфическими функциями. Так, в США благодаря Первой поправке к Конституции связь между государством и вещателями считается самой слабой и вещатели наиболее защищены законодательно от излишнего вмешательства в их освещение жизни общества. Тем не менее противники насилия и непристойности все же добились принятия правовых норм, ограничивающих непристойность и программы, способные оказать вредное влияние на детей11.Современное судопроизводство США основывается на утвержденном в 1973 году верховным судом страны определении понятия "непристойность". Непристойным может считаться материал, если он способствуют нездоровому сексуальному влечению, носит откровенно оскорбительный характер или не соответствуют принятым в данном обществе стандартам изображения сексуальной деятельности, не представляет серьезной художественной, научной ценности.В Британии значительный вклад в регулирование медийной сферы вносит такая организация как BBFC12. Она занимается классификацией фильмов вместе с приведением их в соответствие с принятыми правилами. Критерием является возраст, именно с учетом возраста потребителей соответствующей продукции из фильма удаляются сцены, которые не соответствуют той или иной категории. У BBFC отсутствует определенный правовой статус, но данное управление играет совещательную роль в кинопрокате и в отношении региональных советов по кино, которые могут отказать фильму в местном сертификате, если он даже промаркирован BBFC. В 80-е годы BBFC стала заниматься и видеопродукцией в соответствии с принятым в Британии Законом о видеозаписях. При этом, поскольку видео смотрят по преимуществу дома, дети должны быть максимально защищены от вредной продукции. Поэтому требования BBFC стали еще более жесткими, что однако не помешало тому, чтобы рынок видеопродукции "жесткого содержания" расширился, продукция стала еще более откровенной, а взрослая аудитория - еще более толерантной к ней13.Страны СНГ и Балтии также пытаются контролировать распространение материалов сексуального характера. "В ряде стран распространение порнографических материалов запрещено уголовным законодательством, и почти во всех странах оно включено в число "злоупотреблений" свободой прессы, находящихся за рамками конституционной защиты и являющихся основанием для вынесения предупреждения или приостановления регистрации печатного издания"14. При этом те подходы, которые реализуются в различных странах, могут быть ближе к полюсу регулирования или же к полюсу саморегулирования СМИ. Так, в Беларуси существуют принятые Министерством культуры в 1997 году, подробные определения "эротического искусства" и "порнографии", которые должны служить ориентиром для правительственных учреждений и организаций культуры и информации при установлении в каждом отдельном случае, является ли конкретная продукция или публикация незаконной. В Литве задача определения того, что является порнографией, эротикой или насилием возложена на Комиссию по этике журналистов и издателей, созданную в соответствии с Законом "Об общественной информации" и состоящую из представителей СМИ15.Таким образом, в разных странах власти используют различные подходы к регулированию медапродукции, существует и собственная практика судебных разбирательств. Особо строгие требования предъявляются в случае производства и распространение порнографии с участием несовершеннолетних, чьи права защищаются специальной конвенцией ООН.Отдельного рассмотрения с точки зрения правового регулирования заслуживает Интернет. Это гигантская информационная супермагистраль, в которой связаны друг с другом кабельной и спутниковой связью миллионы субъектов, - индивидов и коммерческих организаций, которые самостоятельно принимают решения в отношении места размещения своих веб-сайтов, не придерживаясь принципа административных границ, что остро ставит вопрос о возможностях правового регулирования сети, необходимости разработки правовых норм Интернета на международном уровне, учета культурных различии в понимании нравственности.Устройство и принципы функционирования не позволяют отнести Интернет к СМИ, поэтому при постановке и исследовании вопроса о правовом регулировании сети существует много нерешенных проблем. Наряду с общетеоретическими проблемами юрисдикции сети, правосубъектности лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию, определения времени и места действия в сети Интернет есть сложные специальные, - уникальные и не имеющие аналогов в реальном мире специальные юридические проблемы16. Среди тех, которые непосредственно затрагивают важнейшие права и законные интересы личности, общества и государства, - определение ответственности провайдеров и владельцев сайтов за содержание находящихся на их серверах информации клиентов и пользователей, для чего в разных странах принимаются специальные нормативно-правовые акты, а правоприменительная практика имеет ярко выраженную национальную специфику, что вступает в противоречие с всемирным характером сети Интернет17. В отличие от американского подхода германским "Мультимедийным законом" на провайдеров возлагаются ответственность за содержание и блокирование "незаконной" информации18.В Китае проводится строгий контроль за содержанием новостных лент, разнообразных форумов и специализированных ресурсов во избежание угрозы национальной безопасности и охраны общественного порядка. Европа старается вести глобальную политику в отношении Интернет законодательства. "По новому, так называемому Интернет Законодательству ЕС, покупатели-европейцы имеют право подавать иски в суд на европейские сайты в стране гражданства, а правила являются всеобщими и международно-признанными. США полностью поддержали Договор Совета Европы о киберпреступлении, цель которого - гармонизировать законодательство в сфере хакерства, Интернет мошенничества и детской порнографии19.Острыми проблемами российского сегмента Интернета является распространение оскорбительной и непристойной информации, борьба с нарушением общественной нравственности. Существует ряд законов, которые регулируют российский сегмент интернет-пространства20, но законодательство явно не успевает за развитием этой области.В России процессы глобализации создают сложную социокультурную ситуацию, в которой государство должно высказать внятную и нацеленную на перспективу позицию в отношении СМИ и Интернет и учесть как позитивный, так и негативный зарубежный опыт. Обеспечение трансляции поддерживаемых государством символов и образов, функционирование определенных программ и публикаций является важным моментом состязания за сферу интересов, влияния на процессы духовной консолидации, сохранения и развития государственности и создания необходимого общественного равновесия в стране. Соответствующие дискурсивные практики, социальный инжениринг и политическая социализация могут быть увидены как часть большей стратегии, которая в самом общем смысле может быть названа культурно-информационной политикой. Она должна быть направлена на обеспечение приоритетов в развитии России, объективность и полноту информации, распространение культурных ценностей и формирование нравственных идеалов, а также защиту от информации, оказывающей негативное воздействие, в соответствии с Доктриной информационной безопасности.Роль правительства заключается в том, чтобы в правилах игры в коммуникационном поле была заложена трансляция поддерживаемых государством символов и образов для влияния на процессы духовной консолидации страны, сохранения и развития отечественной государственности, формирования пространства культурно-идеологического взаимодействия, в котором происходил бы процесс ценностно-культурного самоопределения России.Тем не менее проблема регуляции культурных и нравственных ценностей в СМИ носит преимущественно неюридический характер, и правовыми средствами может быть решена лишь отчасти. Именно поэтому столь большие надежды сегодня связаны с тем, как само российское общество будет участвовать в контроле деятельности СМИ. Поэтому, видимо, можно говорить в определенном смысле о таком цензурном режиме, "который складывается в обществе независимо от наличия осуществляющих цензурный контроль учреждений и даже при ряде условий независимо от власти. Именно цензурный режим и обеспечивает человеку ту или иную степень свободы слова и печати в любом обществе"21.Действенным механизмом реализации национальных интересов в деле поддержания духовных ценностей в СМИ могло бы стать создание специальных экспертных советов и комиссий с определением полномочий данных органов, организацией дифференцированного подхода к каждому делу, так как в решении нравственных вопросов единые стандарты, по-видимому, не "работают".В перспективе значительную роль будет играть саморегулирование в области теле- и радиовещания, ведь редакции СМИ строят свою эфирную политику на основе профессиональной самостоятельности и ответственности. В компетенции руководства телекомпаний находятся вопросы выбора тематики, жанра передач, авторов ведущих, в целом организации и размещения передач в эфире. Регулирование этических норм является коллективным делом журналистов, а не корпораций, к которым принадлежат журналистские организации, и тем более - не государственной власти. В деле саморегуляции журналисты должны способствовать профессиональной солидарности с целью достижения высоких этических стандартов и отстаивать право поступать в соответствии со своей совестью.Саморегулирование возможно лишь на достаточно высоком уровне развития СМИ и предполагает, что определенную социальную ответственность имеет не только журналист, но и потребитель, хорошо осознающий свои интересы. Саморегулирование займет свое место прежде всего там, где традиционные законодательные механизмы бессильны. Так, в Интернете национальные провайдеры могут не иметь никакого отношения к оскорбляющим человеческое достоинство материалам, которые функционируют в сети, поэтому здесь прежде всего должно происходить позитивное сотрудничество в сфере саморегулирования в таких формах, как принятие государственной или частной организацией жалоб пользователей по поводу аморальных материалов; установка программ-фильтров на оборудование для отсечения определенных материалов (что вызывает необходимость присваивания "ярлыков" распространяемому или существующему в Интернете содержанию); кодексы практики, которые могут существенно различаться, но главным принципом которых является уважение свободы слова и выражений, правда, привязанное к конкретным национальным контекстам.Для повышения нравственного уровня в отечественных СМИ ключевым является формирование соответствующих интересов потребителя медийного продукта, повышение общего уровня грамотности и образованности населения, эстетического вкуса.Перспективы решения многих обсуждаемых проблем в СМИ связаны с деятельностью органов, уполномоченных выносить экспертные заключения по таким моментам, как распространение порнографии, культ насилия, жестокость. Одним из условий их эффективной деятельности станет разработка адекватных критериев для оценки продукции СМИ.Необходимость достижения баланса между глобализацией и сохранением культурной самобытности страны, нахождения новых форм контроля над символами, образами и идеями становятся новым вызовом национальным государствам. Глобальная конкуренция не позволяет национальным правительствам использовать традиционные запретительные методы контроля над образами, требует свободы слова, открытости и развития демократических основ функционирования символической сферы. Государству в этих условиях необходимо искать новые пути влияния на окружающую символическую среду, быть конкурентоспособным в условиях особенностей обращения образов, а также новых обстоятельств, влияющих на свободу слова.В будущем контроль за содержанием будет становиться менее централизованным, ослабляться, и по всей видимости, будет передан непосредственно людям, поскольку они являются конечными потребителями информации. Перемещение такого рода контроля от государства в сторону общественных организаций, характеризует демократическое развитие общества, которое происходит не без проблем, особенно в условиях перехода к глобальной информационной системе._______________________1 Прайс М. Телевидение и телекоммуникации в переходный период: общество и национальная идентичность. М., 2000. С. 14.2 Важнейшие подходы к рассматриваемой проблематике содержатся в таких документах как: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 10; Международный пакт о гражданских и политических правах", п. 3 ст. 19 и ст. 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 10; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992 г.), о трансграничном телевидении (1989 г.), о компьютерных преступлениях (2001 г.); Рекомендации Комитета Министров государств - членов Совета Европы: N R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г. и N R (97)19 "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации" от 30 октября 1997 г.; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты и др.3 См.: Шахназарова В.Г. Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации (принципы и институты). Автореф. ... уч.ст. канд. юр. н. М., 2006. 4 Шевердяев С. Основные проблемы проектов ФЗ о средствах массовой информации// Законодательство и практика масс-медиа. - 2003. - N 2. http://law.edu.ru5 Речь президента В.В.Путина на заседании Совета по культуре, посвященная теме "Культура и дети" 06.03.20026 См.: Сагалаев Э. <О поправке к закону о СМИ> // Культура. 2004. N45 (7453) 18 - 24 ноября. Источник: www.kultura-portal.ru7 Данная Концепция впервые была представлена на Парламентских слушаниях в Государственной Думе 2 июня 2008 г.8 В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 333.34 Налогового кодекса РФ, при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего СМИ увеличивается в 10 раз.9 Уголовная ответственность за преступления, связанные с порнографией, предусмотрена Ст. 242 УК РФ.10 См.: Деева Н. Новое в региональном законодательстве о защите нравственности// Законодательство и практика масс-медиа. 2007.N2.11 См.: Прайс М. Телевидение и телекоммуникации в переходный период: общество и национальная идентичность. М., 2000. С. 22.12 До 1985 г. - The British Board of Film Censors (Британское управление по цензуре и кино), а с 1985 г. - The British Board of Film Classification (Британское управление по классификации фильмов).13 См.: Медиа. Введение. Под ред. А.Бриггза и П.Кобли. М., 2005. С.528-532.14 См.: Сравнительный анализ законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики (2003). Источник: http://www.medialaw.ru15 См.: Сравнительный анализ законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики (2003). Источник: http://www.medialaw.ru16 См.: Наумов В. Особенности правового регулирования сети Интернет. http://www.russianlaw.net17 Наумов В. Особенности правового регулирования сети Интернет. http://www.russianlaw.net18 См.: Власть и СМИ (обзор правовых норм зарубежных стран)/ Обзор подготовлен сотрудниками аппарата Комитета по информационной политике Государственной Думы А.И.Артищевым, Б.В.Кристальным, Н.Н.Караваевой, Е.Н.Родневской, В.А.Рыжовой, Н.Е.Шиловой. Источник http://www.duma.gov.ru19 См.: Пунтус О. Государственное регулирование Internet. Возможно ли? Опубликовано: 3 мая 2001 года. http://www.russianlaw.net/law/doc/a118.htm20 К действующим в Российской Федерации законам, в той или иной степени могущим быть применимыми к отношениям, связанным с Интернетом, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене", Федеральный закон "О связи", Федеральный закон "О средствах массовой информации"; Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах", Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Уголовный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "О государственной тайне", Федеральный закон "О федеральных органах правительственной связи и информации", Федеральный закон "О рекламе".21 Жирков Г.В. История цензуры в России ХIХ-ХХ вв. М., 2001. С. 4.М.: Изд-во РАГС, 2009

Док. 557960
Перв. публик.: 09.03.09
Последн. ред.: 29.04.09
Число обращений: 0

  • Богатырева Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``