В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Богатырева: Медийный аспект государственной этнокультурной политики в условиях роста культурного многообразия Назад
Татьяна Богатырева: Медийный аспект государственной этнокультурной политики в условиях роста культурного многообразия
Выработка спектра возможностей дальнейшего выживания человеческого сообщества и его развития впрямую связана с существованием множества культур, являющихся выражением творческих потенций человечества, а также культурных различий в современном мире. Нивелировка различий и приведение всех и вся к единому социокультурному стандарту вызывают разрушительные явления на разных уровнях общественной жизни. Разнообразие же культур составляет необходимый запас общественной прочности, свидетельствует о противостоянии энтропийным процессам и существовании в социуме инновационного потенциала, который в любой момент может быть востребован в процессе развития, и стратегии которого требуют постоянно поддерживаемой культурной дифференциации и взаимовлияния культур.

Культурное разнообразие расширяет возможности выбора, имеющегося у каждого человека, оно является одним из источников развития, рассматриваемого не только в плане экономического роста, но и как средства, обеспечивающего полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь. Залогом культурного разнообразия является свобода выражения мнений, плюрализм средств информации, многоязычие, равный доступ к возможностям для художественного творчества, к научно-техническим знаниям, в том числе в цифровой форме, и обеспечение всем культурам доступа к средствам выражения и распространения идей. Важнейшим резервом многообразия являются этнокультурные различия.

В самые последние годы вопросы сохранения этнокультурного многообразия обострились в связи со стремлением некоторых народов к самоопределению, а также такими явлениями, как либерализация политических режимов, актуализация проблем национальных меньшинств, оживление во многих странах национализма, интенсивные миграции, которые сопровождаются утратой культурной самобытности людей, столкновением принимающей культуры и культуры коренного населения.

Исторический опыт показывает, что национально-культурное развитие может складываться как по позитивному, так и по негативному сценариям. В современных условиях важнейшим фактором, который обусловливает реализацию того или иного сценария этнокультурного развития, являются современные информационные технологии. За счет использования технических средств общения, включая аудиовизуальные средства, печатную продукцию, мультимедиа и Интернет, средства массовой коммуникации могут активно способствовать распространению идей диалога и взаимопонимания между людьми и народами, а также освещению и пропаганде исторических примеров конструктивного взаимодействия между различными цивилизациями; созданию равных возможностей для участия в распространении информации в целях обеспечения объективного понимания всех культур и развития конструктивного сотрудничества между ними. При негативном развитии событий масс-медиа могут вытеснять культуру сравнительно малых народов, препятствовать сбалансированному этнокультурному развитию, выражению этническими сообществами своих потребностей, их участию в демократических процессах, обеспечению людей достоверной информацией.

В настоящее время Россия переживает кризис этнокультурной идентичности. Этот кризис связан со многими причинами, в числе которых обретение свободы слова, процессы децентрализации, специфика протекания реформ в различных регионах, ослабление заботы государства по формированию определенного варианта национальной идентичности, неактивная социокультурная политика. Для обеспечения гармоничного сосуществования различных культур в условиях многообразия требуется "переформатирование" российской культурной политики с учетом современных вызовов, в том числе международным опытом перевода этнических проблем в социокультурное измерение. Необходимы принятие новых парадигмальных установок на признание многообразия культур и необходимости их взаимодействия, закрепление их в концепции политики государства в этнокультурном развитии, формирование соответствующих ценностных установок. Не исключено, что потребуется принятие законодательства в области культурного многообразия, в том числе для упрочения процессов этнокультурной безопасности, предотвращения конфликтов. Культурная политика должна учитывать рост вариативности этнокультурных идентичностей и разрабатываться с учетом признания культурного многообразия на основе имеющегося отечественного и международного опыта, по сути быть мультикультурной.

В России наблюдается снижение уровня информационной культуры потребителей масс-медиа и избыток переступающих нравственные границы материалов. Это повышает главные опасения общества по поводу вредных последствий деятельности средств массовой коммуникации, связанных с негативным воздействием медианасилия, возможностью активизировать этнокультурное и религиозное размежевание, создавать атмосферу враждебности, недоверия, боязни "чужих" посредством языка вражды, а также субъективного освещения проблем межэтнических конфликтов при забвении таких ключевых принципов как гражданственность, патриотизм, этика и толерантность.

Перед правительством развитие средств массовой коммуникации ставит задачу предотвращать те явления, которые могут привести к эрозии культурной самобытности, но по мере того, как медийные системы становятся более открытыми, любое правительство все меньше может влиять на содержательные аспекты. Тем не менее, оно обязано оказывать содействие созданию конкурентной среды, демонополизации владения информацией, формированию системы защиты аудитории от распространения содержания, имеющего негативную, антигуманную направленность, предотвращать контроль за новыми технологиями отдельных субъектов, имеющих неограниченную власть в области культуры и политики, регулировать рынки культурной продукции. Выбор и конкуренция, основанные только на рыночных отношениях, способствуют искаженному представлению интересов и предпочтений людей, так как рынок не гарантирует подлинного культурного разнообразия.

Особая задача - совершенствование политики, направленной на распространение многообразия в киберпространстве, и обеспечение всеобщего доступа к нему, создание местных сетей, которые имеют выход в глобальное пространство. Электронные средства коммуникации в России требуют сегодня упрочения демократических и плюралистических подходов, нового прочтения проблемы регулирования киберпространства.

Необходимо, чтобы для создания Интернет-содержания применялись различные языки, оказывалось содействие созданию программного обеспечения, поддерживающего многоязычие. Для полиэтнических территориальных образований важнейшей заботой на локальном уровне должна быть институциональная поддержка языка, культуры, обычаев, обучения как важнейших проблем культурной автономии.

Актуализации этнокультурного потенциала России могут способствовать проекты в области аудио-визуальных искусств, медийные, интернет-, информационно-коммуникационные и др. проекты, направленные на продвижение этнокультуры в современных информационно-коммуникационных формах. Создание таких проектов - важный современный фактор формирования толерантного отношения к этнокультурным различиям, повышения уровня этноязыковой и этнокультурной компетентности населения, развития позитивного имиджа этнической культуры и языка, преодоления негативных стереотипов восприятия этнической группы. Состояние масс-медиа (информационное обеспечение деятельности национально-культурных автономий, создание веб-сайтов, Интернет порталов и т.д.) отражает реальное состояние развития этнических групп как составной части общедемократического движения. Рейтинг масс-медиа рассматривают сегодня как своего рода параметр социокультурного развития этнической группы.

Повышение конкурентоспособности этнокультурных сайтов в общероссийском и глобальном масштабах может стать одним из актуальных направлений проектной деятельности. Продвижение лучшей практики в этой области служит не только целям сохранения отдельных этнических культур, но и развитию новых технологических и творческих приемов для представления разных этнических сообществ. Данный процесс также способен оказать существенное воздействие на развитие практики менеджеров, реализующих проекты в этнокультурной сфере, стимулировать организацию в ней профессиональных коммуникаций управленцев.

В целом создание равных возможностей для участия этнических групп в распространении информации важно для обеспечения объективного понимания всех культур и развития конструктивного сотрудничества между ними. Из всех потоков культурных продуктов граждане должны иметь возможность выбирать те, которые соответствуют их культуре. Производство и планирование интернет-содержания, представляющего интерес для различных этнокультурных групп, связано во многом с представленностью их мнений в информационном пространстве. Достижение целей развития культурного многообразия возможно также при помощи прямого участия людей, имеющих разную культурную принадлежность. В частности, видится целесообразным привлечение меньшинств к производству различного рода культурно-информационных продуктов, например, новостей.

Развитие и содержательное наполнение этнокультурных сайтов позволяет расширить представителям этнических групп реальный доступ к средствам выражения и распространения идей. Тогда новые медиа смогут способствовать тому, чтобы этнические сообщества выражали свои потребности и участвовали в принятии решений, касающихся процесса общественного развития.

В современных условиях этнокультурная политика выглядит как политика культурно-информационная и предполагает:

· поддержку создания инфраструктуры коммуникаций для развития демократических этнокультурных процессов, доступа этнических групп к средствам массовой коммуникации;

· сохранение масс-медийного пространства для общего дискурса, укрепления общероссийской идентичности в процессе диалога культур;

· недопущение развития новых медиа как орудия нетерпимости;

· поддержку этнокультурных масс-медийных проектов;

· подготовку кадров для освещения этнических проблем и конфликтов из числа иммигрантов и представителей этнических групп;

· противодействие распространению в киберпространстве материалов, которые оскорбляют достоинство человека, разжигают национальную рознь и нетерпимость.


Пресс-служба Богатыревой

29.04.2009

Док. 557951
Перв. публик.: 29.04.09
Последн. ред.: 10.06.09
Число обращений: 0

  • Богатырева Татьяна Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``