Потребление культурных благ в мегатенденциях социокультурного развитияНазад
Потребление культурных благ в мегатенденциях социокультурного развития
Важнейшей концептуальной позицией при осмыслении процессов в современной культуре сегодня становится изучение вопросов потребления культурных благ. Акцент на потреблении, а не производстве культуры, позволяет выявить сложное взаимодействие между социальными группами, по-новому описать деятельность институтов культуры, рынков культурных индустрий, уточнить позиции взаимодействия культуры и коммерции.
О размерах потребления культурных благ можно судить по некоторым экономическим показателям, например, показателям, отражающим состояние системы национальных счетов. Для сравнительного межстранового анализа целесообразно воспользоваться данными International Comparison Program , программы международных сопоставлений, которая является крупнейшим мировым статистическим проектом, инициированным ООН. Ее суть - измерения валового внутреннего продукта на основе паритетов покупательной способности валют, что дает универсальную основу для корректного сопоставления стоимостных показателей разных стран.
Рассмотрим потребление культурных благ с позиций цивилизационного подхода, позволяющего наблюдать мегатенденции, лежащие в основе сценариев современного общественного развития. Для того чтобы картина была более полной, приведем данные по реальным расходам стран как в области собственно культуры и рекреации, так и в области коммуникаций.