В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роман с тайной Назад
Роман с тайной
Те, кто помнят первые месяцы существования "Итогов", возможно, припомнят, как у нас пыталась пробить дорогу рубрика, называемая "Выбранными местами". Так мы называли яркие фрагменты из готовящихся к печати книг интересных нам авторов. Книг беллетристических, документальных, эссеистических - всяких. Главное - чтобы было интересно. Затея как-то не состоялась. Теперь мы предпринимаем новую попытку, полагая, что именно Борис Акунин, автор, за которым мы заинтересованно следим, - тот самый человек, начать с которого - хорошая примета. Тем более что он нам "подбрасывает" все новые повороты своей неутомимой деятельности. Только он приучил читающую публику к своему Фандорину, как пришлось переключаться на монахиню Пелагию. Только привыкнешь к ней, как возникает новый проект с заманчивым именем "Приключения магистра". Первый роман этой серии называется и вовсе интригующе - "Алтын-толобас". Главу из него мы с радостью публикуем. Но прежде - несколько вопросов к автору, Григорию Чхартишвили.

- Гриша, я очень рад тебя видеть, но, извини, я пришел поговорить с господином Акуниным, если можно.

- Никто теперь не хочет со мной говорить. Все хотят говорить с Акуниным.

- Но с тобой мы не так давно разговаривали. Я слышал, он затеял новый проект, новую серию. Хочу полюбопытствовать, что за проект, чем он существенно отличается от предыдущих.

- Захотелось написать "честный" детектив, не прикидывающийся литературой. Безо всяких стилистических игр. Чтоб держался на одной лишь фабуле.

Там нет никаких игр со стилем - сто грамм Достоевского, сто пятьдесят Лескова и так далее. Этого там нет. Если, допустим, самая литературная из моих серий - про монашку Пелагию - построена на том, чтобы главное удовольствие читатель получал не от сюжета, а от стиля (получилось, не получилось - это другой вопрос, но замысел был такой), то здесь мне захотелось написать такую книжку, какие я очень любил в детстве. Это, собственно говоря, даже не детектив, а "роман с тайной" - есть такой поджанр авантюрного романа, у которого тоже есть свои законы и правила. Он начинается довольно неспешно и действует по принципу водоворота, когда вода по краю движется медленно, а чем ближе к воронке, тем быстрее и быстрее, чтобы уже нельзя было остановиться. Кроме того, мне захотелось на этот раз написать не про XIX век, а про современность. Что очень трудно.

- Не страшно? Ведь тут, что называется, не протолкнуться.

- Страшно. Во-первых, действительно, не протолкнуться, во-вторых, тут никто тебе не поверит на слово. Каждый может сверить твои ощущения со своими.

- А на какой стадии работа? Когда выйдет первый роман?

- Роман вот-вот выйдет в издательстве "Нева - Олма-пресс". Издательство питерское, хотя роман о Москве.

Эту серию я буду продолжать. Ее продолжать легче, чем, допустим, исторические детективы. Потому что когда ты не зависишь от стиля, тебе меньше это приедается, не набиваешь оскомины.

- Свои романы ты выдумываешь и пишешь последовательно или параллельно? Ты уже знаешь, каков будет следующий роман?

- Конечно, знаю. С точки зрения жанровой, мой проект состоит из трех слоев, трех типов романов - "литературного", "полулитературного" и "нелитературного". Эти типы я чередую. В том числе и для того, чтобы не надоедало.

Новую серию я для себя определяю как "нелитературную". Самая "литературная" - это "Пелагия". "Полулитературная" - про Фандорина. Писать все время про Эраста Петровича - невозможно. От этого устаешь, необходимо тасовать.

Я, разумеется, знаю, каков будет следующий роман про Пелагию, какие будут следующие два-три романа про нового героя - Николаса. (Николас Фандорин - внук Эраста Петровича, наш современник.)

Мне хотелось в этой серии передать собственное ощущение от Москвы как от мистического города. Москва - город большой, город, который существует давно, город, в котором жили и умерли очень много людей, и невозможно поверить, что от них ничего не осталось. Я чувствую, особенно в некоторых местах Москвы, некие сгустки энергии.

- Да, да, я тоже...

- Артемий Лебедев, который делает мой сайт в Интернете, нашел очень хороший ход. Он берет старую фотографию какой-нибудь московской улицы, фотографирует ее с того же ракурса и наслаивает одно изображение на другое. Получается толпа, где кто-то в джинсовой куртке, а кто-то в шляпе со страусовым пером. Это очень точно передает мое ощущение от Москвы. Москва ведь стоит на костях в буквальном смысле. Она вся - на кладбищах. Под ней подземные ходы, какие-то тайны, зарытые подклеты - там чего только нет. Вот свои ощущения от этой Москвы, свои представления о том, как связаны времена, мне хотелось в первом романе моей новой серии передать.

А что касается Эраста Петровича, то когда (и если) я решу к нему вернуться, у меня наготове есть несколько занятных сюжетов, которые мне самому нравятся.

- Насколько я знаю, затеваются экранизации твоих сочинений. А это тебе не страшно? Ведь обычный опыт экранизаций - это неизбежная работа на понижение.

- Понимаешь, я с самого начала для себя определил применительно к экранизациям вот какую вещь. Это для меня - не магистральное направление. И я буду этим заниматься только в том случае, если буду уверен, что это будет сделано здорово. Что это будет какой-то новый отсчет для отечественного телесериала или для отечественного кино. С самого начала я поставил довольно жесткие и даже наглые условия тем, кто захочет заключить со мной контракт. Поэтому долго не мог такого контракта заключить. Но лучше ничего, чем плохо.

- Каковы же твои наглые условия?

- Настаиваю я, во-первых, на том, чтобы для фильма был достаточный бюджет. Это мое первое и основное требование. Второе. Сценарий должен писать я сам, и без моего согласия никаких исправлений там быть не может. А также режиссер и исполнитель главной роли должны утверждаться мною.

Первой телекомпанией, которая на этих условиях подписала со мной договор, была ОРТ, где теперь делается сериал по "Азазелю". Там будет четыре серии. Сценарий уже готов. Режиссер - по-моему, замечательный - Александр Адабашьян. Это в любом случае будет качественное кино. Мне интересно соединение интеллектуального режиссера с бульварным жанром.

- А кто сыграет Эраста?

- Пока не знаю.

- Ладно. А когда ждать?

- Насколько я понимаю, сериал выйдет следующей осенью. Сценарий я, во всяком случае, сдал, и теперь от меня больше ничего не зависит. Все, что мог, я сделал.

Лев Рубинштейн

www.itogi.ru

Док. 557553
Перв. публик.: 28.04.00
Последн. ред.: 28.04.09
Число обращений: 0

  • Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``