В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Электронному правительству быть Назад
Электронному правительству быть
В пятницу в Завидово Тверской области Президент России Дмитрий Медведев провёл рабочую встречу с Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства Сергеем Собяниным и Министром связи и информации Игорем Щёголевым.

Как сообщила пресс-служба Президента России, обсуждались перспективы реализации проекта электронного правительства.

Сергей Собянин рассказал о разработке плана по созданию в стране подобной системы. Данный план включает в себя ряд направлений работы: предоставление государственных услуг гражданам при помощи современных информационных технологий, развитие ведомственных справочных систем, налаживание межведомственного электронного документооборота. Предполагается также создать вертикально интегрированную государственную автоматизированную систему планирования и мониторинга.

О необходимости формирования электронного правительства в стране речь шла на заседании Совета по развитию информационного общества 12 февраля 2009 года.

Перспективам развития интернета и вопросам доступности государственных услуг также было посвящено очередное обращение в видеоблоге Дмитрия Медведева.


Напомним, о чём шла речь на первом заседании Совета при Президенте по развитию информационного общества.

Глава государства указал на недопустимо низкий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России. Несмотря на наличие интеллектуальных ресурсов и довольно быстрое распространение новых технологий и телекоммуникаций в последние годы, - отставание от стран, лидирующих в этой сфере, только увеличивается.

Особого внимания требует ситуация с крайне неэффективным использованием ИКТ органами власти и фактическое отсутствие так называемого электронного правительства. Президент в этой связи призвал ответственные ведомства сделать всё, чтобы подписанный 9 февраля Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" заработал в самое ближайшее время.

На заседании был одобрен ряд предложений по реализации Стратегии развития информационного общества в России. В частности, будут созданы восемь рабочих групп: по формированию доступной информационно-коммуникационной структуры; по использованию ИКТ в образовании и науке; в сфере здравоохранения и соцзащиты; для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; по вопросам национальной промышленности в сфере ИКТ; по проекту электронного правительства; по использованию ИКТ в сфере культуры и культурного наследия; по вопросам противодействия использованию ИКТ в целях нанесения ущерба национальным интересам России. Отдельная рабочая группа займётся развитием использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

Поэтому наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст этого разговора с нашим кратким комментарием.


Начало рабочей встречи Президента России Дмитрия Медведева с Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства Сергеем Собяниным и Министром связи и информации Игорем Щёголевым:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

Мы с вами встречались, когда проходил Совет по развитию информационного общества. Говорили о печальной судьбе электронного правительства в нашей стране. Это правительство у нас не создано или пока пребывает "в изгнании". И нам нужно его "вернуть на рабочие места", потому что это тот путь, по которому двигаются все развитые государства, и мы должны этим заниматься.

По итогам Совета я давал ряд поручений по этой проблематике. Хотел бы послушать, какие есть предложения.

С.СОБЯНИН: Дмитрий Анатольевич, вначале хотел Вам вручить первый отчёт о защите персональных данных граждан, сделанный уполномоченным органом. В соответствии с законом от 2007 года о персональных данных мы должны обеспечивать мониторинг, защиту персональных данных и ежегодно представлять доклад. Такой доклад сделан впервые.

За этот год внесены в реестр операторы персональных данных от
50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

И, собственно, вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Надо этим заниматься дальше. Закон когда был принят?

С.СОБЯНИН: В 2007 году. То есть это, по сути дела, первый год работы в соответствии с этим законом.

Д.МЕДВЕДЕВ: Закон 2006 года, но вступил в силу в 2007 году.

С.СОБЯНИН: Да, в 2007 году закон вступил в силу.

Д.МЕДВЕДЕВ: Продолжим.

С.СОБЯНИН: В соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали на Совете по развитию информационного общества, Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства, план был принят буквально в течение нескольких дней после Вашего поручения, данного на Совете.

И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое - это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе - это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие. Третье - это создание вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное - это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.

По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вчера посмотрел ту переписку, которую ведут наши граждане, в том числе по итогам моих видеообращений в рамках блогов на платформе LiveJournal. На что обратил внимание - пишут: хорошо, что Вы за это взялись. В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация. Приводят в пример нашу налоговую службу, всё-таки там довольно давно этим занимаются, и качество приличное. А некоторые безобразные, говорят, невозможно ничего понять, "сапоги всмятку", приводят в пример Федеральную миграционную службу. Поэтому нужно этим заниматься обязательно, потому что люди на это обращают очень большое внимание.

С.СОБЯНИН: Абсолютно верно, поэтому нами разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Это то, что касается ведомственных систем.

Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создать около 300 таких публичных центров.

Второе. Сформирован перечень нормативно-правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, что также важно - это основа плановой нормативной работы.

И определён - мы рассмотрели его на административной комиссии Правительства - перечень государственных услуг, которые требуют первоочередного перевода в электронную форму. Таких услуг около пятидесяти. Это, собственно, главное направление работы ведомств и административной комиссии Правительства.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это услуги, по которым граждане в основном обращаются, типичные услуги?

С.СОБЯНИН: Да, типичные услуги, наиболее востребованные, которые технологически возможно в ближайшее время перевести в электронный вид.

И то, что касается межведомственного электронного документооборота. Мы уже запретили посылку в письменном виде ведомственных документов из Правительства.

Д.МЕДВЕДЕВ: Бумагу уже сэкономили.

С.СОБЯНИН: И первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.

Вторая стадия - это, собственно, уже электронное взаимодействие. Не просто документооборот, но и взаимодействие между ведомствами. Это, конечно, более сложная задача, но мы планируем её завершить до конца 2010 года. Это реальная работа, которая уже поддается чёткому планированию, и виден конец этой работы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, раньше много вопросов возникало (не знаю, как сейчас, надо проверить) с протоколами взаимодействия между различными структурами. То есть платформы, протоколы все разные, написанные под разные программы, разные стандарты. Надо дать всем по разным местам, чтобы они все эти протоколы привели в порядок, потому как это техническая вещь, но из-за этого невозможно состыковать. У одних в одном направлении всё сделано, у других - на другой базе.

С.СОБЯНИН: Создание таких стандартов взаимодействия - это ближайшая задача, которой мы сегодня и занимаемся.

И.ЩЁГОЛЕВ Более того, мы пришли к выводу, проанализировав ход нашей работы над этим проектом, что, строго говоря, самого проекта и нет. То есть мы определили отдельные направления, и каждый получил максимальную свободу действий.

С одной стороны, может быть, это и неплохо, родилось много разных идей, но теперь уже тот период, когда можно сопоставить, отделить зерна от плевел и выбрать ровно то, что нам нужно. Поэтому мы поставили перед собой задачу построить такой системный проект, свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.

Д.МЕДВЕДЕВ: Надо обязательно это сделать, тем более что наличие разных платформ, различие протоколов является ещё довольно-таки банальным оправданием наличия разных бюджетов на эту тему, потому что каждое ведомство осваивает под это свой бюджет, говорит: нам на этом удобнее работать - и так далее. Надо уже окончательно выбрать.

С.СОБЯНИН: И четвёртое направление связано с созданием единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы управления. Она основана на единой технологической, конечно, платформе, как Вы правильно сказали, но и требует идеологического наполнения.

Раньше были созданы системы в рамках мониторинга нацпроектов, достаточно успешно была реализована эта система. Создана система в соответствии с указом Президента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня эта система также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такой доклад ежеквартально разрабатывается Минрегионом на той базе, которая была создана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.

Здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективные мероприятия, а у кого - недостаточно.

Эта работа также будет продолжена с учётом Вашего поручения, чтобы мы "канализовали" всю информацию через одно окно, чтобы каждое ведомство не требовало бесконечной информации от субъектов. К сожалению, в рамках антикризисных мероприятий объём информации, затребованной от субъектов, вырос где-то в четыре-пять раз - это, конечно, недопустимо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Абсолютно.

С.СОБЯНИН: Эта работа должна быть в мае завершена, и создана единая система мониторинга [реализации] антикризисных мероприятий.

Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной информацией система управления - государственная автоматизированная система управления.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Хотел бы, чтобы Вы эту работу продолжили и регулярно мне докладывали о результатах.

С.СОБЯНИН: Хорошо, будет сделано.

Д.МЕДВЕДЕВ: Договорились".

Из доклада Сергея Собянина следует, что дело с созданием электронного правительства под нажимом Президента России Дмитрия Медведева сдвинулось с мёртвой точки и постепенно набирает обороты. Как всегда у нас в России самое трудное добиться должного взаимодействия между ведомствами. Но и здесь по словам Министра связи и информации Игоря Щёголева его министерство сводит всё в единый системный проект по одному стандарту.

И разумеется радует, что правительство воспользовалось системой, созданной в своё время под руководством Дмитрия Медведева для мониторинга национальных проектов и преобразовала её в мониторинг антикризисных мероприятий.

Как сказал Заместитель Председателя Правительства - Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин, "здесь аккумулированы все вопросы, связанные с рынком труда, с деятельностью промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и так далее, как это все функционирует в условиях кризиса, и мониторинг тех мероприятий, которые проводят субъекты Российской Федерации. По этому мониторингу видно, кто хорошо работает, а кто плохо, у кого реализуются эффективные мероприятия, а у кого - недостаточно".

И в скором времени, что ценно само по себе, будет создана "помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.

Помимо этого вся эта систематизированная информация будет доступна для работы в ситуационных центрах Президента, Администрации Президента, министерств и ведомств. Так что создаётся, по сути дела, наполненная системной информацией система управления - государственная автоматизированная система управления".

Как видно, не зря Президент России создал при себе Совет по развитию информационного общества. Он дал необходимый импульс по развитию такого общества и в нашей стране.

Лев Иванов.

27 апреля 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 557293
Перв. публик.: 27.04.09
Последн. ред.: 28.04.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Собянин Сергей Семенович
  • Щеголев Игорь Олегович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``