В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курские школы постигают новые вершины Назад
Курские школы постигают новые вершины
В настоящий момент курские школы находятся на промежуточной стадии перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт, к реализации которого в нашем регионе приступят с 1 сентября 2009 года. Пока же общеобразовательные учреждения Курской области продолжают работать в соответствии с базисным учебным планом 2004 года.

Уже третий год в Курской области активно реализуется Приоритетный национальный проект "Образование". Так, в его рамках 160 курских школ путем софинансирования из областной и федеральной казны получили почти 450 комплектов различного оборудования для классных кабинетов. Кроме того, начиная с 2006 года общеобразовательные учреждения региона в числе других российских школ стали активно подключаться к сети Интернет. С 1 октября текущего года начался процесс поэтапного прекращения оплаты доступа общеобразовательных учреждений к сети Интернет за счет средств федерального бюджета. Отметим, что за три года курские школы получили 84 автобуса, что позволило осуществлять перевозку более 2,5 тыс. школьников к месту учебы.

Новый стандарт принесет немало изменений в образовательном процессе, однако уже сейчас школьникам и их преподавателям приходится "испытывать" на себе ряд преобразований. Среди них и новая форма итоговой аттестации выпускников школ - единый государственный экзамен, который до сих пор воспринимается в обществе неоднозначно. Напомним, что начиная со следующего года он станет основной формой итоговой аттестации выпускников школ.

Какие еще изменения в нашем регионе ждут систему образования, а также с какими проблемами приходится сталкиваться в этой сфере уже сегодня на очередной встрече с представителями курских средств массовой информации рассказал совместно со своими коллегами председатель областного комитета образования и науки Вячеслав Заикин.

Новые предметы, новые учебники, новый подход к изучению

В настоящий момент в курских общеобразовательных учреждениях предусматривается увеличение количества учебных часов на предметы социально-экономического цикла. Больше времени отводится и на изучение иностранных языков и информатики.

Среди новшеств этого учебного года - введение начиная со второго класса иностранного языка. На ступени основного общего образования уже в шестом классе школьники приступили к изучению обществознания (включая основы экономики и права). Осуществляется и работа по реализации предпрофильной подготовки в 9 классе, в 10-11 классах внедряются профильные предметы по выбору учащихся. Однако, как отметил председатель областного комитета образования и науки Вячеслав Заикин, пока большая часть школ региона работает по принципу универсального обучения.

Что касается единого государственного экзамена, то, как уже известно, начиная со следующего года он станет основной формой итоговой аттестации выпускников школ. В настоящее время в Министерстве образования и науки РФ разработан проект нового положения о проведении государственной итоговой аттестации выпускников. Обязательных предмета будет два: русский язык и математика, остальные предметы - по выбору учащихся, на добровольной основе.

Кроме того, принято решение о проведении экзаменов выпускников девятых классов также в новом режиме - примерно в таком же, как и ЭГЭ, с участием территориальных экзаменационных комиссий.

В новом учебном году значительно активизирована работа по изучению в общеобразовательных учреждениях основ православной культуры, способствующих духовно-нравственному воспитанию курских школьников. В регионе проводится работа по обеспечению школ учебниками по данному предмету.

Изменения происходят и в части преподавания истории и обществознания в старших классах, уже разработан новый подход к изучению истории России. "Раньше было очень много учебников, и оценка исторического развития российского государства порой делалась с разных взглядов, некоторые исторические факты искажались, многое зависело от точки зрения авторов, - отметил Вячеслав Заикин. - К счастью, в настоящее время положение этого дела исправляется, написаны новые учебники, которые, на мой взгляд, более объективны, более патриотичны и дают реальную оценку картины событий, но, подчеркну, с точки зрения интересов нашей страны и нашего народа".

Педагоги должны перестать "бояться компьютера"

Важнейший вопрос в плане улучшения содержания работы в общеобразовательных учреждениях, который решается уже второй год, - это вопрос подготовки и переподготовки кадров. Частично не хватает специалистов по ряду предметов в сельских школах. Как показывает сегодня статистика, в среднем в г. Курске на одного учителя приходится чуть более семи учащихся, а в сельских школах - пять школьников на одного педагога. Такая ситуация усугубляется и тем, что своего рода пропорция "учитель - ученик" прямым образом отображается на и без того невысокой заработной плате учителей. И если в городских школах проблема кадров так или иначе решается, то в сельских - нехватка педагогов ощущается весьма остро.

Курский государственный университет раньше специально готовил педагогические кадры, теперь же все меньше его выпускников идут работать в школы. Одна из задач, которая в настоящий момент стоит в том числе и перед областным комитетом образования, - качественно улучшить подготовку и переподготовку педкадров. Сейчас в регионе действуют 48 образовательных программ повышения квалификации учителей.

С 2009 года на базе Курского института непрерывного профессионального образования планируется создать для педагогов информационно-методический ресурсный центр, где будет осуществляться апробация сетевой модели повышения квалификации специалистов в отрасли образования. Как пояснил Вячеслав Заикин, благодаря этому центру доступ к современным образовательным ресурсам получит гораздо большее количество педагогов. Таким образом курские преподаватели смогут экономить время и средства на командировки.

Кроме того, увеличится число преподавателей, которые станут достаточно непринужденно работать с современной техникой, не будут, по словам председателя комитета образования и науки Курской области, "бояться общаться" с ней. В связи с глобальной компьютеризацией курских школ возникает необходимость выработки навыков пользования персональным ПК у педагогов. "Так что в новом учебном году за компьютер должны сесть не только чиновники, которым, как вы знаете, президент России Дмитрий Медведев поручил решить вопрос своей компьютерной безграмотности, но и школьные учителя", - отметил председатель областного комитета образования и науки еще несколько месяцев назад на традиционном педсовете, предвещающим начало нового учебного года. При этом Вячеслав Заикин добавил, если учителя будут отставать в этом деле, то они не просто создадут себе самим определенные трудности, но и лишатся собственной работы.

Детских садиков станет больше

Что касается процесса воспитательной и образовательной работы в школах-интернатах и детских домах региона, то в текущем году объем финансирования в эту сферу превысил 520 млн. рублей. Как сообщила заместитель председателя областного комитета образования и науки Евгения Барсукова, воспитанники этих образовательных учреждений обеспечены качественным питанием, одеждой, обувью, инвентарем. Кроме того, реконструируются здания школ-интернатов, выделяются средства на покупку компьютерного оборудования и необходимого программного обеспечения.

Также одной из положительных тенденций в Курской области Евгения Барсукова отметила сокращение числа детей-сирот, обучающихся в школах-интернатах, а это значит, что эти ребята находят семьи. Так, в текущем году на воспитание в патронажные семьи передано 83 ребенка.

Заместитель председателя областного комитета образования и науки также отметила и высокую потребность региона в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время идет процесс передачи детских садов из ведомств в муниципальную собственность, дошкольные учреждения постепенно возвращаются юным курянам, а очередность в них снижается. Тем не менее сегодня по городу Курску она составляет 6 тыс. человек, по области - на 1 тысячу больше. В ближайшее время планируется построить новые детские садики в районе Триумфальной арки, в Северо-Западном микрорайоне г. Курска. "Наша задача - возродить деятельность курских детских садов и их наполняемость", - подчеркнула Евгения Барсукова.

Дошкольные учреждения региона также ожидают нововведения. В частности, в ряды детсадовцев рекомендовано принимать малышей в возрасте не от двух лет, а от одного года. Получают развитие и другие перспективные формы дошкольного образования и воспитания: создаются группы по подготовке детей к школе, группы кратковременного пребывания при школах, которые обеспечиваются различными пособиями, развивающими играми.

Нацпроект "Образование" сделал большое дело

Процесс реализации в Курской области Приоритетного нацпроекта "Образование" заслуживает отдельного внимания. Как отметила начальник отдела по реализации национальных проектов и программ в образовании областного комитета образования и науки Людмила Жиляева, в течение трех лет одним из важнейших направлений проекта оставалось стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Его суть заключается в том, что ежегодно на конкурсной основе 27 общеобразовательных учреждений области становились победителями как реализующие инновационные программы.

В течение трех лет 81 общеобразовательное учреждение Курской области получило господдержку в размере 1 млн. рублей из федерального бюджета и 75 тыс. рублей - из областного. Также важным конкурсным направлением является поощрение лучших учителей: 267 учителей от нашего региона получили государственную поддержку в размере 100 тыс. рублей, выделенных из федеральной казны, и 5 тыс. рублей - из областной.

Еще одно серьезное направление Нацпроекта - внедрение современных образовательных технологий. С 2006 года в рамках проекта "Образование" курские школы начали активно подключаться к сети Интернет. С октября 2008 года идет процесс поэтапного прекращения оплаты доступа школ к сети Интернет за счет средств федерального бюджета.

За последние три года курские школы получили 84 автобуса, что позволило осуществлять перевозку более 2,5 тыс. юных курян к месту учебы. Однако одной из проблем в данном направлении председатель областного комитета образования и науки назвал трудности с поиском водителей для школьных автобусов. "Эти люди должны иметь трехлетний непрерывный стаж, а таких водителей для наших сельских школ оказалось найти нелегко", - пояснил Вячеслав Заикин.

За три года реализации Нацпроекта "Образование" 160 курских школ путем совместного финансирования из областной и федеральной казны получили почти 450 комплектов различного оборудования для классных кабинетов.

Отметим, в 2009 году завершается стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, так же, как и завершается поставка школьных автобусов и оборудования за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, напомним, в нашем регионе действуют две областные целевые программы, в которых предусмотрены средства на покупку автобусов и оборудования для курских общеобразовательных учреждений.

До 2010 года продолжится поощрение лучших учителей области, несмотря на то, что квота для нашего региона понизилась, также предусматривается и денежное вознаграждение для классных руководителей.

ЦФО, Курск

Елена Трынкина

ИА KURSKCiTY

26.11.2008

Док. 557284
Перв. публик.: 26.11.08
Последн. ред.: 27.04.09
Число обращений: 0

  • Заикин Вячеслав Михайлович
  • Барсукова Евгения Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``