В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Тимченко: `Мы сторонники эффективных решений` Назад
Вячеслав Тимченко: `Мы сторонники эффективных решений`
Наше интервью с Председателем Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы ФС РФ, членом Редакционного Совета нашего журнала Вячеславом Степановичем ТИМЧЕНКО состоялось ровно за неделю до выборов Президента России. Темы, которые были подняты, были и будут актуальны еще достаточно долго. Будут ли назначаться главы крупных городов, как распределить ответственность между разными уровнями государственного управления, нужна ли России вертикаль власти до самого "низа" - об этом и многом другом Вячеслав Тимченко рассказал главному редактору "РР" Ольге Чернокоз.

- Вячеслав Степанович, начну с вопроса, который интересует многих руководителей российских регионов и муниципальных образований: каковы планы Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы нового созыва и Ваши планы как его председателя на ближайшие четыре года?

- Сказать о планах на четыре года - это, конечно, будет смело. Долгосрочное стратегическое планирование - это, в большей степени, компетенция Президента РФ. Если брать вопросы местного самоуправления, то можно констатировать, что сегодня сформирована законодательная база, которая позволит определять стратегию и тактику решения задач. Вопросы стратегического развития местного самоуправления, безусловно, будут рассматриваться на заседаниях Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ. Аналогичный Совет при Председателе Государственной Думы будет рассматривать вопросы, касающиеся законодательного обеспечения реализации постановлений Госдумы. В свою очередь, Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления - это орган, который на практике реализует вырабатываемые законодательные инициативы, рассматривает их и выносит на обсуждение. Такова роль нашего Комитета. Также одним из "застрельщиков" в вопросах местного самоуправления выступает Министерство регионального развития, которое инициирует реализацию законодательных и других нормативных актов, касающихся местного самоуправления.

- С трудом верится, что Ваш комитет и входящие в него депутаты являются просто исполнителями...

- Это не так. Депутаты нашего Комитета входят и в Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления и в аналогичный Совет при Председателе Государственной Думы. Решения же в этих органах принимаются коллегиально.

- Понятно. Возвращаясь к планам работы Комитета на ближайшие четыре года, как Вы оцениваете действующий сегодня Закон о местном самоуправлении?

- До конца текущего года одной из актуальных задач нашего Комитета является анализ и оценка реализации 131-го закона в субъектах РФ. Насколько объективен процесс его реализации, в каком объеме он выполняется - вопросы, которые нас интересуют в первую очередь. Говорят, что 68 субъектов РФ перешли на работу по 131-му закону, но мы знаем, что многие из тех, кто рапортовал об этом, не в полном объеме перешли на работу в рамках этого закона. То есть, сегодня Закон о местном самоуправлении позволяет по соглашению между разными уровнями власти передавать часть полномочий на другие уровни. Соответственно, можно считать, как тот или иной субъект работает в рамках 131-го закона. Это нужно проанализировать, чтобы самих себя не обманывать.

- Вячеслав Степанович, что Вы имеете в виду, когда говорите про передачу полномочий на основе соглашения?

- Возможно, многие путем различных соглашений и всевозможных региональных законодательных актов ушли от реализации 131-го закона и провалили саму идею муниципальной реформы. Задача нашего Комитета: совместно с заинтересованными органами, - среди которых, прежде всего, Министерство регионального развития, а также Конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет местного самоуправления и Ассоциация союзов глав городов, - понять, какова ситуация в этом вопросе на самом деле. Это большая работа, но мы к ней готовы.

- Закон о местном самоуправлении достаточно широко трактует возможности организации местного самоуправления на местах. Как Вы считаете, в каких регионах наиболее успешно произошел переход на местное самоуправление нового типа?

- 131-й закон в своей изначальной концепции был очень жесткий. Возможности каких-либо движений по поводу передачи полномочий на тот или иной уровень практически не было. В связи с тем, что ряд государственных деятелей и руководителей различного уровня стали доказывать, что не все субъекты, тем более - муниципальные образования - готовы к этой работе в полном объеме, было принято решение о переходном периоде - до 1 января 2009 года. Поэтому сегодня я не хотел бы давать оценку - где работают плохо, а где хорошо. Практически во всех субъектах РФ существует мнение, что работают хорошо. А вот насколько это объективно, и насколько верно понимание, что они работают в рамках 131-го закона или в рамках соглашений, это предстоит оценить до конца этого года. Это нужно, чтобы принять решение о наших дальнейших действиях. Сегодня раздаются мнения в средствах массовой информации, что переходный период нужно продолжить... Сколько переходить-то будем? Может, кому-то выгодно, чтоб данный процесс продолжался бесконечно, но мы этого не допустим.

- Вячеслав Степанович, Вы говорите в основном об экономических основах местного самоуправления, но многих (особенно самих глав муниципальных образований) сегодня интересует "вопрос политический" - будут или нет назначаться "из Москвы" или по представлению губернаторов главы крупных городов?

- Я бы не стал политизировать этот вопрос. Его политизируют те, кого это касается непосредственно - а мы исходим из логики эффективности. Если от этого работа представителей власти всех уровней на благо граждан будет более успешной - то, наверное, стоит рассмотреть этот вопрос, если нет - значит, нет. Как я уже говорил ранее, вначале стоит проанализировать ситуацию по выполнению 131-го закона с этой точки зрения, а потом уже делать выводы.

Если говорить о мнениях отдельных субъектов политической деятельности, то сегодня по данному вопросу существует несколько мнений. Так, например, Борис Вячеславович Грызлов убежден, что процедура, которая действует сегодня, то есть, избрание мэров путем прямых народных выборов, должна сохраниться. Что касается других позиций... Например, гипотетически можно предположить, что по аналогии и в продолжение сравнительно новой процедуры выбора глав регионов РФ, стоит выбирать глав крупных городов. То есть, их кандидатуры могут быть предложены на утверждение Президенту РФ главами регионов. Это было бы логично и продолжало бы вертикаль управления на местном уровне. Но, подчеркиваю, пока это просто мысли вслух.

- В России достаточно остро стоит вопрос о конфликте "область - город". Речь, конечно, идет о городах столичного значения. Решать политическими и партийными методами конфликт не всегда удается. Система назначения, о которой Вы говорите, в случае ее реализации и будет направлена на снятие этих конфликтов?

- Это не главное. Во многих регионах уже введена система разделения политических и хозяйственных функций главы крупного города...

- Например, я знаю, что такая система существует в Вашем родном городе Тюмени...

- Да, в Тюмени, и не только там. Такая система, при которой работают наемный сити-менеджер и выборный глава, в принципе доказала свою эффективность, поскольку позволяет не политизировать чисто хозяйственные вопросы и, в тоже время, не упускает из вида политическую составляющую - то есть, мнение жителей муниципалитетов о развитии своей территории.

- Как вы относитесь к деятельности общественных организаций, представляющих интересы местного самоуправления и их глав?

- В России действует достаточно много таких организаций, например, Конгресс муниципальных образований. Их деятельность, в целом, позитивно сказывается на развитии темы местного самоуправления, выбора модели, приемлемой для России. Эти организации представляют мнение значительной части управленческого слоя, и к их мнению мы всегда прислушиваемся. Хотя они и не имеют возможности законодательной инициативы, они могут влиять на принятие решений путем активного участия в различных советах при органах власти. Что, собственно, они и делают весьма успешно.

- Как политика в отношении местного самоуправления сегодня соответствует задачам, поставленным Президентом РФ на недавнем заседании Госсовета, посвященного стратегии развития России до 2020 года?

- Хороший вопрос, неоднократно убеждался, что журнал "Регионы России" прекрасно понимает основную линию политики Президента. Это курс на инновации и возрождение промышленной мощи государства. Откуда будет идти тенденция к новым идеям, воплощению их на практике? Конечно, "снизу". А это и есть тема местного самоуправления.

- И последний вопрос, Вячеслав Степанович. Сегодня у Вас широкий круг должностей - Председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы ФС РФ, Секретарь Политического совета Тюменского регионального отделения партии "Единая Россия", член Президиума Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ... Как все успеваете?

- Успеваю то, что нужно успеть. Просто стараюсь эффективно распределять свое время и ставить верные акценты.

- Спасибо, успехов Вам.

Беседовала Ольга ЧЕРНОКОЗ




Вставка 1

Борис Грызлов: "Отмену выборов мэров считаю неправильной"

Об этом глава нижней палаты парламента заявил 13 ноября 2006 года на встрече с главами областных центров, посвященной проблемам социально-экономического развития региональных столиц.

- К сожалению, сегодня есть некий разрыв между государственной властью и народной властью. Те законы, которые принимаются и действуют в настоящее время, они, безусловно, регулируют местное самоуправление, регулируют деятельность муниципальных образований. Но не все сегодня выстроено так, чтобы мы говорили о том, что условия для функционирования местного самоуправления созданы идеальные. Развитие и совершенствование системы местного самоуправления возможно только при активной и ответственной позиции руководителей местного самоуправления. Без вовлечения населения в осуществление самоуправления, без повышения гражданской активности невозможно развитие истинного самоуправления. Руководители местного самоуправления, особенно мэры крупных городов, с их профессионализмом, экономическим и организационным потенциалом, должны активно участвовать в формировании власти всех уровней. Без ясной и однозначной позиции на выборах невозможно достижение конкретных результатов...

Отдельно Борис Грызлов коснулся вопроса выборности мэров. Речь шла о предложении группы депутатов "Единой России" о разделении крупных центров на внутригородские регионы. Предлагается передать местное самоуправление на уровень внутригородских территорий. Спикер Госдумы считает, что такой шаг может привести к отмене выборов мэров крупных городов: "Создание областных центров внутри городских территорий мною не поддерживается. Потому что это один из шагов, который может впоследствии привести к ситуации, когда будет фактически отменена выборность мэров столичных городов. Мы это понимаем прекрасно. Я это не поддерживаю".

Вставка 2

Местное самоуправление по-тюменски...

Тюмень выбрала вариант организации местного самоуправления, вписывающийся в американскую модель "Совет - управляющий", по которой глава муниципальной администрации (сити-менеджер) назначается на контрактной основе муниципальным советом (представительным органом местного самоуправления).

У этой модели есть свои сильные и слабые стороны. Ее преимущество заключается в возможности отобрать для управления городской администрацией менеджера по профессиональным качествам и контролировать его работу более эффективно, чем это делали избиратели. Слабая сторона является обратной стороной вышеназванного преимущества: назначенный глава администрации более уязвим, зависим от "работодателя" в лице представительного органа. Но для обеспечения "профессионализации" муниципального управления путем разделения представительских и административных функций, важно предоставить максимальный доступ профессионалов к конкурсу на замещение должности руководителя муниципальной администрации.

...и по-челябински

В другом регионе Уральского федерального округа - Челябинской области - решили, что пост сити-менеджера не отвечает требованиям времени.

На Южном Урале в 2004 году при мэре Вячеславе Тарасове был принят новый устав Челябинска, который предполагал, что избранный на всенародных выборах глава города становился бы только руководителем городской Думы. А вся реальная власть оказывалась в руках сити-менеджера, работающего по контракту.

Новый мэр Михаил Юревич сразу объявил о своем нежелании управлять городом по данной системе. После избрания он заявил, что прописанная в уставе форма местного самоуправления вводит избирателей в заблуждение: выбирая мэра, они фактически голосуют лишь за председателя Думы. Пройдя процедуру инаугурации, г-н Юревич создал рабочую группу, которая начала заниматься новым изменением устава Челябинска.

Вставка 3

Новые Советы

Первое заседание Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, которое состоялось 1 февраля 2008 года в Новочеркасске Ростовской области, было посвящено проблемам российского образования.

Присутствовавшие на встрече с Президентом России Владимиром Путиным и первым вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Медведевым губернаторы и мэры городов говорили о нехватке детских садов и яслей, недостаточном финансировании, низкой заработной плате воспитателей и педагогов учреждений дополнительного образования. Также представители местных органов власти делились с коллегами опытом работы в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования.

В заключение заседания, Президент РФ поручил Правительству РФ разработать и предоставить предложения по внедрению новых организационно-правовых форм в учреждения детского дошкольного и дополнительного образования, проработать вопрос по совершенствованию их финансирования. Также Владимир Путин отметил: "Инновационный путь развития экономики невозможен без инвестиции в человека - в образование и в здравоохранение".

22 октября 2007 года был учрежден Общественный Совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Целью Муниципального совета является выработка рекомендаций по совершенствованию законотворческой деятельности Государственной Думы и формированию более эффективной государственной политики в области местного самоуправления.

В обязанностях Совета - анализ и оценка правового регулирования и правоприменительной практики в сфере местного самоуправления, разработка рекомендаций по формированию государственной политики в сфере местного самоуправления и распространение положительного муниципального опыта. Члены Совета будут формировать консолидированное мнение муниципального сообщества по наиболее принципиальным решениям Государственной Думы в сфере местного самоуправления.

Вставка 4

Справка "РР"

Заканчивается переходный период, установленный законодателем для полноценной реализации муниципальной реформы. 1 января 2009 года Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступит в действие в полном объеме. В настоящее время он действует без ограничений в 68 субъектах РФ, 1 мая к ним присоединится Ярославская область.

К концу года закон будет действовать в полном объеме и в остальных регионах - Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Архангельской, Владимирской, Московской, Псковской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской областях, Ханты-Мансийском автономной округе-Югре и Еврейской автономной области.

Сегодня в Российской Федерации функционируют 241154 муниципальных образований: городских округов - 513, муниципальных районов - 1799, городских поселений - 1732, сельских поселений - 19 864, внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - 236".


Источник: Интернет-портал "Регионы России"

Док. 556399
Перв. публик.: 22.04.07
Последн. ред.: 22.04.09
Число обращений: 0

  • Тимченко Вячеслав Степанович
  • Чернокоз Ольга Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``