В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сенсация дня: Есть российские предложения по сотрудничеству в энергетике Назад
Сенсация дня: Есть российские предложения по сотрудничеству в энергетике
Наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" только сегодня опубликовала материал "Россия подготовила проект базового документа по вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики", в котором рассказала о сообщении Президента России Дмитрия о том, что Россия подготовила проект документа о сотрудничестве в энергетической сфере. Мы никак не ожидали, что этот документ будет уже сегодня опубликован на сайте Президента России, но это произошло. Поэтому мы считаем своим долгом немедленно привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru прямой текст этого документа, а также беседу помощника Президента России Аркадия Дворковича с журнадистами о нём с нашим последующим комментарием.


Пресс-служба Президента России сообщает, что документ, содержащий российские предложения по вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики, направлен руководству стран "восьмёрки", "двадцатки", Содружества Независимых Государств, ближайшим соседям и партнёрам России, международным организациям.

Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы):

1. Будущей более устойчивой модели долгосрочного развития требуется современная, адекватная складывающимся условиям мировая система энергообеспечения.

2. Существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридически обязательные нормы в области международных энергетических отношений оказались не способны предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, что ставит вопрос о необходимости радикального совершенствования правовой основы мировой торговли энергетическими ресурсами.

3. Целесообразно создание нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия.

4. Новая система правовых актов в области энерегетики должна быть:

- универсальной (применимой к отношениям между любыми странами),

- открытой (к ней могут присоединиться третьи страны),

- всесторонней (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия),

равноправной и недискриминационной (без дисбалансов в пользу отдельных категорий участников),

- не противоречащей соответствующим обязательствам в других международных документах

- эффективной (должна включать действенный общий механизм реализации).

Основные принципы новой правовой базы глобального энергетического сотрудничества

В энергетических взаимоотношениях необходимо руководствоваться опытом выполнения Документов Энергетической хартии и подходами, зафиксированными в Декларации и Плане действий "Группы восьми" по обеспечению глобальной энергетической безопасности, одобренными на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 году.

Стороны должны осуществлять сотрудничество в сфере энергетики на основе следующих основных принципов:

- признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена;

- взаимная ответственность стран - потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности;

- признание безопасности предложения (поставок) и спроса (прозрачный и предсказуемый сбыт) в качестве ключевых аспектов глобальной энергетической безопасности;

- безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами;

- обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера;

- охват всех видов энергии и энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования;

- транспарентность всех сегментов международных энергетических рынков (производства/экспорта, транзита, потребления/импорта);

- недискриминационное поощрение и защита инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки;

- поощрение взаимного обмена активами энергетического бизнеса в рамках инвестиционной деятельности;

- обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим технологиям и участие в передаче технологий;

- обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в т.ч. через транзитные системы;

- обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные;

- обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры;

- содействие осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности;

- обязательность консультаций и координации энергетической политики и связанных с ней мер, в т.ч. в области формирования будущей структуры энергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторных документов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии, планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность;

- создание и совершенствование механизмов раннего предупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств;

- повышение эффективности производства, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемых на национальном и международном уровне;

- стимулирование широкого научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньях энергетической цепочки;

- совместная работа по охране окружающей среды, предотвращению новых и борьбе с последствиями происходящих неблагоприятных климатических изменений;

- терминологическое и понятийное единообразие создаваемых новым документом режимов (в том числе в области транзита - Приложение 1).

Приложение 1. Элементы соглашения о транзите

Интегральной частью новой системы документов должно стать новое соглашение о гарантиях транзита энергетических материалов и продуктов (перечень - Приложение 2), включающее в качестве неотъемлемой части договор, устанавливающий процедуру преодоления чрезвычайных ситуаций в данной сфере.

Целью соглашения является обеспечение надежного и бесперебойного транзита.

Соглашение определяет:

- основные термины, единообразное применение которых в транзитных договорах будет способствовать универсальному применению соответствующих правовых норм;

- принципы установления транзитных тарифов (объективность, разумность, прозрачность, недискриминационность, обоснованность затратами, комфортный налоговый режим);

- обязательства сторон соглашения обеспечивать выполнение обязательств по транзиту своими субъектами;

- неприемлемость непредусмотренного транзитными договорами прерывания или сокращения транзита, а также вмешательства в транзитные потоки;

- ответственность сторон за убытки, причиненные в результате невыполнения требований соглашения и транзитных договоров;

- механизмы координации действий сторон по оптимизации маршрутов транзита;

- систему органов (комиссий, формируемых на основе представительства сторон и авторитетных международных организаций), уполномоченных урегулировать чрезвыйчайные ситуации и действующих на принципах равноправного участия сторон;

- обязательность реагирования сторон на запросы партнеров и обязательства по обеспечению доступа экспертов сторон и органов по урегулированию конфликтов к транзитной инфраструктуре;

- предпочтительность дипломатическх каналов урегулирования конфликтов перед судебными с возможностью разрешения споров в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

- недопустимость оговорок к соглашению.

Приложение 2. Перечень энергетических материалов и продуктов

Ядерная энергетика

Руды и концентраты урановые или ториевые.

Руды и концентраты урановые.

Руды и концентраты ториевые.

Элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопы), их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты.

Уран природный и его соединения.

Уран, обогащенный ураном-235, и его соединения; плутоний и его соединения.

Уран, обедненный ураном-235, и его соединения; торий и его соединения.

Элементы радиоактивные, изотопы и соединения.

Использованные (отработанные) топливные элементы (ТВЭЛы) ядерных реакторов.

Тяжелая вода (оксид дейтерия).

Уголь каменный, газ природный, нефть и нефтепродукты, электроэнергия

Уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля.

Лигнит, бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата.

Торф (включая торфяную крошку), агломерированный или неагломерированный.

Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный.

Газ каменноугольный, водяной, генераторный и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и других газообразных углеводородов.

Смолы каменноугольные, лигнитовые, торфяные и прочие минеральные смолы, обезвоженные или необезвоженные, или продукты частичной дистилляции, включая восстановленные.

Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических (например, бензол, толуол, ксилол, нафталин, смеси прочих ароматических углеводородов, фенолы, масла креозотовые и прочие).

Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы или прочих минеральных смол.

Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород.

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (за исключением сырых).

Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие

Сжиженные:

- газ природный;

- пропан;

- бутан;

- этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;

- прочие.

В газообразном состоянии:

- газ природный;

- прочие.

Кокс нефтяной, битум нефтяной и другие остатки от переработки нефти, в том числе полученной из битуминозных пород.

Битум и асфальт природные; сланцы битуминозные или нефтеносные и пески битуминозные; асфальтиты и асфальтовые породы.

Смеси битуминозные, основанные на природном асфальте, природном битуме, нефтяном битуме, минеральных смолах или пеке минеральных смол (например, битуминозные мастики, асфальтовые дорожные покрытия).

Электроэнергия

Другие виды энергии

Древесина топливная в виде отрезков стволов, поленьев, сучьев, вязанок хвороста или аналогичных видах.

Уголь древесный (включая уголь, полученный из скорлупы или орехов), агломерированный или неагломерированный.



Ответы помощника Президента Аркадия Дворковича на вопросы журналистов:

А.ДВОРКОВИЧ: Как сказал Президент Российской Федерации, сегодня нашим коллегам по "восьмёрке", другим странам "двадцатки", странам СНГ, международным организациям, нашим соседям будет передан документ, который касается концептуальных подходов к новой правовой базе международного энергетического сотрудничества. Речь идёт о документе, который содержит три раздела. Первый - принципы международного энергетического сотрудничества, которые, мы считаем, должны быть заложены в новый международный правовой акт. Второй раздел - это элементы соглашения о транзите, неотъемлемой частью которого будет являться договор о разрешении конфликтных ситуаций в этой сфере - в сфере транзита. И третий раздел - это перечень энергетических материалов и продуктов, на которые мы предлагаем распространить эти правовые акты. То есть речь идёт не только о газе или только о нефти, но и обо всех энергетических продуктах включая такие продукты, как ядерное топливо, электричество, уголь и все остальные товары, которыми торгуем мы, которыми торгуют страны в энергетической сфере.

О том, что мы подготовим такие предложения, о том, что мы их передадим партнёрам, Президент говорил ещё в прошлом году на саммите "восьмёрки". Мы много раз подтверждали эту готовность на самых различных форумах, много раз заявляли о том, что нас не устраивают Энергетическая хартия и документы, которые входят в систему Энергетической хартии в нынешнем виде, и что мы считаем, что необходима новая международная правовая база. Теперь есть предмет для обсуждения - это вполне конкретные предложения, за которыми есть и подготовленный проект нормативных актов, но мы ещё заканчиваем их юридическую внутреннюю проработку. После этого мы будем готовы их представить на обсуждение партнёрам.

Мы, как сказал Президент, готовы к интенсивным переговорам с нашими партнёрами, прежде всего с Евросоюзом (это наши самые близкие энергетические партнёры), в отношении этих документов уже в ближайшие недели в самых разных форматах.

ВОПРОС: А что это означает? Мы же не присоединялись к Энергетической хартии, значит, мы не можем говорить о выходе из неё.

А.ДВОРКОВИЧ: Россия подписала Энергетическую хартию, но не ратифицировала её. Это означает, что мы не считаем себя связанными обязательствами по Энергетической хартии. Что касается договора к Энергетической хартии, то мы также не считаем себя связанными обязательствами по этому договору. Но дело не в том, какими обязательствами мы себя не считаем связанными, а дело в том, что мы предлагаем полномасштабную, новую нормативно-правовую базу для будущего энергетического сотрудничества. Мы хотим, чтобы отношения строились на прозрачных, понятных, надёжных и стабильных принципах, которые удовлетворяли бы все стороны: и потребителей, и производителей, и транзитёров энергоресурсов. Сегодня те документы, которые есть, уже не отвечают современным реалиям, современной ситуации.

К примеру, в отличие от ситуации, когда Энергетическая хартия подписывалась, изменился Евросоюз, изменилась его нормативно-правовая база, изменился его состав. И многие принципы, которые работают внутри Евросоюза, уже не стыкуются с положениями Энергетической хартии и соответствующих договоров к хартии. Это противоречие не устранено, и его можно устранить только заключив новые соглашения. Также, несмотря на многие обсуждения и даже обещания, эти документы так и не распространились, например, на ядерные материалы, а этот вопрос нас действительно сильно интересует: мы всегда говорили о нашем интересе к этой теме и считали, что нужно распространить действие тех же принципов и на эту сферу. Этого не случилось, эту проблему иначе как новым соглашением решить невозможно, так что будем предлагать партнёрам этим заниматься максимально интенсивно.

ВОПРОС: То есть нельзя говорить что мы вышли из хартии?

А.ДВОРКОВИЧ: Нет, мы не выходим. На нас эти документы фактически не распространялись.

ВОПРОС: Как Вы думаете, эти предложения найдут понимание?

Это предлагается взамен Энергетической хартии?

А.ДВОРКОВИЧ: Эти документы предлагаются фактически взамен Энергетической хартии, хотя, конечно, юридическое оформление может быть разным: это могут быть и изменения в Энергетическую хартию, и подготовка нового документа в связи с тем, что предлагается изменить многие принципы, добавить многие принципы, а также в связи с тем, что Энергетическая хартия сегодня не включает в себя многих важнейших игроков на мировом рынке. Наверное, переговоры стоит вести в более широком кругу о новом документе, чтобы этот круг договаривающихся стран включал в себя те страны, которые сегодня не входят в Энергетическую хартию. Речь идёт о важнейших партнёрах: речь идёт о США, Канаде, Китае, Индии; даже Норвегия не входит в Энергетическую хартию, хотя является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. Так что, наверное, всё-таки нужен новый документ, но мы открыты к диалогу в любой юридической форме.

ВОПРОС: Как Вы полагаете, Евросоюз воспримет наши доводы? Не можем ли мы остаться в изоляции, если они останутся на позициях Хартии?

А.ДВОРКОВИЧ: Мы уже много раз обсуждали в самых разных форматах с нашими партнёрами по Евросоюзу этот вопрос. Мы говорили об этом, это для них не новость, не сюрприз, - о том, что нас не устраивает Энергетическая хартия в нынешнем виде, что мы будем предлагать её менять. Постепенно отношение к этому вопросу у наших партнёров в течение нескольких последних месяцев менялось, хотя с юридической точки зрения их позиция не изменилась. Но мы видели, что они всё более и более открыты к диалогу на эту тему, так что думаем, что и первоначальные консультации, и последующие переговоры могут быть максимально конструктивными, хотя, конечно, понимаем, что Евросоюзу нужно будет провести на эту тему большую внутреннюю работу.

ВОПРОС: А кто из стран СНГ уже точно поддерживает предложения России?

А.ДВОРКОВИЧ: Мы только сегодня передаём текст наших предложений, поэтому говорить о том, что кто-то его поддерживает, просто преждевременно. Наши финские партнёры получили этот документ первыми. Поскольку готовность к этому появилась именно здесь, в Финляндии, мы посчитали необходимым нашим финским партнёрам передать эти документы первыми. В ближайшие часы эти документы получат и остальные наши партнёры.

ВОПРОС: А сколько их?

А.ДВОРКОВИЧ: Нескольким десяткам стран. Я сказал уже о том, что это как минимум все страны "двадцатки" и все страны СНГ, международные организации, которые работают в этой сфере, конечно же, Европейская Комиссия, но также и другие страны, которые являются активными игроками на энергетическом рынке, например члены Энергетического форума, в который входят основные производители и потребители нефти.

Финляндии мы передали документ первыми, поскольку именно к сегодняшнему дню у нас появилась готовность передать эти документы, а мы находимся здесь, в Финляндии.

ВОПРОС: Возвращаясь к сегодняшним переговорам, всё-таки по "Северному потоку" более конкретных договорённостей с Финляндией удалось достигнуть?

А.ДВОРКОВИЧ: Речь идёт о графике внутренних процедур здесь, в Финляндии. И именно это обсуждалось - мы рассчитываем, что в течение этого года может быть достигнут прогресс.

ВОПРОС: То есть Правительство примет юридическую процедуру и согласится с обязательствами. Или о чём идет речь?

А.ДВОРКОВИЧ: Не хотелось бы вмешиваться во внутренние финские процедуры. Это, действительно, суверенное дело каждой страны осуществлять этот процесс в соответствии с внутренним законодательством. Мы уважаем эти принципы, считаем, что проект обеспечивает максимальную экологическую безопасность и, исходя из этого, рассчитываем на позитивное отношение и финских, и шведских партнёров к этому проекту.

ВОПРОС: А эстонских?

А.ДВОРКОВИЧ: И эстонских. Если мы думаем снять политические нюансы и тонкости - с точки зрения экологии и уж тем более экономики этот проект и надежён, и выгоден всем.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, какие основные принципы, о которых в первом разделе говорится?

А.ДВОРКОВИЧ: В первом разделе того документа, который был распространён, речь идёт о принципах стабильности, прозрачности отношений в этой сфере. Речь идёт о том, что каждая страна обладает суверенитетом над своими ресурсами, которые находятся на её территории. Речь идёт о не дискриминационном доступе к разработке этих ресурсов в соответствии с соответствующими договорённостями и соглашениями. Речь идёт о том, что страны будут поощрять инвестиции и создавать благоприятный налоговый режим для таких инвестиций. Речь идёт о том, что будущие соглашения, касающиеся отдельных элементов энергетического сотрудничества, таких как транзит, не должны содержать оговорок, а должны применяться на равной основе ко всем и в соответствии с принципом равного подхода. Речь идёт о том, что соглашения должны затрагивать все аспекты энергетического сотрудничества, а не только транзит, или только потребление, или только производство, и должны затрагивать все, как я уже говорил, энергоресурсы, все продукты и материалы энергетического характера. Там есть ещё несколько принципов, которые вы увидите, когда материал будет опубликован, будет в открытом доступе. Думаю, уже это произойдет завтра, на сайте Президента материал появится.

ВОПРОС: Скажите подробнее, пожалуйста, о том, что касается ядерных материалов. Как это будет работать?

А.ДВОРКОВИЧ: Что касается ядерных материалов, для нас всегда это было сферой особых интересов. К сожалению, любой вопрос в этой сфере сегодня в Европе решается на основе отдельных договорённостей, не подчиняется принципам Энергетической хартии, соответственно если бы мы применяли Энергетическую хартию, если бы мы к ней присоединились (мы этого не сделали), мы были бы ограничены некоторыми обязательствами. По ядерным материалам наши партнёры такими обязательствами не были бы ограничены. Если наши предложения будут приняты, соответственно, эти принципы, о которых я только что сказал, будут распространяться и на торговлю ядерными материалами".

Мы в нашей редакции считаем, что сам Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы) нужно комментировать не спеша и в отдельном материале и поэтому здесь остановимся на ответах помощника Президента Аркадия Дворковича на вопросы журналистов, который как раз комментирует этот документ.

В начале Аркадий Дворкович констатировал, что "теперь есть предмет для обсуждения - это вполне конкретные предложения, за которыми есть и подготовленный проект нормативных актов, но мы ещё заканчиваем их юридическую внутреннюю проработку. После этого мы будем готовы их представить на обсуждение партнёрам.

Мы, как сказал Президент, готовы к интенсивным переговорам с нашими партнёрами, прежде всего с Евросоюзом (это наши самые близкие энергетические партнёры), в отношении этих документов уже в ближайшие недели в самых разных форматах".

Аркадий Дворкович подтвердил, что этот документ фактически предлагается вместо Энергетической хартии, но могут быть варианты по её изменению и дополнению. Главная задача охватить этим документом всех участников сотрудничества в сфере энергетике.

Помощник Президента России Аркадий Дворкович так рассказал об основных принципах новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетике:

"В первом разделе того документа, который был распространён, речь идёт о принципах стабильности, прозрачности отношений в этой сфере. Речь идёт о том, что каждая страна обладает суверенитетом над своими ресурсами, которые находятся на её территории. Речь идёт о не дискриминационном доступе к разработке этих ресурсов в соответствии с соответствующими договорённостями и соглашениями. Речь идёт о том, что страны будут поощрять инвестиции и создавать благоприятный налоговый режим для таких инвестиций. Речь идёт о том, что будущие соглашения, касающиеся отдельных элементов энергетического сотрудничества, таких как транзит, не должны содержать оговорок, а должны применяться на равной основе ко всем и в соответствии с принципом равного подхода. Речь идёт о том, что соглашения должны затрагивать все аспекты энергетического сотрудничества, а не только транзит, или только потребление, или только производство, и должны затрагивать все, как я уже говорил, энергоресурсы, все продукты и материалы энергетического характера".

Он особо отметил, что эти принципы распространяются и на ядерные материалы и их распространение.

Задали Аркадию Дворковичу и вопрос о проекте "Северный поток". Ответ был достаточно оптимистичен - "в течение этого года может быть достигнут прогресс".

В целом мы приветствуем эту инициативу России и Президента Дмитрия Медведева, который как всегда следует своему принципу "обещал - сделал".

Лев Иванов.

21 апреля 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 556232
Перв. публик.: 21.04.09
Последн. ред.: 22.04.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Дворкович Аркадий Владимирович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``